Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Общество4 октября 2015 22:00

Поезд "Комсомольская правда" наколесил по БАМу 500 000 километров

40 лет назад, 5 октября 1975-го, в столицу Байкало-Амурской магистрали Тынду прибыл первый агитпоезд ЦК ВЛКСМ [аудио]
Поезд «Комсомольская правда» в очередной раз прибыл на станцию Тында. Осень 1976-го. На крыше вагонов - строители БАМа: сверху лучше было видно то, что происходило на импровизированной сцене около состава... Фото: А. БОЙЦОВ

Поезд «Комсомольская правда» в очередной раз прибыл на станцию Тында. Осень 1976-го. На крыше вагонов - строители БАМа: сверху лучше было видно то, что происходило на импровизированной сцене около состава... Фото: А. БОЙЦОВ

-... А давайте вместе послушаем перестук вагонных колес, записанный на БАМе, а заодно - и песню «Дорога железная»! - предложили мы на днях Евгению Словецкому, который был первым начальником нашего поезда.

- А что - идет! - с ходу согласился он, и принес с собой в студию Радио «КП» ворох фотографий бамовской поры, газету «Байкало-Амурская магистраль», бортовой журнал, который мы вместе начали листать...

Фото: "КП" Архив

- Почему поезд назвали также, как зовут нашу газету, и отправили именно на БАМ?

- Вопрос странный...

- Сам-то я много раз бывал на БАМе, а спрашиваю, чтобы нынешним нашим читателям было понятно.

- БАМ - стройка века - это были не просто слова. Магистраль «прорубала в тайге» в основном молодежь. А кто, как не «Комсомольская правда», должна была ее агитировать и мобилизовывать? Так у газеты появилась «железнодорожная версия», идею эту в 1974-м поддержал XVII съезд ВЛКСМ.

- И сколько же у «Комсомольской правды» было вагонов?

- Шесть: два вагона-клуба, два - жилых, вагон-столовая и дизель-станция.

И вот мы отправились на БАМ - 25 сентября 1975-го с Ярославского вокзала в 4.50 утра…

- О, такую рань?

- Сильно спешили! (улыбается) А потом - мы должны были вписаться в железнодорожное расписание. Нас прицепили к почтово-багажному составу...

- Я думал, у вас свой локомотив был - ну, паровоз.

- Это потом, когда через 10 дней мы добрались до БАМа, у «Комсомольской правды» появился и свой паровоз...

- Здорово! А почему так долго ехали-то?

- Так ведь мы работали в пути! На какой станции не остановимся, обязательно - митинг, хлеб-соль...

Поезд "Комсомольская правда" наколесил по БАМу 500 000 километров

Поезд "Комсомольская правда" наколесил по БАМу 500 000 километров

Фото: Архив "КП"

- Агитировали за БАМ?

- Да, это тоже была одной из задач нашего удивительного агитпоезда. Вместе с нами ехали замечательные люди - например, композитор Владимир Шаинский и поэт Михаил Пляцковский везли с собой песню «Дорога железная».

Дорога таежная, Байкало-Амурская –

Не очень широкая, но все же не узкая.

Дорога железная, как ниточка, тянется...

А то, что построено, все людям останется

Именно поезд «Комсомольская правда» привез эту песню на БАМ, а потом она разлетелась по всему Советскому Союзу...

С нами были Олег Видов, популярнейший актер в те времена, Альберт Шестернев, заслуженный мастер спорта Советского Союза, замечательный футболист.

Первый начальник поезда Евгений Словецкий показал нам много уникальных документов из нашей бамовской биографии.

Первый начальник поезда Евгений Словецкий показал нам много уникальных документов из нашей бамовской биографии.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Говорите - долго ехали... Мы сошли в Сковородино с Транссиба и пошли в направлении Тынды. Дорога только-только прокладывалась, рельсы еще были слабенькие, неустойчивые, мы двигались со скоростью 5-10 километров в час.

- По ходу рельсы клали, что ли?

- Конечно! Не в прямом смысле. Но мысли, мечты, работа наша, надеюсь, помогали строителям и шпалы укладывать, и рельсы...

- Наша газета тогда на первой страницы давала репортажи о своем поезде-тезке.

- Да! У нас же работали ваши журналисты. Я храню и письмо из «Комсомолки» о том, что Владимир Сунгоркин, нынешний главный редактор, в июне 1976-го был направлен к нам корреспондентом. У Володи это была первая трудовая часть биографии.

Магистраль «прорубала в тайге» в основном молодежь. А кто, как не «Комсомольская правда», должна была ее агитировать и мобилизовывать?

Магистраль «прорубала в тайге» в основном молодежь. А кто, как не «Комсомольская правда», должна была ее агитировать и мобилизовывать?

Фото: Архив "КП"

- Сколько «Комсомольская правда» - имею ввиду поезд - колесила по БАМу?

- Свыше 15 лет... Тогда 15-месячная командировка моя (452 дня на БАМе в составе поезда) превратились в 15-летнюю работу.

- Я представляю, какие вы командировочные получили. Там же проценты тогда были!

- Вы знаете, мы их не замечали. Честно говоря, если меня сейчас спросить, какая у нас была зарплата, я не скажу. Потому что это не было главным.

- Счастливые люди.

- Да, мы были абсолютно счастливыми. Мы начинали рано утром – и в 6, и в 7, и в 8, заканчивали работу и в час, и в 2 ночи. Переход на очередную станцию, и опять - все вновь.

40 лет назад, 5 октября 1975-го, в столицу Байкало-Амурской магистрали Тынду прибыл первый агитпоезд ЦК ВЛКСМ

40 лет назад, 5 октября 1975-го, в столицу Байкало-Амурской магистрали Тынду прибыл первый агитпоезд ЦК ВЛКСМ

Фото: Архив "КП"

- Сколько всего километров прошел этот поезд за 15 лет?

- За первый неполный год мы преодолели 40 тысяч км (это один виток вокруг Земного шара), если мы эту цифру умножим на 15, то, я думаю, где-то полмиллиона километров агитпоезд «Комсомольская правда» исколесил по Байкало-Амурской магистрали.

Дорога только-только прокладывалась

Дорога только-только прокладывалась

Фото: Архив "КП"

- Евгений Леонидович, скажите - а что потом стало с вашим и нашим поездом? И куда он отправился?

- Я мог бы ограничиться таким ответом: когда не стало комсомола, поезд тоже расформировали, вагоны были возвращены железной дороге. Но я считаю, что на самом деле этот поезд ушел... в историю - комсомола, Байкало-Амурской магистрали, которая неразрывно связана с историей страны. И еще, я думаю, он остался в памяти миллионов строителей БАМа.

Дорога железная, как ниточка, тянется.

А сердце горячее - горячим останется!