Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Политика20 октября 2015 7:35

Первые 600 поляков хотят забрать свои земли у Украины

В очереди еще 100 тысяч человек, которые могут доказать, что они наследники владельцев земель и домов на территории "Восточных Кресов"
Первые 600 поляков хотят забрать свои земли у Украины

Первые 600 поляков хотят забрать свои земли у Украины

Фото: РИА Новости

Польская организация "Реституция Кресов", что занимается восстановлением прав поляков на имущество, которое по итогам Второй мировой войны перешло к Украине, подала в суд порядка 600 дел. Об этом местным СМИ сообщил глава учредительного комитета организации Конрад Ренкас.

"Нашими юристами уже проверены и укомплектованы для подачи в суд около 600 дел. Первые два из них в ближайшее время будут направлены в суды на Украине. Одно будет рассматриваться в Киеве, а второе - в Луцке", - цитирует заявление представителя "Реституции Кресов" агенство ТАСС.

По оценкам организации в Польше сейчас живет около 100 тысяч граждан, которым по праву принадлежат земли в ряде областей Западной Украины.

- Мы собрали еще около 1,2 тысячи обращений, которые пока проходят проверку и анализ. Каждый день к нам поступают новые документы, - уточнил журналистам Конрад Ренкас.

Представители организации проводят в различных городах Польши встречи, на которых разъясняют гражданам их права: в связи с подписанием Украиной Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, они получили право вернуть свое имущество на территории Западной Украины. В организации заявляют, что даже если украинские суды откажут полякам в восстановлении прав на имущество и в выплатах компенсаций за пользование ими, то это сделают суды Страсбурга и США.

Выходит, что в ближайшие годы Украина может лишиться не только Донбасса, но и части земель в Западной Украине.

Кстати, среди потомков поляков может оказаться и немало граждан России. Так, лидер ЛДПР Владимир Жириновский претендует на мебельную фабрику в городе Костополь в Западной Украине. Ею в 1905-ом году владел его дедушка.

Политик сообщил, что при советской власти фабрику национализировали, а в 1991 году ее присвоила себе Украина. Жириновский тщетно пытался добиться передачи имущества в украинских судах, и даже предлагал Петру Порошенко поменяться на его завод в Липецке. Поняв, что украинская Фемида глуха к его просьбам, Жириновский подготовил документы в международный Стокгольмский арбитраж.

Выходит, что благодаря политике Петра Порошенко Украина откатывается ровно в то самое положение, в котором находилась столетие назад, когда ее жители разносили ночами по польским городам продукты. Они оставляли корзины под дверьми. Днем их выгоняли из городов за "рогули" (рогатку, на которую опускался шлагбаум с часовым у въезда в город - прим. авт.), чтобы они своим несчастным видом не смущали цивилизованную публику. И только следующей ночью давали возможность забрать копеечки, и оставить свежую партию продуктов. Если они к утру вдруг оказывались не свежими, то денег они на следующий день просто не находили.

Кстати, за минувшее столетие поляки не отвыкли называть западных украинцев "рогулями".

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Антон Финько, политолог, эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии

- Эта тема упоминается в СМИ Украины. И преимущественно замалчивается в польских СМИ. В Украине есть по этому поводу различные мнения. Есть мнение, согласно которому, действительно, существуют риски того, что к Украине будут выдвинуты такого рода требования компенсации, реституции. Это одно сформировавшееся по этому вопросу мнение. Но есть и иное мнение, согласно которому действия кресовской организации необходимо рассматривать в рамках действий тех политических сил, которые не заинтересованы в подписании Украиной ассоциации с ЕС. Вот сложилось два мнения у нас.

- Что это за земли, на которые они претендуют?

- Они претендуют в данном случае не на земли, эта организация «Наследие кресов» выступает за реституцию, за возмещение материального ущерба утерянной собственности. Речь идет о тех украинских территориях, которые по результатам Рижского договора 1920 года, это главным образом ВосточнаяГалиция - Галичина и Волынь, которые оказались в составе Польши и, как известно, затем в 1944 году в результате братоубийственной украинско-польской бойни с двух сторон были очень значительные жертвы, особенно с польской стороны, со стороны польского мирного населения. И, соответственно, наследники тех, кто бежал тогда в Польшу, среди них есть организации наподобие «Фонда наследия кресов», которые сегодня выдвигают такого рода требования компенсации за утерянное имущество на территории Украины.

- Территориальных вопросов нет.

- На данный момент речь идет о требованиях реституции. Надо сказать, что здесь позиции польской стороны по-своему тоже уязвимы. Потому что, как известно, и в Киеве тоже на это наблюдатели обратили внимание, такая же симметричная ситуация есть в отношениях между Германией и Польшей. В Германии действует ряд организаций так называемых изгнанных. Это, например, Силезское землячество, Прусское общество доверительной собственности, различные союзы изгнанных, которые выдвигают к Польше аналогичные требования, связанные с тем, что в Германии проживает сегодня очень много людей, чьи предки утратили собственность и были изгнаны с территории Польши. И аналогичная же ситуация, как известно, существует в Чехии в связи с судетским вопросом, в связи с проблемой судетских немцев. И поэтому, если в Польше будут активно действовать сторонники реституции в отношении Украины, предъявления компенсаций, то это может создать прецедент, когда с аналогичными требованиями к Польше выступит Германия.

- Поэтому они замалчивают?

- Да, поэтому здесь позиция у Польши изначально двойственная. Несомненно, кресовики… в польской терминологии кресы – это территории на приграничье, то есть часть так называемой исторической приграничной Польши, которую в польской историографии проводили по Днепру. Конечно, для Украины, России, Белоруссии такого рода терминология является неприемлемой. Польская позиция здесь будет двойственная. Потому что предъявление такого рода претензий к Украине одновременно означает, что и усилятся такого же рода претензии к Польше со стороны Германии. Так что я думаю, что эта тема вряд ли получит значительное развитие. Но существуют, несмотря на этот вопрос, проблемы в украинско-польских отношениях. Польша на протяжении длительного времени является так называемым адвокатом Украины в ЕС, при этом фактически из Украины пытаются сформировать буфер между Польшей и Россией. И это адвокатство никогда не приводило к тому, чтобы Украина получала какие-либо гарантии членства в составе Европейского союза. Поэтому с этой точки зрения в отношениях между Украиной и Польшей все складывается крайне непросто. Учитывая, что Польша является лидером так называемой группы новой Европы, чья позиция ориентирована на евроатлантическое сообщество, на Вашингтон.

- Почему сейчас актуален этот вопрос стал?

- Я думаю, что это связано с тем, что сейчас в связи с соглашением об ассоциации организации изгнанных получили возможность напомнить о своих давних исторических бедах, проблемах и притязаниях.

ВЗГЛЯД ИЗ КИЕВА

- Я бы не воспринимал эти угрозы всерьез. Безусловно, в Польше, так же как и в Украине, и в России, есть радикалы. Вот эти политики-маргиналы как раз и угрожают отчуждением земель. Но ни польское правительство, ни ведущие политические силы не поднимают вопрос изменения границ. Цивилизованное государство не пойдет на нарушение Устава ООН, в котором четко прописан принцип нерушимости границ, - говорит политолог, директор Центра политического анализа "Пента" Владимир Фесенко.