2016-08-24T01:57:56+03:00

Тайны московской подземки: великие спортсмены, уникальный мрамор и мозаика из блокадного Ленинграда

Продолжаем рассказывать об удивительных фактах столичного метро
Поделиться:
Комментарии: comments16
Футболист - это Григорий Федотов, легендарный бомбардир, первый преодолевший рубеж в 100 забитых мячей в чемпионатеФутболист - это Григорий Федотов, легендарный бомбардир, первый преодолевший рубеж в 100 забитых мячей в чемпионатеФото: Евгения ГУСЕВА
Изменить размер текста:

НЕПОДПИСАННЫЕ ЛЕГЕНДЫ

О том, что станция метро «Динамо» посвящена спорту, можно догадаться и без подсказок - рядом расположен одноименный стадион. Построили его в 1928 году специально для Всесоюзной спартакиады. Любопытно, но на ней побывало в два с половиной раза больше спортсменов, чем на Олимпийских играх того же года в Амстердаме.

Но кто может с ходу ответить, кого из спортсменов увековечили на этой станции? На барельефах узнаются все виды спорта, которые включала в себя спартакиада (всего 21). И у многих фигур на безымянных медальонах были реальные прототипы.

- Например, футболист - это Григорий Федотов, легендарный бомбардир, первый преодолевший рубеж в 100 забитых мячей в чемпионате, кубке и сборной СССР, - рассказал «КП» исследователь истории метро Иван Васин. - Конькобежка - это знаменитая Мария Исакова. Она была трехкратной чемпионкой по классическому многоборью и рекордсменкой мира на дистанции полторы тысячи метров. Про ее стойкий характер ходили легенды. Когда из-за нелепого доноса футболиста «Спартака» Николая Старостина посадили в тюрьму, она из солидарности тайно приходила к нему и передавала продукты. Хотя сама выступала не за «Спартак», а за «Динамо».

Кстати, и на самой станции есть далеко не только «динамовцы». Например, фигура альпиниста, взбирающегося на гору, вероятнее всего, сделана в честь Леонида Юрасова, мастера спорта СССР по альпинизму. Он стал отцом-основателем всей советской школы скалолазания. И выступал, кстати, за «Спартак». Как и хоккеист Анатолий Егоров, наш прославленный нападающий. В союзных чемпионатах он провел больше 200 хоккейных матчей.

Могут ли сегодня эти клубы похвастаться такой дружбой? Верится с трудом.

К слову, не так давно в столичном метро открыли станцию «Спартак». Никаких похожих тем на ней нет - просто станция при стадионе.

ЧУДО-КАМЕНЬ

Для оформления станций московского метро за всю историю использовалось около трех десятков видов мрамора. За ним отправляли экспедиции по всему Союзу. И одна из них была в годы войны на Алтае - на хребте рядом с селом Онгудай. Местные жители прожужжали все уши советским геологам о неком камне, залегающем в горах. Мол, он для этих мест настоящий талисман.

И вот этот самый чудо-камень приехал в 42-ом году в Москву и поселился на строящейся в тот момент станции «Автозаводская» Фото: Евгения ГУСЕВА

И вот этот самый чудо-камень приехал в 42-ом году в Москву и поселился на строящейся в тот момент станции «Автозаводская»Фото: Евгения ГУСЕВА

Экспедиторы перешли реку Катунь и через пару перевалов вышли к селению Ороктой (к югу от Горно-Алтайска). Глушь несусветная. До ближайшей железнодорожной станции километров 300. И здесь, посреди дикой живописной природы, они нашли тот самый мрамор, обладающий массой цветов. Красный и розоватый оттенки говорят о наличии в нем железа. Коричневый - о марганце. Хром сделал его зеленоватым. А частицы спрессованных растений - серым и темным. И вот этот самый чудо-камень приехал в 42-ом году в Москву и поселился на строящейся в тот момент станции «Автозаводская». Стены там отделаны обычным Прохоро-Баландинским мрамором, а вот колонны из того самого талисмана, добытого в Ороктое. Это самый редкий мрамор во всем метро. Второй раз он был доставлен уже после войны для станции «Таганская». Но хватило его только на аванзал, тот, что перед выходом в город. Месторождения чудо-камня оказались весьма ограниченными.

УМЕР ОТ ГОЛОДА

На станции метро «Новокузнецкая» есть несколько мозаик, которые собирал известный мастер Владимир Фролов. И одна из них - самолет, мост и паровоз - во многом отражает достижения сталинской эпохи (самая первая со стороны перехода на «Третьяковскую»).

Именитый Фролов, находясь уже в глубоком возрасте, собирал эту мозаику в Ленинграде. Январь 42-го года. Кругом бомбежки. Владимир Александрович сидел в пустой мастерской и из последних сил доделывал заказ. Есть, пить нечего. Кое-как удалось достать десять литров керосина, чтобы жечь лучину.

Наконец, все мозаики собраны. Художник отправляет их в Москву, а сам через несколько дней... умирает от голода! Его работы еще год хранились на складе.

А потом их пристроили на «Новокузнецкой», архитектором которой был Иван Таранов (автор первой московской станции «Сокольники», именно он придумал знаменитую красную букву «М» перед входом в подземку). Таранов, понимая ценность этих мозаик, как последнего памятника жизни Фролова, изменил ради них все оформление станции.

На станции метро «Новокузнецкая» есть несколько мозаик, которые собирал известный мастер Владимир Фролов Фото: Евгения ГУСЕВА

На станции метро «Новокузнецкая» есть несколько мозаик, которые собирал известный мастер Владимир ФроловФото: Евгения ГУСЕВА

МОСТ ИНЖЕНЕРНОЙ СИСТЕМЫ

Но вернемся к мозаике, к той, что самая первая со стороны перехода на «Третьяковскую». Железнодорожный мост, который изображен на ней, был построен знаменитым инженером Александром Бачелисом в 1937 году над каналом Москва-Волга (ныне канал имени Москвы). Сооружение это являлось последним словом инженерной техники мирового мостостроения! Бачелис применил при строительстве высочайший «коэффициент смелости», сделав пролет моста длинным-длинным (120 метров), а арку очень пологой.

И вот этот самый чудо-камень приехал в 42-ом году в Москву и поселился на строящейся в тот момент станции «Автозаводская» Фото: Евгения ГУСЕВА

И вот этот самый чудо-камень приехал в 42-ом году в Москву и поселился на строящейся в тот момент станции «Автозаводская»Фото: Евгения ГУСЕВА

По этой железной дороге едет паровоз под гордым номером «2-3-2В». На тот момент он был самым быстрым во всем Союзе и мог развивать скорость до 180 километров в час (правда, по факту растапливали до 175-ти). Сделан он в единственном экземпляре в 38-ом году на Ворошиловградском заводе (ныне - Луганская область). Паровоз был пассажирским и ходил по разным маршрутам (Москва-Петербург, Славянск-Ростов-на-Дону, Славянск-Харьков и другие).

И над всем этим делом, над каналом, мостом и паровозом, в небе парит красный самолет АНТ-25, на котором летал легендарный летчик, капитан-рекордсмен Валерий Чкалов. Его воздушное судно отсылает нас к Тушинскому аэродрому, который хоть и не был основной базой Чкалова, но он все же оттуда летал.

РАССВЕТ НАД ЗЕМЛЕЙ

Одним из авторов станции метро «Добрынинская» был крупный архитектор Леонид Павлов (он же создал «Серпуховскую» и « Нагатинскую»).

- В своей работе я просто обязан развивать традиции русского зодчества, - всегда говорил Павлов, признавая лишь классическую русскую архитектуру.

Свои идеи по созданию будущих произведений чаще всего он черпал в поездках, особенно в старых российских городах. Размышляя над будущей «Добрынинской» станцией, он отправился в небезызвестный поселок Боголюбово в Церковь Покрова на Нерли (Владимирская область). Местный сторож устроил его на ночлег. А ранним утром, еще до рассвета, Павлов проснулся и вышел на улицу. На фоне голубого неба перед ним явилась Церковь в виде серого мрачного монолита. Через несколько минут она начала светлеть. Потом розоветь, желтеть... И, в итоге, стала ярко-белой! Это потрясло архитектора, и он решил это утреннее впечатление положить в основу будущей станции. И заказал узбекский мрамор «Газган», имеющий всю гамму цветов - от белого до темно-серого. На «Добрынинской» они идут как раз в такой последовательности.

Понравился материал?

Подпишитесь на тематическую рассылку, и не пропускайте материалы, которые пишет Павел КЛОКОВ

 
Читайте также