Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды1 июня 2015 22:00

«Сотбис» продает картину Айвазовского, которую в России считают краденой

Российский Интерпол требует снять с торгов полотно «Вечер в Каире», принадлежавшее любимцу Сталина
Когда подписывался номер «КП», было не ясно, за какие деньги и кому достался пейзаж Ивана Айвазовского «Вечер в Каире» на торгах «Сотбис» в Лондоне. Фото: Иван Айвазовский. «Вечер в Каире».

Когда подписывался номер «КП», было не ясно, за какие деньги и кому достался пейзаж Ивана Айвазовского «Вечер в Каире» на торгах «Сотбис» в Лондоне. Фото: Иван Айвазовский. «Вечер в Каире».

2 июня лондонский аукционный дом Сотбис все же намерен продать «Вечер в Каире» Ивана Айвазовского, хотя российский Интерпол просил снять это полотно с торгов, считая его украденным в России. Начальная стоимость, 2 миллиона фунта стерлингов, из-за скандала может вырасти вдвое.

Представители Сотбис, в свою очередь, перед тем как выставить картину на аукцион предприняли меры предосторожности и убедились в том, что картина под названием «Вечер в Каире» не значится ни в одной базе украденных ценностей – ни в списке Минкультуры РФ, ни в аналогичном международном реестре. Таким образом, закон соблюден. Только что делать с тем, что, по заявлению МВД России, это полотно Айвазовского было украдено из частной коллекции в Москве в 1997 году?

Попробуем разобраться. За картиной под названием «Вечер в Каире», где изображен закатный вид на город и танцующие девушки в центре композиции, тянется плотный шлейф криминальной истории, которая, возможно, так и не будет распутана до конца.

Как рассказал «КП» составитель "Каталога подделок произведений живописи" и "Внимание, розыск!" директор ООО "Реестр культурных ценностей" Владимир Рощин, в 1950-х годах эта работа принадлежала Ивану Носенко – сталинскому фавориту, который был министром машиностроения, потом народным комиссаром судостроительной промышленности СССР и в 1956 году был похоронен в Кремлевской стене. Его коллекция живописи перешла наследникам – вдове Тамаре Носенко и двум сыновьям Юрию и Владимиру. Юрий, старший из братьев, скончался семь лет назад в США, пройдя путь от агента КГБ до агента ФБР (несмотря на рассекреченные архивы, до сих пор непонятно, была ли эта метаморфоза 1964 года банальным предательством). Владимир Носенко всю жизнь работал дипломатом при посольствах. Дома в Москве, оставалась вдова сталинского министра. Она-то и стала жертвой наглого ограбления в 1997 году, когда бандиты вынесли в числе прочих ценностей и картину «Вечер в Каире».

Теперь, впрочем, к каждому упоминанию этой картины Айвазовского следует добавлять слово «предположительно». Потому что то уголовное дело так и не было раскрыто. Оно всплыло два года назад, когда Владимир Носенко обнаружил, что «Вечер в Каире» выставлен в Лондоне на «русских торгах». В тот, первый раз, картину сняли. Пытались выяснить, что да как. И ничего не выяснили.

Дело в том, что с разрешения Носенко-старшего картина выставлялась один раз – в 1950 году. По документам, в Союзе художников, на Крымском Валу, и с меньшей долей уверенности можно сказать, что она выставлялась в Третьяковке, но качественных фотографий картины, принадлежавшей семье Носенко, нет. Не существует. То есть сравнить изображения того, похищенного у семьи Носенко полотна, и этого, выставленного Сотбис на торги, не-воз-мож-но! Не говоря уже о том, что невозможна и более тщательная экспертиза.

- Для того, чтобы точно разобраться в этой картине и кому она принадлежит, нужны веские доказательства и проведение полного комплекса экспертных действий, как искусствоведческих, так и юридических при наличии доказательной базы. – посвятил нас в детали дела Владимир Рощин.

В такой ситуации аукционный дом Сотбис счел для себя разумным придерживаться версии существования двух картин кисти Айвазовского под названием «Вечер в Каире». Нельзя отрицать, что такое возможно. Всемирно известный маринист увлекался темой Египта, и сколько схожих пейзажей Каира среди его 6000 картин, никто не может точно сказать. Возможно, это два подлинника, схожие между собой, а возможно, один из двух «Вечеров в Каире» - подделка.

Так это или нет, но заявления Минкультуры и МВД России с просьбой снять с текущих торгов до выяснения истины картину, представляющую национальное достояние, похоже не возымели действия.

Ну а Владимир Носенко от комментариев отказывается, и мало того, он лично, как частное лицо ни с какими заявлениями в Сотбис не обращался. Сообщается, что между ним и нынешним владельцем картины (скорее всего, добросовестным приобретателем) даже заключено соглашение о том, что он не будет возражать против продажи полотна. Подразумевается, что он по этому соглашению получит часть прибыли.

Еще один нюанс

Есть надежда, что МВД все же раскроет тайну «Вечера в Каире» и тогда, если будет установлено, что полотно, выставленное на нынешние торги, все же принадлежало семье Носенко, будет возбуждено дело о контрабанде. Кто и когда ее вывез за границу?

- Тут возможны варианты, - объясняет Владимир Рощин, - или картину вывезли контрабандой, как обычно это происходит, или же на законных основаниях, получив экспертизу на вывоз за взятку, где изложено что данная картина не имеет культурной ценности. Это известная схема, когда злоумышленник запасается экспертизой, где написано, что это полотно неизвестного художника, - для прохождения таможенного, и другой экспертизой – не липовой, для представления картины на аукционе. Наши специалисты регулярно находят на зарубежных аукционах похищенные картины, опубликованные в наших каталогах.