Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды28 мая 2015 16:10

«Бег» Бутусова: Солярис, воплощающий сны

Четыре часа трагичнейшего Булгакова под композиции «Пинк Флойд» в открытом космосе – это - ей-богу! - поражает в самое сердце и это так величественно, что останется в памяти навсегда
Пьеса Михаила Булгакова «Бег» поставлена в театре Вахтангова известным театральным режиссером Юрием Бутусовым. Фото: Александр Торгушников/vakhtangov.ru

Пьеса Михаила Булгакова «Бег» поставлена в театре Вахтангова известным театральным режиссером Юрием Бутусовым. Фото: Александр Торгушников/vakhtangov.ru

Тем более что сильнейшее ощущение конца времен, заложенное в «Беге», оно для нас, жителей одной шестой, и так как день сурка: не изживается. Только вздохнули, начинай сначала. Поэтому истинная классика нас никогда не перестает будоражить.

Пьеса Михаила Булгакова «Бег» поставлена в театре Вахтангова известным театральным режиссером Юрием Бутусовым (главреж театра Ленсовета). История гибели Белой армии в Крыму и личных трагедий булгаковских героев-скитальцев Серафимы Корзухиной, преданной мужем, приват-доцента Голубкова, Романа Хлудова и генерала Чарноты почти не имеет сценических воплощений (когда-то Сталин запретил его ставить МХАТу, в Москве была правда постановка табакерки 2003 года со Смоляковым - Хлудовым, да исчезла, а вот фильм 70-го года, наверное, многие видели. Спектакль Бутусова, конечно, совсем другая планета - если хотите, Солярис, материализующий сны. Снов тоже восемь, как и в тексте Булгакова. Но они здесь – гипнотическое зрелище (сценография Александра Шишкина), ассоциации, превращения. В первом действии персонажи кажутся по-гулливеровски огромными, и все они отрезаны от пространства огромной вахтанговской сцены техническим лязгающим занавесом, похожим на обшивку вагона или корабля. На авансцене - Серафима (Екатерина Крамзина), ее трясет от тифозного жара. Ей приносят и приносят пластиковые стаканчики с водой, их уже целая вереница на полу. У персонажей выбеленные лица и нарисованные изумленные брови. У высоченного влюбленного в Серафиму Голубкова (Сергей Епишев) накладной зад, но он при этом совсем не вызывает смеха. Здесь есть человек-бронепоезд (Валерий Ушаков) и бег задом наперед, как будто пленка отматывается назад, здесь из кровавой бархатной ложи, как черт, выпрыгивает верткий Корзухин, здесь все элементы фантасмагории повторяются и повторяются, как маятник, качая адреналин, растворяя и забрая тебя внутрь происходящего. Где ты, что ты - уже неважно. Ты частичка времени. Как и генерал Хлудов, который в конце первого акта быстро-быстро перебирая кистями рук, буквально превращается в несущегося таракана. Эта сильнейшая сцена потрясает еще больше от того, что в антракте ты видишь, что в первом ряду партера сидят висельники с мешками на головах. Один из которых потом окажется ожившим призраком вестового Крапилина.

Во втором, «константинопольском», акте в огромном пространстве сцены под двойной красной луной с прожекторами, похожими на летящих насекомых, жестокий белый генерал Роман Хлудов становится человеком-крючочком (как играющий его Виктор Добронравов уменьшился ровно вдвое – непостижимо). И то, как он, больной и нищий моет пол из ведерка, и как генерал Чарнота (Артур Иванов), тряся бубном, неистово поет "ну а я-а-а-а, а я остаюю-юсь", забыть совершенно нельзя. Звуковой дизайн спектакля вообще бьет в цель, включая в себя, кроме Пинк Флойд, и «Океан Эльзы», и знаменитый шлягер «Mr.Sandman», сопровождающий в спектакле русских вдов, выброшенных на панели Европы.

«Бег» Бутусова заканчивает галлюциногенный сквозной персонаж - сломанная белая хромая кукла без лица, с вывернутыми назад руками и колышущейся колоколом юбкой: она уводит сгорбленного маленького Хлудова в бескрайнюю темноту сцены, откуда звучит финальный выстрел в висок.

Ст. м. "Смоленская", Арбат, 26

28 мая, 21 июня, 2 июля

Цена билетов: 250 – 2500 руб.

ЧТО ЕЩЕ ПОСМОТРЕТЬ

Гоголь-центр

«Обыкновенная история»

Роман русского писателя Иван Гончаров сегодня так же беспощадно точен, как и 170 лет назад. Молодой и восторженный Александр Адуев приезжает в Петербург из провинции, готовый покорить весь мир. Но скоро его идеалы оказываются растоптаны, и он повторяет судьбу своего практичного и бесстрастного дяди Петра. То, что делают на сцене актеры, наводит резкость на особенности нашего сегодня, но матрица неизменна.

Режиссер - Кирилл Серебренников.

В ролях: Алексей Агранович, Филипп Авдеев, Екатерина Стеблина и др.

Ст. м. «Курская», ул.Казакова, д.8

4, 5 июня

Цена билетов: от 600 руб.

Студия театрального искусства

«Самоубийца»

Смотреть на то, как Семен Подсекальников старается изо всех сил, но, несмотря на все подстрекательства, никак не может покончить с собой, - смешно до слез. Пьеса Николая Эрдмана, собравшая всех представителей столичцы эпохи НЭПа, от простого мясника и никудышного безработного до священника и интеллигента, превратилась в остроумный «спектакль-высказывание» о маленьком человеке…

Режиссер - Сергей Женовач

В ролях: Вячеслав Евлантьев, Сергей Аброскин, Катерина Васильева, Алексей Вертков, Иван Янковский

5, 14, 28 июня

Цена билетов: от 600 руб.

Современник

«Потанцуем…»

Яркая, смешная и теплая пьеса Людмилы Улицкой родилась из рассказа «Женщины русских селений». Ее три женщины-тетеньки-дамочки встречаются при этом не в деревенской глуши посреди Среднерусской возвышенности и даже не в центре российского города. Судьба сводит их… в Нью-Йорке. Где-то в середине 90-х. У них многое уже позади, но еще есть время любить, радоваться и просто жить.

Режиссер - Анджей Бубень.

В ролях: Яниной Романовой, Инной Тимофеевой, Дарьей Фроловой.

Ст. м. «Чистые пруды», Чистопрудный б-р, 19

4, 14, 28 июня

Цена билетов: от 500 руб.