Происшествия31 октября 2015 21:39

Житель Синая: За одно упоминание ИГИЛ здесь можно лишиться жизни

Владелец турагентства на полуострове рассказал в эфире Радио «Комсомольская Правда», что думают местные жители о причинах крушения российского самолета
Первые фото с места крушения российского самолета.

Первые фото с места крушения российского самолета.

Фото: REUTERS

Российский самолет, потерпевший крушение в Египте, следовал из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. На борту находились 224 человека, в том числе семь членов экипажа.

Радио «Комсомольская Правда» связалось с Сергеем Ситниковым, владельцем турагентства на Синае, который находится в эти минуты у аэропорта Шарм-эль-Шейха.

- Где вы сейчас находитесь? Какая в целом атмосфера царит сейчас на Синае?

- За весь Синай сказать ничего не могу, нахожусь сейчас рядом с аэропортом, в ста метрах. Никаких вопросов нет, обстановка спокойная, паники среди туристов не наблюдается. Военные и полицейские - все в штатном режиме. Туристы улетают, все нормально. Борты идут в штатном режиме.

- Вы говорили с представителями официальных структур Египта, что они говорят?

- Общался сегодня. Я знаю арабский язык, телевизор смотрю. Включаю и ортодоксальные каналы, типа «Аль-Джазиры», и так далее. Везде одна информация со стороны Египта, Иордании, Сирии, Ирана: ИГИЛ (организация, запрещенная в России - прим.ред.) даже технически этого не смогло бы получить. Потому что у них нет средств. Самолет на 8,5 тысячах остановился на скорости 170 км/ч. И плюс - все взлеты и посадки наших самолетов контролируются в Шарм-эль-Шейхе, как минимум. Здесь стоит президентская гвардия, которая охраняет генерала ас-Сиси и так далее. Даже если бы что-то могло подлететь с другой стороны, оно бы не подлетело. Сейчас я общался с ребятами из мусульманского египетского ПВО, все в недоумении. И все говорят, что этот самолет связывался с Каиром, он связывался с Александрией, что у него были технические проблемы.

- Вы сказали, что самолет сбросил скорость до 170 км/ч. По сути, по самолетным меркам, остановился. Сложно представить технические проблемы, которые бы к этому привели. Даже остановка двух двигателей не привела бы к подобным последствиям.

- Согласен. Но эта информация сейчас основана только на полетных данных с сайта Флайтрадар, где все четко регистрируется. На момент его конкретного пике вниз его скорость составляла 170 км/ч горизонтальная. До расшифровки регистрационных ящиков ничего сказать нельзя.

- Меры безопасности на территории аэровокзала усилены или они штатные?

- На данный момент они в штатном режиме. Но учитывая то, что мы туристический город, они всегда на очень высоком уровне. С момента второй революции, которая была в Египте, они усилились в десятки раз, что доставляет ряд проблем даже нам, местным жителям, чтобы пройти таможенный контроль и так далее. Все полностью в штатном режиме.

Самолет потерпел катастрофу в 100 км к югу от административного центра провинции Северный Синай города Эль-Ариш.

Самолет потерпел катастрофу в 100 км к югу от административного центра провинции Северный Синай города Эль-Ариш.

Фото: REUTERS

- В целом, есть со стороны, в том числе и ваших клиентов, вопросы к мерам безопасности в аэропорту Шарм-эль-Шейха? Наши слушатели звонили и говорили, что иногда прохладно относятся к исполнению обязанностей тамошние пограничники.

- Они не правы. Технологии уже подросли - не надо никого ощупывать и досматривать, все контролируется на высоком уровне. Дальше все зависит от авиакомпании, от перевозчика. В нашем случае это был «Когалымавиа». Здесь вины аэропорта Шарм-эль-Шейх я не вижу.

- Вы давно живете в Египте. В египетском обществе какое сейчас мнение относительно «Исламского государства», запрещенного в России?

- Если честно, та категория людей, с которыми я общаюсь (они представители силовых структур и представители закона) - все относятся дико негативно. В прямом смысле. И за одно упоминание слова ИГИЛ здесь можно лишиться жизни.

- Но ведь в аэропорту работают и простые люди. Среди них каково отношение к ИГИЛ?

- Такое же, как после правления господина Мурси, которого здесь свергли, - негативное. Потому что до этого был президент Мубарак, которого они тоже свергли, но был порядок. Сейчас пришел генерал ас-Сиси, и все встало на свои места. Все стало хорошо и спокойно. Здесь ситуация контролируется.

- Европейские авиакомпании перестанут летать над севером Синайского полуострова?

- Не смогут. Все коридоры проходят через Александрию, это уже Средиземное море. Они выходят на север со стороны Каира. И идут вдоль Синайского полуострова, как раз по этой кромочке, вдоль Суэцкого залива. И они сюда приходят. Данный самолет не отклонился от курса, он уходит на Каир или Александрию.

- «Эйр Франс» сообщила, что в компании принято решение избегать полетов над Синаем. Французские СМИ первыми сообщили о том, что ИГИЛ взял на себя ответственность за крушение российского лайнера.

- По поводу «Исламского государства» у меня есть вопросы. То, что они взяли на себя ответственность за данный теракт, этот вброс появился ровно через 10 минут, как самолет не связался с Ларнакой. То есть, он уже был подготовлен. Просто вбросили. Они на всякий случай на себя взяли. Это не соответствует действительности. По поводу европейских авиакомпаний. Вот немецкие, допустим, достаточно давно перестали летать, и не только над Синаем, а вообще в Египет. И все мои клиенты и туристы летают турецкими авиалиниями. Потому что это единственная возможность добраться через Каир сюда. Еще появились прямые рейсы. Компания «Аэрофлот» в связи с крахом компании «Трансаэро» после пяти лет вернулась на этот рынок. Они начали летать. Это их решение. К безопасности перелета это отношения не имеет.

Первыми самолет обнаружили военные, патрулировавшие территорию.

Первыми самолет обнаружили военные, патрулировавшие территорию.

Фото: REUTERS

- Может быть, ИГИЛ просто видел, что происходит. Поэтому так быстро появился вброс?

- Все самолеты, которые взлетают и садятся, находятся под контролем диспетчерских служб. Под контролем своих заказчиков. В данном случае это была компания «Бриско». Информация появилась. Если десять минут нет самолета на экранах радаров, информация об этом уходит к соответствующим службам. Его начинают искать. Если его не нашли, начинается работа, как и было в этот момент. Египтяне очень хорошо и оперативно сработали. Хотя зоны для доступа были неудобные. Это Синай. Асфальтированных дорог в том месте, 100 км от Эль-Ариша, просто нет...

"Комсомольская правда" соболезнует родственникам погибших.

"Комсомольская правда" соболезнует родственникам погибших.

Экипаж и пассажиры рейса "Кагалымавиа": Вспомним всех поименно...

ФОТОРЕПОРТАЖ

Катастрофа российского лайнера на Синайском полуострове: хроника трагедии

ЕЩЕ МНЕНИЕ

Эксперт: ИГИЛ сейчас в безнадежном положении, поэтому они решили примазаться к катастрофе

- Я юрист-международник. У меня подход к этой катастрофе с точки зрения Чикагской конвенции и приложения 13 – «Расследование авиационных происшествий», согласно которым это расследование – это обязанности двух государств – Египта и Российской Федерации. Это вытекает из статьи 26 Чикагской конвенции (подробности)

ВОПРОС РЕБРОМ

Зачем западные СМИ заявили, что самолет взорвало «Исламское государство»?

Одним из первых новость о том, что ответственность за крушение взяло на себя «ИГ», сообщило агентство Reuters. Часами ранее оно же заявляло, что из-под обломков слышен стон пассажиров. Но это оставим на совести репортеров. Рейтер ссылается на сообщение в твиттере новостного ресурса Aamaq News Agency. По сути — это пропагандистский рупор «Исламского государства», созданный в августе 2014 года (подробности)

ВЕРСИЯ

Пилот: Airbus - совершенная машина, не верю, что дело в технической неполадке

- Я не представляю, как это могло случиться с таким самолетом. Я почему-то думаю, что это все-таки был удар, может быть, ракеты, - сказал пилот, позвонивший нам на Радио «Комсомольская Правда». - Airbus прост в управлении, очень умный самолет! Подсказывает, что делать в любой ситуации. Даже если что-то случилось, полностью все отказало, его можно было бы спланировать на равнину или на воду. Так что, думаю, дело либо в какой-то взрывной разгерметизации, либо был удар ракеты (подробности)