Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество14 августа 2015 17:30

«Особенности развития» или болезнь?

Наш обозреватель размышляет о незаметной стороне скандала с сестрой Натальи Водяновой
Сегодня попало не в вас. А что будет завтра?

Сегодня попало не в вас. А что будет завтра?

Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети

Это маленькая реплика не о самом скандале. О нем все сказано, и сказано верно: инвалиды не виноваты, что родились такими, и нам, здоровым-дееспособным, по возможности, надо стараться делать их жизнь легче. Не брезговать и не выгонять из кафе, как гонят от дверей ночного клуба недостаточно богато одетую женщину, а жалеть.

Ведь врачи говорят, что аутизм сегодня - у одного ребенка из шестидесяти девяти. Представьте два класса в школе. Представили? У одного из детей обязательно будет аутизм...

Много.

Сегодня попало не в вас. А что будет завтра?

Но сказать хотелось бы не об этом, а о терминах. Сразу после скандала, дополнением к первому, похожему на крик души, посту в соцсети, Наталья Водянова написала:

«Уважаемые журналисты... я хочу призвать вас не забывать о журналисткой этике и не называть аутизм и ДЦП болезнями. Это особенности или нарушения развития, но ни в коем случае, не болезнь. Это мировой и российский стандарт терминологии. Также неправильно называть человека с аутизмом аутистом. Это все равно, что называть человека в очках очкариком, а человека низкого роста коротышкой. У нас у всех свои особенности, мы все разные, но это не значит, что мы больные».

И началось.

Где-то уже шикают даже на журналистов, осмелившихся назвать героев своих публикаций «страдающими аутизмом». Нужно только «с особенностями развития»...

Вы знаете, я не согласна. И дело не в том, что аутизм — именно болезнь. Тяжелая, неизлечимая болезнь, имеющая по международной классификации шифр F84.0. И синдром Дауна болезнь: есть диагноз - есть и болезнь... А особенность — это все-таки скорее леворукость или разный цвет глаз (гетерохромия)...

Просто представьте: вы идете с родным человеком по улице, заходите в автобус или в кафе, ловите недовольный взгляд (они есть, здесь ничего не поделать) и говорите: «Извините, моя сестра болеет, у нее аутизм».

Мне кажется, слово «болеет» пробуждает в людях жалость и милосердие. Болеет - не виновата, страдает, испытывает боль. Такой уродилась.

«Извините, моя дочь болеет, у нее шизофрения».

«Извините, мой брат болеет, у него синдром Дауна».

А можно и не добавлять диагноз. Просто «болен». И так всем все видно.

А насильственно прививаемые, но никак не приживающиеся на российской почве «с особенностями», «особенная», «солнечная», «с нарушениями развития» вызывает отторжение.

Почему?

То ли из-за насильственности. То ли из-за неправды: все ведь знают, что эти люди стоят на учете в диспансере, получают пенсии — а больными называть запрещено.

То ли отталкиваем мы уже все западное, подозревая, что у новояза есть подоплека, цель нехорошая, желание выдать одно за другое. Ну, как гомосексуалисты стали геями. Гей - это, по-английски, веселый, и еще: «Гей, славяне»!

А какие они веселые, они извращенцы...

Раньше на Руси про всех, кто страдал психическими заболеваниями говорили «юродивые». И все знали, что обидеть такого - страшный грех.

Стоит и нам всем подумать над терминами. Сегодня, когда психиатрия в загоне (врачи имеют право изолировать опасного больного только в период обострения, скандал с убийством в Нижнем Новгороде шизофреником шестерых детей ярко выявил эту проблему), люди элементарно боятся ДРУГИ​Х:

​бьющихся головой, мычащих, размахивающих посреди улицы руками и говорящих сами с собой.

​Потому что не знают: они опасны? Или нет?

И потому не надо говорить «особенный».

Надо сказать: «Болеет...».

Испытывает боль, мучается. И тогда на смену страху придет милосердие.

ЕЩЕ МНЕНИЕ

Принуждение к милосердию

Евгений САЗОНОВ

Не один я, наверное, наблюдаю с удивлением за нездоровой суетой вокруг двух главных тем последнего времени. Кражей собаки-поводыря и недоразумением с сестрой Водяновой. Вроде разные ситуации. Но в них есть базовое сходство. Это та нервозная ретивость, с которой и общество, и силовики поспешили объявить виновных и поднять их на копья. Вся эта суета выглядит так подозрительно, что тут же обросла конспирологией. Одни твердят, что это Водянова спланировала из-за рубежа, чтобы на инвалидов наконец обратили внимание. Другие на голубом глазу заявляют - это правительство так нас отвлекает от роста доллара-евро (подробности)

МЕЖДУ ТЕМ

Как мы гуляли по городу с Дмитрием Померанцевым, страдающим ДЦП

Уже несколько дней общественность бурно обсуждает конфликт, произошедший в Нижнем Новгороде – девушку, страдающую аутизмом и ДЦП, прогнали из кафе в Автозаводском парке. Кто знает, возможно, если бы девушка не оказалась младшей и горячо любимой сестрой всемирно известной модели Натальи Водяновой Оксаной, ситуация осталась бы незамеченной. Но за девушку было кому заступиться, и скандал начал набирать обороты.

"Комсомолка" решила на собственном опыте узнать, каково приходится в обществе людям с особенностями развития, и пригласила на прогулку по центру города 42-летнего Дмитрия Померанцева, страдающего ДЦП (подробности)