Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
В мире30 июля 2015 22:00

Мария Гайдар: Оказавшись в Одессе, я многих вещей не понимала

Политик-оппозиционер призналась, что приглашение Михаила Саакашвили подоспело вовремя: она все равно собиралась уехать из России
В 2008 году Мария Гайдар считала Саакашвили отвратным. А теперь работает с ним в одной упряжке.

В 2008 году Мария Гайдар считала Саакашвили отвратным. А теперь работает с ним в одной упряжке.

Фото: Владимир ВОРСОБИН

«К РЕФОРМАМ ГОТОВЫ»

- Как вам, Мария, на новом месте?

- Здесь работа гораздо более политическая, чем бюрократическая. У людей большое желание все поменять.

- В Кирове, где вы были вице-губернатором, разве было по-другому?

- Конечно, по-другому. В Кирове мы пытались что-то сделать в рамках системы. Большинство субъектов России дотационные, все деньги выделяются центром, все обязательства диктуются центром… Поэтому у местных властей мало возможностей и полномочий. О проблемах просто не говорят, их невозможно решать.

- А здесь?

- Здесь люди действительно готовы к реформам.

- Как вы думаете, почему в России вас называют предателем?

- Мне кажется, что это доказательство лицемерия: войны нету, а предательство и измена есть…

- Но подождите - давайте разберемся: война все-таки есть или ее нет?

- Есть. Но в России самообман. Взрыв лицемерия.

- Вы себе противоречите. Если есть война, получается, вы действительно изменили Родине.

- Война, безусловно, есть. Преступная, аморальная. Война, которую я не хочу, и ее не хотят огромное количество людей. Те, кто смотрит российское телевидение, вообще не понимают, как война идет и почему. Они не понимают ситуацию вообще!

Абсолютно лживая, лицемерная ситуация. Эта ложь поддерживается. И когда людей на ней ловят, они реагируют именно так - «предатель!».

Я не пошла сюда, чтобы заработать. Я пошла сюда, чтобы Украине помогать. Очень важно показать, что изменения к лучшему возможны. Я сама, оказавшись здесь, многих вещей не понимала.

- Например?

- Ну, например, мы в России любим говорить: Украина - братский народ. Но здесь люди очень болезненно к этому относятся.

- Не считают себя нашими братьями?

- Если еще года два назад так считали, то сейчас так не считает никто.

- Мария, ну что вы! В Одессе половину города можно назвать сепаратистами.

- Может быть (задумывается). Одесса действительно отдельный город. Это очень чувствуется - по настроению, по культуре… Когда меня еще не назначили, я приезжала сюда и слышала разные точки зрения. Но общая позиция: люди хотят мира. Они говорят, что мы всегда хотели быть с Россией, но сейчас понимаем, что это невозможно. Война идет рядом.

- Вы действительно думаете, что Россия напала на Грузию?

- Знаете, в 2008 году я так не думала. Сейчас я думаю, что да. В 2008 году мне казалось, что этого не может быть.

- Ваша позиция постоянно меняется, словно ее кто-то вам диктует.

- Меняется?!

- Например, по Грузии.

- Она не меняется! Для меня Саакашвили был человеком из телевизора. Как Джордж Буш… Я с ним встречалась, это очень умный человек. Но когда смотрела телешоу с ним, думала: Джордж Буш - дурак.

- Вы своего будущего начальника Саакашвили примерно так же охарактеризовали…

- Я сделала репост, что он отвратителен (поделилась чужой записью в соцсетях. - Ред.). Но никогда не было, чтобы у меня по Грузии была какая-то позиция. Я вообще думаю, что несправедливо относилась к грузинским реформам. Мне казалось, что они «фасадные», но потом оказалось все иначе…

- Многие грузины Саакашвили искренне ненавидят.

- У меня много друзей грузин… И ты слышишь: да, он ужасный, ужасный! А когда посмотришь сама, складывается другое отношение. Это касается и войны с Грузией. Я действительно долго была абсолютно уверена, что Россия не могла напасть сама, и вообще мне казалось, что это невозможно, нет никакого смысла. А сейчас я смотрю, что происходит здесь, в Украине, и понимаю - да, это вполне возможно.

«НАВЕРНОЕ, Я И НЕ БЫЛА ПОЛИТИКОМ»

- Вы откажетесь от российского паспорта? Ведь украинские законы не предполагают двойного гражданства.

- Я говорила, что не хотела бы отказываться от гражданства. Я работаю в статусе советника и не являюсь госслужащим. Если статус изменится, я буду действовать в рамках закона.

- Мария, извините, но придется задать дополнительный вопрос. То есть, если вы станете госслужащим, вы откажетесь от российского гражданства?

- Мой отец всегда говорил не отвечать на вопросы, которые начинаются со слова «если».

- Вы будете получать израильское гражданство, как планировали?

- Да, я подала заявление на получение израильского гражданства. Но пока приостановила оформление.

- Зачем это вам?

- Я так решила. Я хотела уехать из России по разным причинам.

- То есть в любом случае вы хотели уехать. Но вышло так, что поехали к Саакашвили.

- Да. Я хотела уезжать из России по многим причинам. Я уже поняла, что здесь не смогу избираться… (Задумывается.) Да, по разным причинам, в том числе по личным, я приняла такое решение.

- Вы согласны с тем, что похоронили себя как российского политика?

- Наверное, я и не была политиком. Время покажет. Мне главное - делать то, что я считаю правильным.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Запуталась молодушка...

Андрей БАРАНОВ

Похоже, что своими сентенциями Мария пытается прикрыть банальные жизненные неурядицы.

«Давно хотела уехать из России... Не смогу там избираться... И по личным причинам тоже...» Согласитесь, эти объяснения совсем не тянут на решительную позицию: мол, отправляюсь во временную эмиграцию, чтобы работать там в команде реформаторов и доказать всем, что способна сделать жизнь простых людей комфортнее и безопаснее. Скорее операция «Миша плюс Маша» по переезду в Одессу - лишь некий зонтик, которым Гайдар хочет прикрыть неприятную истину. А она такова: в родном отечестве Мария как политическая фигура не состоялась, либеральный бутон так и не расцвел...

А ведь была и в рядах оппозиции, и в региональной власти. Но, оказывается, многого не понимала. Говорит, что оценивала войну в Южной Осетии под влиянием пропаганды. Приехала к Саакашвили, который этот кровавый конфликт начал, и уже говорит о тех событиях с его слов. Вроде бы «убедилась, что украинцы русских братьями не считают». Но тут же признает, что «в Одессе настроения разные...». А доведется побывать в других регионах Украины - вообще раздвоение личности случится.

Но, сдается, что даже «дух майдана» - это не тот воздух свободы, о котором грезит Мария. В смысле уверенности, встроенности в политическую систему - ведь именно политическая карьера интересует Гайдар больше всего. Но для этого нужна востребованность. А вот ее-то Маша у себя на родине точно лишена. Ну а Украина - кто знает, что случится там через полгода, год?

Впрочем, Марии всего 32 года. Да, подзапуталась маленько, но еще есть шанс все исправить. Израильский паспорт для нее - действительно окно в море будущих возможностей. Но оно плещется там, в западном мире. Поэтому что-то подсказывает мне, что на берегах Черного моря Гайдар долго не задержится.

ЕЩЕ МНЕНИЕ

Что ж такого страшного натворила Гайдар?

Каждый раз когда я наблюдаю залпы «народного гнева» в адрес Михаила Саакашвили (сейчас это назначение Марии Гайдар вице-губернатором Одессы) ощущение, что идет нудный спектакль, в котором режиссер опять нащупал эффектный ход. И теперь с удовольствием слушает возмущенные крики зрителей – о предательстве, о лишении гражданства, как сладкие аплодисменты.

Не знаю, почему Саакашвили так нравится дразнить российское общественное мнение. (подробности)