Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды15 июля 2015 13:23

Леонид Якубович: Моя дочь – разумная девушка. Но я не могу ее заставить посмотреть "В бой идут одни старики"!

На экраны выходит комедия "Дедушка моей мечты", главную роль в которой сыграл популярный актер и телеведущий [видео]
"Дедушка" выходит к юбилею Якубовича – 31 июля ему исполнится 70

"Дедушка" выходит к юбилею Якубовича – 31 июля ему исполнится 70

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

"Дедушка моей мечты" – комедия Александра Стриженова. В основе ее – еще не изданная повесть самого Якубовича. Да, он еще и писатель: после сборника рассказов из своей жизни "По чуть-чуть..." готовит вторую – там уже будут не автобиографические произведения, а проза.

"Дедушка" выходит к юбилею Якубовича – 31 июля ему исполнится 70. В жизни он выглядит моложе, на экране – значительно старше. Он играет странного, похожего на бомжа беззубого старичка, который, взявшись не пойми откуда, поселяется в семье инженера-авиаконструктора Белкина. Вскоре оказывается, что он способен исполнять желания. Если его как следует накормить манной кашей.

С Якубовичем мы говорили в прошлом месяце, на "Кинотавре" – там состоялась презентация "Дедушки". Как ни странно, разговор получился не только о кино, но и о педагогике.

МЫ ИСКАЛИ НА ГЛАВНУЮ РОЛЬ СТАРИЧКА-БОРОВИЧКА ИЗ НАРОДА

– Перед тем, как нести вторую книжку в издательство, я принес весь материал Аркадию Яковлевичу Инину, – рассказывает Якубович. – И Аркадий Яковлевич сказал: вот из этого куска можно сделать киносценарий. Мы за него засели. Через неделю я Инина невзлюбил, через две недели я его возненавидел, через три недели я готов был его убить. Потому что он бесконечно все правил. А мне, наоборот, безумно нравилось все, что я писал, и я сочинял километры текста – а он все вычеркивал! Но в результате родился первый вариант сценария, который потом начал править Стриженов. Я его возненавидел еще больше – он начал вычеркивать или переделывать все, что мы написали вдвоем! Я кое-что отстоял... к сожалению. Потому что потом, уже в ходе монтажа пришлось выбрасывать целые куски, которые на бумаге были мне бесконечно дороги, а в фильм "не легли". Они войдут в книжку, но в виде повести, а не в виде сценария.

Мы с Сашей знакомы давно, и у нас абсолютно одинаковое чувство юмора. Мы сошлись во мнении: хорошо бы снять доброе кино, такое, от которого наш кинематограф давным-давно убежал. Кино для всех, не в смысле всеядности, а в смысле для семейного просмотра. То, чем я занимаюсь в жизни, называется "создание хорошего настроения". Вот и здесь мы поставили такую задачу...

Мы решили, что роль деда будет играть непрофессиональный актер. Найдем где-нибудь в глухомани старичка-боровичка, заросшего лесного человека, гриба-мухомора, и будет у нас такой народный дед. Пересмотрели всех, кого можно было взять, и поняли, что не найдем ничего. И от полной безысходности решили, что роль буду играть я. Стали подбирать разный грим, и один нам обоим понравился. Саша сразу сказал: "Это дорого тебе будет стоить!" Я подумал: "Да ладно!" В результате 27 съемочных дней мне накладывали сложнейший грим, отчасти пластический, и занимало это кучу времени.

Поскольку мы дружим и с Сашей, и с его женой Катей, и с Аней Ардовой, и с Колей Добрыниным, на площадке сложилась милая, семейная, добродушная атмосфера. И получилось такое же кино. Которое потом полтора года не могло дойти до зрителя.

В ШКОЛАХ НАДО ПОКАЗЫВАТЬ СТАРЫЕ ФИЛЬМЫ

– Но почему? Из-за кризиса?

– Дело не в том, что время кризисное. Дело в том, что оно коммерческое. Трудно упрекать прокатчиков – как все деловые люди, они обязаны зарабатывать деньги, в том числе для того, чтобы вложить их в следующий проект... Но сегодня возможность зарабатывать дают в основном зарубежные фильмы определенного жанра: боевики, эротика, ужастики и так далее. Сегодня любая аудитория, и киношная, и телевизионная, стремительно молодеет, причем одновременно переходит на интернет: лайки, ники. Чтобы привлечь ее в кинозал, нужно работать ей на потребу... А, скажем, на картинах, которые учат детей добру и хорошему отношению друг к другу, денег не заработаешь. Заниматься воспитанием у прокатчиков нет ни времени, ни сил, ни особого желания.

На экраны выходит комедия "Дедушка моей мечты"

На экраны выходит комедия "Дедушка моей мечты"

Если бы государственная задача была определена верно, то как в кино, так и на телевидении был бы жестко определен процент фильмов, о которых говорим мы: отечественных и детских. Прокатчикам предписали бы показывать, например, 30 процентов вот таких фильмов. А на остальных 70 процентах – зарабатывайте! И нужно обеспечивать полное государственное финансирование проектам подобного рода. Я абсолютно убежден, что нужно показывать старые добрые фильмы в школах. Ну, например, на уроках истории. "Война и мир" Бондарчука про войну 1812 года, "В бой идут одни старики" про Великую Отечественную должны быть в обязательной программе любой школы!

Почему я хорошо говорю и безошибочно пишу по-русски – так это, в частности, потому, что наша учительница литературы возила нас изучать Толстого в Ясную Поляну. И не за деньги родителей! Она вместе с нами ездила по ночам колоть лед на подмосковных железнодорожных станциях. Мы зарабатывали за ночь по три рубля. На эти деньги ехали в Ясную Поляну, там бродили и вслух читали Толстого. Это – воспитание. Сначала – оно, а образование – потом. И я убежден, что одно без другого существовать не должно.

ЕГЭ – ЭТО НЕ ОШИБКА. ЭТО ПРЕСТУПЛЕНИЕ!

– "Дедушка" – это парафраз "Золотой рыбки"...

– На мысль пересмотреть старые сказки с современной точки зрения меня натолкнул Григорий Израилевич Горин. По-моему, на втором "Кинотавре". В Адлере был дом одного нашего старого знакомого, мы там сидели с Гришечкой на краю бассейна, разговаривали, и в ответ на одну мою фразу он сказал: "Старик, вот эта штука может получиться замечательно!" И стал развивать свою мысль. Из этой нашей беседы родились шесть вещей. Например, "Дедушка", или "Поле чудес общего режима" – новая версия совершенно другой классической истории. Тоже киноповесть, тоже лежит много лет, никак не дойдет до съемочной площадки... Во второй книжке она будет – я ее запихну туда, да и все. И дальше буду писать такие истории, потому что мне интересно. А Саша, вероятно, будет это снимать.

– Вы говорите, что зритель не ходит на доброе семейное кино. Но три фильма того же Стриженова про "Любовь-морковь" собрали вполне внушительную кассу.

– Это было давно, в середене 2000-х, это было попадание в то время. А сейчас ситуация очень изменилась, и едва ли не в худшую сторону. Я не склонен критиковать никакие фильмы, но, мне кажется, резковатый получается крен в сторону не очень высокопробной продукции! То, что идет у нас в кинотеатрах – это не "первоэкранные" картины. Хороших фильмов и за границей не так много. Другой вопрос, что даже не очень хорошие, по нашему разумению, иностранные фильмы – высокобюджетные по отношению к тому, что производится у нас. И по ремеслу сделаны на более высоком уровне. Но мне печально, когда моя дочь на них ходит, а заставить ее посмотреть наши старые фильмы я не могу! Она не хочет смотреть "В бой идут одни старики"! Хотя она очень разумная девочка, и довольно начитанная. Она сейчас заканчивает школу, сдает ЕГЭ, от которого у меня уже мурашки по коже, но не очень представляет себе, где была Великая Отечественная война и что это такое...

"Дедушка" выходит к юбилею Якубовича – 31 июля ему исполнится 70. Фото: из личного архива Леонида Якубовича

"Дедушка" выходит к юбилею Якубовича – 31 июля ему исполнится 70. Фото: из личного архива Леонида Якубовича

– Введение ЕГЭ вы считаете ошибкой?

– На мой взгляд, это не ошибка. ЕГЭ – это преступление. Мы чего хотим добиться-то от будущего этой страны? Чтоб у нас были умные люди? Или чтобы это были честные, добрые, порядочные плюс умные люди? Образованием сегодня занимаются все, воспитанием – никто. ЕГЭ – это вдалбливание в голову того, что школьники забудут, как только получат аттестат. Любой экзамен – это в первую очередь определение личностных характеристик собеседника. Личность – вот что самое важное. Когда человек способен мне толково доказать свою точку зрения, даже ошибочную – для меня это гораздо интереснее, чем то, насколько он глубоко знает предмет. Если он его не знает – это ошибка в том числе моя, как учителя, это значит, что я сам себе должен поставить минус: он не выучил не потому, что был ленив, а потому что я не был убедителен... Но личность на экзамене я готов разубедить в ошибках. А если вместо личности передо мной сидит долбила, понятно, что он ответит на все вопросы, но если я задам вопрос дополнительный – он не скажет ничего. По той простой причине, что ему это бесконечно неинтересно!

Школьников сейчас учат тому, как сдать ЕГЭ. А в наших советских школах и институтах нас учили знать. И если я сейчас вернусь к своей старой профессии (Якубович окончил Московский инженерно-строительный институт, работал на ЗиЛе. – Ред.), думаю, что месяца через два-три буду работать так же, как работал когда-то. Не потому, что я зубрил наизусть, а потому что меня научили пользоваться справочной литературой и любить то, чем занимаюсь!