Общество

Глава регионального Управления ГИБДД: Калининградцы охотно сообщают нам о пьяных водителях

Андрей Державицкий ответил на актуальные вопросы «Комсомольской правды»
В последнее время пробки стали привычным явлением для Калининграда. Одна из наиболее проблемных магистралей – улица 9 Апреля.

В последнее время пробки стали привычным явлением для Калининграда. Одна из наиболее проблемных магистралей – улица 9 Апреля.

Фото: Иван МАРКОВ

ПРОБЛЕМЫ ДВИЖЕНИЯ

— Давайте начнем с наиболее насущных проблем. Я подразумеваю изменившуюся схему движения, а уж если называть вещи своими именами - транспортный коллапс в Московском районе после начала ремонта сразу трех путепроводов. Прогнозировалась ли Госавтоинспекцией подобная ситуация и если да, то какие меры предпринимались, чтобы ее избежать?

— Мы давали предложения в мэрию Калининграда сразу по 16 узлам - уличным перекресткам и наиболее загруженным участкам автомагистралей. Самое элементарное, что можно было бы предпринять, - оборудовать информационные щиты с маршрутами объезда мест проведения ремонтных работ. Другое предложение заключается в том, чтобы на некоторых перекрестках запретить левый поворот. Конечно, вряд ли его можно назвать популярным, однако, как показывает практика, в ряде случаев (например, на улице Дзержинского) это был бы вполне оптимальный выход из положения. Предлагались и некоторые другие меры: по перекрестку у Южного вокзала, улиц Инженерная – Киевская и т.д.

И как они были восприняты городскими властями?

— Как нам ответили, «находятся в работе». И пока мы сами вынуждены заниматься решением проблемы. Только что у нас был инженер муниципального учреждения, обслуживающего светофоры, мы вместе решали, на каких именно светофорах нужно увеличить время разрешающего сигнала. Нужно заметить, что после 1 июня, когда прекратились перевозки детей в школы, положение несколько улучшилось. Да и водители, наконец, начали предварительно планировать предстоящий маршрут, исходя из оценки сложившейся ситуации. Хотя по-прежнему велика инертность мышления у наших автомобилистов. Очень уж неохотно и медленно они адаптируются к изменившейся обстановке.

Судя по тому, что с улицы Невского на Черняховского многие до сих пор норовят повернуть со второй полосы, это действительно так.

— Кстати, если уж мы вспомнили об этом перекрестке: пока будет закрыто движение по улице 9 Апреля, с улицы Невского вновь будет разрешен правый поворот с двух полос. Но это только до тех пор, пока не построят кольцо.

К слову, о круговом движении на этом перекрестке. Высказываются опасения, что оно не только не избавит от пробок, но и наоборот - может привести к еще большим.

— Именно поэтому там будут установлены светофоры. Кроме того, все четыре правых поворота будут отделены от общего кольца.

Существует еще одна идея от автомобилистов - убрать брусчатку около трамвайных рельсов на улице Киевской у Южного вокзала, чтобы водители не сбрасывали скорость, жалея подвеску своих машин и поневоле создавая заторы.

— Это нужно сделать немедленно! Не изменяя абсолютно ничего в схеме организации движения, просто заменить брусчатку асфальтом, и пробки значительно сократятся.

АВТОИНСПЕКТОР НЕ ЛЕСОРУБ

Традиционно волнующий калининградцев вопрос с вырубкой придорожных деревьев. У многих создается впечатление, что пилят уже и где надо, и где не надо. И делается это якобы по предписанию Госавтоинспекции.

— Необходимо убирать деревья на участках с повышенной аварийностью. Увы, но именно наезды на деревья сейчас составляют 20 процентов от общего числа ДТП. Но из 10 тысяч спиленных в прошлом году придорожных деревьев по нашему предписанию удалили меньше четырех тысяч. Остальные рубят по распоряжению местных властей в ходе реконструкции дорог, после заключения лесопатологов, по порубочным билетам… И, между прочим, вместо спиленных мы предлагали высаживать новые деревья - уже на большем удалении от проезжей части. Ведь по ГОСТу деревья должны находиться не ближе четырех метров от края дороги. В противном случае нужно ставить барьерное заграждение. В Европе такие есть, длиной по 30-40 километров. Но проблема в том, что у нас не имеется даже метра пространства для того, чтобы оборудовать «барьерку»! А вот по другую сторону кювета деревья бы никому не мешали, наоборот, выполняли бы много полезных функций. И мы даже выходили на областную комиссию по безопасности движения с идеей специальной программы «Придорожные деревья», которая предусматривала бы компенсационные посадки. Муниципалитеты на словах, вроде бы, «за», и даже уверяют, что высаживают деревья. Но почему-то где угодно, только не вдоль дорог!

ИЗБЫТОЧНЫЕ АВТОБУСЫ

Практически ежедневно наблюдаю натуральный беспредел в районе остановки общественного транспорта на улице Черняховского напротив Центрального рынка. Автобусы подбирают пассажиров едва ли не на ходу, часто даже не заезжая в специальный «карман». Машины проскакивают по «зебре», чуть не задевая носки туфель выходящих из-за автобуса пешеходов. И то, что пока обходится без серьезных трагедий, по-моему, иначе как чудом считать нельзя. Может, поставить там автоинспектора? Он же за день полугодовую норму по штрафам выполнит!

Андрей Державицкий.

Андрей Державицкий.

Фото: из архива «КП»

— Сразу скажу, что никаких нормативов по штрафам не существует. Да и в «часы пик» утром и вечером на многих перекрестках несут службу дополнительные сотрудники УГИБДД. В том числе и у пересечения улиц Горького и Черняховского. Но если положение там и в самом деле такое угрожающее, как вы говорите, наверное, стоит проанализировать ситуацию и принять все необходимые меры. Проблемы возникают еще и ввиду явно избыточного количества автобусов на некоторых маршрутах. Та же улица Черняховского просто перегружена общественным транспортом. Помнится, некоторое время назад городские власти обещали произвести сокращение, но что-то не заметно, чтобы автобусов меньше стало. Многое будет зависеть от того, какие изменения произойдут в комплексной схеме движения пассажирского транспорта, которую сейчас разрабатывает для Калининграда питерский научно-исследовательский институт. Кроме того, наверняка последуют предложения по оптимизации маршрутной сети от московского НИУ, который выиграл тендер на разработку мастер-плана к Чемпионату мира по футболу 2018 года.

А как теперь обстоит дело с парком автобусов и квалификацией водителей?

— В отношении технического состояния мы отмечаем определенные улучшения. Да и многих гастарбайтеров, водительская подготовка которых была откровенно низкой, из-за руля удалось убрать. Это, конечно, сказалось на ситуации в лучшую сторону.

Со своей стороны ГИБДД сегодня только один раз в год может проверить пассажироперевозчика, предварительно согласовав это с прокуратурой. Даже если случается ДТП с участием автобуса, когда имеются пострадавшие и даже погибшие, нам тоже сначала приходится идти в прокуратуру, а уже потом приступать к проверке предприятия.

Даже как в нашумевшей истории со съехавшим под откос с моста автобусом на Киевской?

— В том случае мы тоже получали согласование от прокуратуры.

НЕ УТОНУТЬ В ПОТОКЕ ИНФОРМАЦИИ

В Калининграде заработала система «Безопасный город», которая отслеживает, в том числе, и транспортные потоки. Госавтоинспекция уже ощутила реальный эффект от этого нововведения?

— В принципе, «Безопасный город» для нас - большое подспорье. Тем более, что вскоре будут смонтированы видеокамеры наблюдения, которые реагируют не только на превышение скорости водителями, но и на другие нарушения Правил дорожного движения. Тут и проезд на запрещающий сигнал светофора, и считывание номеров на предмет поиска находящихся в розыске автомобилей, и целый ряд других позиций. Но неожиданно обозначилась другая проблема. Поток получаемой информации настолько возрос, что теперь не хватает людей для обработки поступивших данных. А непринятие мер по видеофиксации - это уже уголовно наказуемое бездействие! Штат сотрудников нам расширить не разрешат, поэтому, на мой взгляд, есть два выхода. Один - это переход на те самые «умные» видеокамеры. Ну а пока их число не станет достаточным, первичной обработкой информации должны заняться работники госучреждения, которое обеспечивает работу «Безопасного города». Деньги от штрафов, которые взимаются с помощью видеонаблюдения, все равно идут в бюджет области.

О БАЙКЕРАХ И НЕ ТОЛЬКО

Несколько недавних ДТП с участием мотоциклистов (например, гибель водителя «Сузуки» на Гвардейском проспекте) вновь вызвали в обществе заметный резонанс. Калининградская Госавтоинспекция имеет какие-то рычаги влияния на байкеров?

— Нам пообещали оказать помощь в приобретении пяти мощных мотоциклов для создания отдельного подразделения в составе дорожно-патрульной службы ГИБДД. Ну и конечно же, мы постоянно работаем с мотоклубами. Люди там, в основном, взрослые и вполне ответственные. Ездят на весьма серьезной технике. И вполне осознают всю меру своей ответственности, при случае оказывая необходимое влияние на более молодых и менее дисциплинированных товарищей. От них мы вправе ожидать помощи в деле профилактики ДТП. Может, и поэтому у нас по сравнению с другими регионами страны заметно меньше дорожных аварий с участием мотоциклистов.

А вот со скутеристами, я вам признаюсь - просто беда. Вроде, и права их теперь обязали получать, а толку особого нет. Приходит мамочка какого-нибудь подростка, которому купила скутер: дескать, он только во дворе будет кататься, на улицу - ни-ни. Как же! С ноября ответственность перед законом для скутеристов ужесточилась. Будем надеяться, что это поможет.

А откуда на наших дорогах в последнее время появилось столько автомобилей с иногородними номерами?

— Это связано с новыми правилами регистрации. Приобретая машину в другом регионе, теперь необязательно менять регистрационные номерные знаки. Отсюда и расплодившиеся у нас серии «77» или «177» - смотрится-то красиво, владельцам нравится. К слову, с начала этого года отмечено всего четыре ДТП с участием иногородних и иностранных автомобилистов.

Недавнее сокращение, причем довольно значительное, количества автошкол в Калининградской области произошло не с вашей ли подачи?

— Нет, так нельзя сказать, хотя у ГИБДД, конечно, были претензии к обучающим водителей организациям. В первую очередь, нас не устраивало то, что до половины курсантов автошкол не могли сдать экзамен на получение водительских прав с первого раза. Материальная база во многих организациях оставляла желать много лучшего - бывало, что использовались пособия 60-х-70-х годов, представляете?! Конечно, пришлось ужесточать требования, даже кое-кто из наших бывших коллег, которые теперь организовали свои автошколы, жаловались. Ну а что делать - требования закона необходимо соблюдать. К концу года подведем итоги и увидим, насколько принятые меры оказались эффективными.

РОССИЙСКИЕ ПРАВА НЕ ПРИЗНАЮТ

Появилась информация о том, что калининградца с водительским удостоверением нового образца не пропустили польские пограничники. Причиной якобы стало отсутствие в документе надписи на французском языке. Насколько могут быть уверены обладатели таких удостоверений, что смогут поехать в Европу на своих автомобилях?

— К сожалению, такой факт имел место. Точнее, пропускать-то, может, и пропускают, на границе водительское удостоверение не всегда требуют. Но уже потом на дороге могут остановить и пытаться оштрафовать, потому что не хотят признавать российские удостоверения. Новые водительские удостоверения, выдаваемые в Российской Федерации с 29 марта 2011 года, полностью соответствуют требованиям Венской конвенции. И все-таки, я бы рекомендовал тем, кто собирается ездить за границей на автомобиле, оформлять водительские права международного образца. Процедура занимает 30-40 минут, документ обойдется в 1600 рублей. Думаю, это вполне приемлемо.

Прокомментируйте ситуацию с печально известным ДТП на улице Куйбышева, когда пьяный водитель сбил шедших по тротуару девушек, из которых две погибли на месте, а одна получила тяжелые травмы. На днях Сергею Кривченко суд должен определить наказание, но возможно ли вообще найти управу на пьяных за рулем?

— К нашему удовлетворению, с 1 июля существенно ужесточается ответственность за езду в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, вплоть до уголовной ответственности. Пока же мы стараемся проводить регулярные рейды - за пять месяцев этого года уже задержано 2 788 водителей, находившихся в нетрезвом виде. Это, конечно, много. Более месяца назад организовали «горячую» телефонную линию, когда любой неравнодушный человек может сообщить в ГИБДД о замеченном пьяном за рулем. Честно говоря, были определенные сомнения, станут ли люди звонить. Стали! В первые же часы работы линии было два звонка. На сегодня поступило уже 55 сообщений, из которых семь случаев в итоге подтвердились. Причем трех пьяных водителей задержали в Калининграде, а еще четверых - в области. То есть, люди эту меру восприняли правильно и нас поддержали.