Происшествия

Почему я не летаю на самолетах уже много лет

Исповедь аэрофоба
17 ноября 1990 г из швейцарского Базеля в Москву вылетел Ту-154 с 17 тоннами американских сигарет. Бортовой номер 85664. На высоте 10 тысяч метров начался пожар на борту

17 ноября 1990 г из швейцарского Базеля в Москву вылетел Ту-154 с 17 тоннами американских сигарет. Бортовой номер 85664. На высоте 10 тысяч метров начался пожар на борту

А ведь еще как летал! В советские времена.

Я вообще в детстве мечтал быть летчиком. И не простым – испытателем. Самой любимой книгой в школе была «Испытано в небе» Героя Советского Союза Марка Галлая. Я ее в библиотеке заныкал, чтоб всегда была под рукой.

В НЕБО НА «КУКУРУЗНИКЕ»

В лесу неподалеку от нашей деревни есть военный аэродром. Очень серьезный. Недавно общался с легендарной летчицей Мариной Попович. Она вскользь упомянула, что в 60-е тренировалась в Липецком авиаотряде. «Буховое?» - спрашиваю. «Да!» – удивленно посмотрела на меня легенда. Так я ж рядом жил, говорю. Мальчишкой завороженно смотрел в небо, где чуть ли не каждый день тянулись белые полосы – следы реактивных истребителей. И раздавались «взрывы» над нашими домами, когда истребитель переходил звуковой барьер. Возможно, и за Попович наблюдал. А маленькие АН-2, знаменитые «кукурузники», мы наблюдали совсем близко. Когда они на бреющем опыляли, подкармливали совхозные поля за нашими огородами.

В десятом классе я изменил мечте о небе. Решил стать журналистом. Но эта профессия дала возможность очень много летать. Первый раз поднялся в небо студентом, на практике в «Орловской правде». Добирался на «кукурузнике» в дальний район Орловщины. Понравилось. Закончив Ленинградский университет, попал на работу в Томск, где прожил более десяти лет. Ох, и налетался там! Область огромная, таежная… Во многие уголки «только самолетом и можно долететь», как в песне Пахмутовой. Мотался регулярно в дальние командировки к нефтяникам, газовикам, геологам, лесорубам. На «кукурузниках», Ан-24, ЯК-40, вертолетах разных марок. Вертолет на буровых, вахтовых поселках был единственный транспорт. По привычке называл эти винтокрылые машины – «борт».

Часа три на Ан-2 добираешься с Васюгана домой, а «под крылом самолета о чем-то поет зеленое море тайги». Сибирская романтика, воспетая Пахмутовой. А еще любил смотреть на облака под крылом. Зимой. Фантастическая красота!

Каждый год в отпуск с семьей из Томска в Москву на родину и обратно тоже самолетом. Ту-154.

В 1987-м перебрались на житье в столицу. Возвращались на Тушке. Жена со старшим сыном спали, а я с малышом на руках глазел вниз. По привычке. (На днях этот «малыш» улетел на неделю в очередную командировку. В Ирландию. Не боится неба.)

Уже работая в Москве, летал на БАМ не раз, в Донецк, Красноярск, Кемерово, Воркуту, Ташкент, Софию, Варшаву, Прагу… Все и не упомнишь.

Евгений Черных не торопится на небеса. Поэтому и дальше не будет летать

Евгений Черных не торопится на небеса. Поэтому и дальше не будет летать

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

В СССР АВИКАТАСТРОФЫ ТОЖЕ БЫЛИ

Кто-то скажет, что в советские времена смело летали, потому что про авиакатастрофы в СССР не сообщали.

Да, так, как сегодня про упавший на Синае аэробус, не писали, это точно. Чтоб главной новостью на первых полосах всех газет, новостных выпусках ТВ, с мельчайшими подробностями, версиями, историями любви погибших пассажиров… Может, на последних страницах и мелькало короткое сообщение ТАСС. Но мы, советские люди, все и так прекрасно знали. Через «сарафанное радио».

Гибель Гагарина и Серегина в разбившемся Миге в 1968 г скрыть, конечно, было невозможно. Но все подробности о трагедии у владимирской деревни Новоселово мне, школьнику, рассказал приехавший в отпуск сосед, Иван Беломытцев. Офицер КГБ в Клайпеде.

18 мая 1972 года в Харькове разбился при заходе на посадку АН-10 из Москвы. Не знаю, писали ль об этом в центральных газетах. Но мы, первокурсники Ленинградского университета, знали, как и вся северная столица, что там погиб ленинградец Виктор Чистяков. Гений пародии. Специалисты говорят, что возможности его голоса копировать других были значительно выше, чем у Максима Галкина, Владимира Винокура и прочих нынешних артистов этого жанра. Виктор не должен был погибнуть! Он опоздал. Прибыл во Внуково, когда АН уже должен был по расписанию подняться в воздух. Но рейс задержали по технической причине. Пока артист оформлял билет, трап убрали. Но экипаж, узнав, что сам Чистяков остался на земле, не стал взлетать без него. Говорили, что суеверному Виктору досталось роковое место № 13… Чистякову было всего 28. Карьера оборвалась на взлете. Одна большая пластинка и вышла. И то, кажется, после смерти.

Виктор Чистяков. Гений пародии. Специалисты говорят, что возможности его голоса копировать других были значительно выше, чем у Максима Галкина, Владимира Винокура и прочих нынешних артистов этого жанра

Виктор Чистяков. Гений пародии. Специалисты говорят, что возможности его голоса копировать других были значительно выше, чем у Максима Галкина, Владимира Винокура и прочих нынешних артистов этого жанра

31 августа того же 1972 года в Магнитогорске упал ИЛ-18 рейса Караганда-Москва. Считавшийся самым безопасным лайнером. Однажды экипаж посадил его на брюхо на пшеничное поле и никто не пострадал. О магнитогорской трагедии точно не писали. Но мой однокурсник, карагандинец Валера Савин в тот же день вылетал на учебу в Питер. Через Москву. Другим рейсом. Его мама, офицер милиции, узнала о трагедии по своим каналам. Но не знала, каким рейсом улетел сын. Мобильных тогда не было, телефона в комнате общежития Валеры тоже. Мама дала срочную телеграмму в деканат: “Прошу срочно сообщить, прибыл ли на занятия студент Савин…” Валеру вызвали к декану, дали нагоняй, что с мамой не общается. Он тут же помчался на телеграф, позвонил в Караганду. Но причину тревоги успокоившаяся мама ему не сообщила. «Нетелефонный разговор», как тогда говорили. Про трагедию рейса 558 он узнал (и позже нам рассказал) лишь на зимних каникулах. Борт загорелся в воздухе над Магнитогорском. По версии, солдаты-дембеля сдали в багаж заныканные на службе взрывпакеты и сигнальные ракеты. Из Магнитогорского аэропорта поднялся специальный самолет, чтобы точнее завести горящий лайнер на посадку. ИЛ-18, снижаясь, шел за лидером. Уже у самого аэропорта он вдруг заложил крен почти в 90 градусов, чиркнул крылом о землю и покатился по ней огненным шаром…

ВЕЩИЕ СНЫ ОБЕРЕГАЮТ

О жуткой катастрофе 27 апреля 1974 года мы, студенты, и вовсе узнали без всяких газет. В аэропорту «Пулково» под Ленинградом разбился при взлете ИЛ-18, рейсом в Краснодар. Подробности рассказал в общаге пятикурсник Саша Молоков. Он провожал кого-то в Пулково, уже собрался домой, когда увидел тянущий на посадку самолет со шлейфом дыма. Через секунды он превратился в облако огня и дыма. Саша, не помня себя, побежал к горящим обломкам, но не смог подойти ближе 300 метров, так жарко они горели. А потом его прогнали сотрудники милиции… Трагедия произошла накануне майских праздников. Пассажиры в основном были студенты и курсанты военных училищ Ленинграда. Погибли пятеро студентов ЛГУ. Среди них – моя однокурсница Валя Заяц. Ее траурный портрет висел в общежитии, на факультете. Валя только недавно избавилась от тяжелой болезни, собиралась замуж. Летела к родителям на праздники. Студенты тогда могли себе позволить со стипендии такие полеты. Наша однокурсница Лена Смирнова ездила в Пулково на опознание. Нет, не останков. Все сгорели. Ей показали список вылетевших пассажиров, она нашла фамилию Вали… Вместе в Валей в гости к ее родителям собиралась однокурсница Тамара Баранова. Но накануне увидела вещий сон про автокатастрофу. Машина вылетела на лед, бешено закрутилась, Тамара никак не могла выбраться из нее. Девушка проснулась в страхе с дико бьющимся сердцем. Поехала и сдала билет.

Говорят, перед каждой авиакатастрофой кто-то видит подобные вещие сны и спасается. За две недели до трагедии А 321 в Синае папе одного бортпроводника приснилось, что самолет сына разбился. Сын послушался отца, уволился накануне трагического рейса. И вместо него полетел бортпроводник Алексей Филимонов. О командировке он узнал всего за 12 часов…

Аэробус разбился вскоре после взлета. Как ИЛ-18 в Пулково в апреле 74-го. Тогда из-за наплыва пассажиров-студентов перед майскими каникулами пустили дополнительный рейс. Экипаж с утра уже слетал в Краснодар и вернулся. Но дополнительно лететь отказался. На обратном пути прибор показывал высокий уровень опасной вибрации, весь полет горела красная тревожная лампа на приборной доске. Но билеты проданы, люди ждали вылета. Командира экипажа обозвали трусом и… вызвали резервный экипаж. Он и повел машину в последний рейс. Лопатки турбины четвертого двигателя разрушились уже через несколько минут после взлета – их осколки потом находили в нескольких десятках километров от места трагедии. Сразу начался пожар. Экипаж развернул самолет и повел его в сторону аэропорта. И тут произошла еще одна нелепость, писал позже журналист Валера Савин, изучавший подробности катастрофы, в которой погибла наша однокурсница, а вторая спаслась благодаря вещему сну. В аэропорту “Пулково” две взлетно-посадочные полосы. Диспетчер дал команду садиться на дальнюю. И борт не дотянул до нее всего несколько километров. Взрыв был такой силы, что на железнодорожной ветке Ленинград – Гатчина отказала автоблокировка, сообщение пришлось прервать.

По одной из версий, А 321 тоже разбился из-за пожара двигателя…

ДЕЛО - ТАБАК

11 августа 1979 года произошла одна из крупнейших катастроф в истории советской авиации. В небе над Днепродзержинском на высоте 8400 метров столкнулись два Ту-134. Погибли все 178 человек. Среди них - 17 футболистов ташкентского «Пахтакора», из высшей советской лиги. Поэтому замолчать трагедию не удалось. Было короткое сообщение ТАСС. Вся страна обсуждала катастрофу. И мы в Томске тоже.

В небе над Днепродзержинском на высоте 8400 метров столкнулись два Ту-134. Погибли все 178 человек. Среди них - 17 футболистов ташкентского «Пахтакора»

В небе над Днепродзержинском на высоте 8400 метров столкнулись два Ту-134. Погибли все 178 человек. Среди них - 17 футболистов ташкентского «Пахтакора»

Случилась тогда трагедия и на моей родине. Разбился истребитель с военного аэродрома. Все было как в знаменитой песне: «Однажды в полете мотор отказал». Как раз над селом Колыбельское, где я заканчивал среднюю школу. Экипаж мог спастись, но истребитель рухнул бы в центр многолюдного села. Летчики увели машину от Колыбельского и упали в пятистах метрах от села в лесополосе за речкой. Катапультироваться ребята уже не успели. На месте трагедии стоит памятник - обломок крыла.

В феврале 1982 г вылетел по срочной телеграмме на похороны отца. То была первая близкая потеря, я был в шоке. И даже не обратил внимание, что ТУ-154 после взлета вместо Москвы ушел на бреющем в соседний Новосибирск. На летном поле стояли скорые, пожарные машины. Нас попросили с вещами на выход. Когда через полтора часа вернулись, я понял, что это другая машина. Аварийная ситуация…

Сам дважды писал в «Комсомолке» на эту тему. В пору гласности. В восьмидесятых в Стрежевом – столице томских нефтяников, сел на брюхо на снежное поле ЯК-40. Никто не пострадал.

17 ноября 1990 г из швейцарского Базеля в Москву вылетел Ту-154 с 17 тоннами американских сигарет. Бортовой номер 85664. На высоте 10 тысяч метров начался пожар на борту. Экипаж запросил вынужденную посадку в Праге, и тут же связь пропала. Садились они вслепую на поле у чешской деревушки Дубенец. Вся кабина в ядовитом табачном дыму. Приборов не видно, связи с землей нет. Кабина при посадке оторвалась, перевернулась несколько раз. Экипаж с трудом выбрался на землю. Все спаслись. Это было просто чудо.

Я тогда работал в Праге собственным корреспондентом «Комсомолки». Примчался к месту аварии, когда остатки самолета еще дымились. Хвост оторван, крылья тоже, искореженная кабина валялась чуть дальше, центральная часть лайнера сгорела полностью. По раскисшему полю бродило десятка полтора чехов, собирали в объемные сумки блоки «Винстона». В пятистах метрах – сельский костел. Неужто бог отвел падающий самолет от села?

ВОЗДУШНЫЙ БАРДАК

Несмотря на все эти катастрофы, я спокойно летал. Не боялся неба. Надеялся на судьбу.

Испуг наступил в конце 90-х. Случайно оказался в компании летунов. За рюмкой чая столько наслушался о бардаке в новой российской авиации! Просто жуть! Нет, пилоты не журналисту жаловались, просто изливали друг другу души. И я узнал о контрафактных деталях, усталых экипажах, которых заставляли летать сверхурочно, ведь деньги в авиации стали главнее безопасности. Всем рулил Рынок, воспетый Гайдаром! Аэрофлот тогда прибрал к рукам Березовский…

Тогда-то я и решил игнорировать небо.

Каюсь, дважды вынужден был нарушить свое вето на полеты. Летом 2007-го первый и последний раз слетал в отпуск в Турцию. Жена настояла. Все там отдыхают! Туда и обратно добирались с ней разными чартерами. Очень неудобно, скажу я вам. Скажете, шизофрения? Просто не хотелось оставлять детей круглыми сиротами, случись беда. Пусть хоть один из родителей останется (сыновья отдыхали в деревне у бабушек, когда мы в Турции загорали). В ноябре 2007-го же пришлось еще раз слетать. Представлять «Комсомолку» на днях России в Казахстане. Главный редактор попросил. Делегация официальная. Я в ВИП –зале московского аэропорта изрядно принял на грудь перед полетом. Не помню, как попал в самолет, проснулся уже в Алма-Ате. Назад летел примерно в таком же состоянии.

Так что на днях ровно 8 лет стукнет, как я не поднимался в небо.

Возможно, так бы и летал иногда доныне по принуждению, с дрожью в ногах и сердце, приняв сорокаградусный транквилизатор, но…

В 2010-м году позвонила хорошая знакомая из аппарата Совета Федерации. Попросила, чтобы я, журналист, выслушал одного пилота. Целая делегация, мол, была у Сергея Миронова, председателя Совета Федерации, рассказывала ему жуткие вещи о российской авиации. А что Миронов может сделать? Может, ты в «Комсомолке» напишешь?

Часа три потомственный пилот, сын Героя на диктофон рассказывал мне о воздушном бардаке. Хотя Березовский давно уже не рулил Аэрофлотом, сам был в бегах. Как всем заправляют менеджеры, далекие от авиации. Главное для них - прибыль. На безопасность плевать. Как вынуждают их лаской и таской уходить с надежных отечественных ИЛ-ов на Боинги, Аэробусы … За покупку, лизинг западных машин якобы откаты менеджерам идут, другие преференции. Много чего жуткого порассказал. Давал телефоны друзей-авиаторов, которые все подтвердят. Согласен был на то, что я назову в статье его фамилию.

Если уж Сергей Миронов, третий тогда человек в России (после президента и премьера, таков статус главы Совфеда РФ) был не в силах помочь пилоту навести порядок в гражданской авиации страны, что мог я, простой журналист? Ну, напишу гневную критическую статью. Очередную. Только народ напугаю. Ничего ж не изменится в российской авиации. А правдолюба его начальство «съест». За то, что вынес сор из избы. Так ему честно и сказал. И писать не стал.

Летуна потом все равно «съели». За то, что не молчал.

А я дал зарок – больше никаких самолетов. Даже из-под палки! Прикажет руководство газеты лететь в командировку – положу заявление на стол. Но не полечу.

И не летаю. Вот уже 8 лет. Хотя выпадали прекрасные командировки за границу. В газете. И знакомые пресс-секретари предлагали несколько раз слетать на халяву в Рим, Париж на несколько дней. На тусовки со «звездами» эстрады. Все оплачено, старик! Только заметку напиши. И повод был. Я спокойно отказывался. Чудак, говорили они. Теперь уже не предлагают.

В Праге три года пожил, представление о европах имею. В Турции тоже позагорал дней десять. И хватит. Отдыхаю теперь в родной деревне. И спокоен.

ГОЛЫЕ ДОЯРКИ СПАСЛИ АВИАТОРА

Кто-то скажет, большие лайнеры, мол, действительно опасны. Но есть еще маленькие частные самолетики, господин журналист.

Ну-ну… На днях в Крыму возле Коктебеля разбилась частная американская Cessna, самый модный у нас самолетик. И недели не прошло после трагедии с А 321.

На днях в Крыму возле Коктебеля разбилась частная американская Cessna, самый модный у нас самолетик

На днях в Крыму возле Коктебеля разбилась частная американская Cessna, самый модный у нас самолетик

Фото: РИА Новости

Погибли 4 человека. В августе частная же Cessna столкнулась над Истринским водохранилищем в Подмосковье с вертолётом Robinson. Погибли все 11 человек. И пилоты и пассажиры. Частенько что-то бьются эти импортные самолетики, купленные в личное пользование энтузиастами –бизнесменами. Ощущение, что в малой авиации порядка куда меньше, чем в большой гражданской. Год назад областной начальник познакомил меня с таким летуном-бизнесменом. Тот вошел в кабинет на костылях, нога в гипсе. Хозяин кабинета стал живописать журналисту его ненбесные подвиги. «Представляешь, парочка отправилась летом после работы в лес отдохнуть. Снять стресс.Возможно, начальник с секретаршей. Расположились на укромной полянке, вдали от чужих глаз. Только разделись, обнялись, слились в экстазе на травке-муравке, сверху самолет прямо них пикирует. Пара в испуге вскочила и бегом в джип. Голыми. Дама только лифчик брошенный успела подхватить с травы. А он взмыл вверх и вновь на влюбленных пикирует. Мужик по газам, лифчик дамы, прихлопнутый в спешке дверью, сбоку развевается… Долго за ними гнался низенько над лесной дорогой. Что ж, ты, Миша, людям кайф обломал?» -обратился шеф к инвалиду. Тот смущенно улыбался, опираясь на костыли.

- А знаешь, как он ногу сломал? – продолжил рассказ большой начальник. - Доярки после дойки голыми в речке купались. Отдаленнный луг, людей рядом нет. Вдруг над ними самолет круг нарезает над самой водой. Испуганные доярки врассыпную на берег. Он на второй круг пошел. Да не заметил, что над речкой кабель электрический натянут. От ЛЭП к дойке летнего лагеря. Ну¸ и влетел в провод этот. Самолет в воду грохнулся. И доярки голые кинулись назад в реку, спасать своего гонителя. Успели вытащить на берег. Эх, Миша, Миша…»

И сколько таких «миш» сидят ныне за штурвалами частных самолетиков в российском небе…

НЕ ТОРОПЛЮСЬ НА НЕБЕСА

Только не надо мне совать десять золотых правил избавления от аэрофобии, знаменитую книжку покойного Алена Карра на эту тему, показывать статистику, что в авиакатастрофах гибнут в миллионы раз реже, чем в автомобильных… Все я прекрасно знаю. И все равно не летаю. Принципиально. Просто кое-что знаю о бардаке в нашей авиации. И не хочу стать жертвой раздолбайства. Будь то техническая неисправность борта, халатность персонала аэропорта, теракт или нелепое стечение трагических обстоятельств. На том свете все равно, отчего погиб. И что-то мне подсказывает, что в ближайшие годы ситуация кардинально не изменится.

Ныне, после трагедии аэробуса, раздается много гневных призывов депутатов, начальников разных мастей, политиков, что надо навести, наконец, порядок в отечественной авиации, усилить безопасность, запретить полеты старых западных самолетов, развивать родной авиапром, оставить две-три больших авиакомпании, прикрыть мелкие, которым трудно обеспечивать безопасность полетов…

Позвольте, все это мы слышали, когда разбился Боинг-737 в Казани в ноябре 2013 г. Все кончилось тем, что прикрыли компанию «Татарстан». Сейчас, возможно, прикроют «Когалымавиа». И все пойдет по-прежнему.

Когда разбился Боинг-737 в Казани в ноябре 2013 года все кончилось тем, что прикрыли компанию «Татарстан»

Когда разбился Боинг-737 в Казани в ноябре 2013 года все кончилось тем, что прикрыли компанию «Татарстан»

Фото: РИА Новости

Один факт. Призывают сейчас ограничить срок эксплуатации старых западных лайнеров. Разбившийся А321 за 18 лет сменил ПЯТЬ хозяев. Азиатские компании им владели, потом к нам в лизинг попал. Казанский «Боинг» за 23 года сменил СЕМЬ владельцев. Две французские компании (с июля 90 г по июль 95 г, пока был новенький, «с иголочки»). Потом Уганда, Бразилия, Румыния, Болгария. И в конце 2008 г ветеран прибыл, наконец, в великую Россию. Где и разбился в 2013 г.

Сами делайте выводы по этому послужному списку, что и после кого к нам поступает.

Разбившийся А321 за 18 лет сменил ПЯТЬ хозяев. Азиатские компании им владели, потом к нам в лизинг попал

Разбившийся А321 за 18 лет сменил ПЯТЬ хозяев. Азиатские компании им владели, потом к нам в лизинг попал

Фото: REUTERS

Я полностью согласен с горьким выводом знакомого профессора – экономиста Никиты Кричевского, что Россия стала глобальной помойкой авиатранспортной техники. Вот что написал Никита на днях в Фейсбуке: «Почти два года назад после страшной авиакатастрофы Boeing в Казани я уже предлагал ограничить предельный срок службы гражданских самолетов 18-20 годами, а возраст ввозимой авиатехники - 12-15 годами. Тогда это предложение, кстати, получившее широкое одобрение в обществе, не прошло. Более того, чиновники заговорили, что "подержанные самолеты ломаются реже, чем новые". Ну что, получили?!?»

Дальше у Никиты эмоции о Страшном Суде…

Я не тороплюсь на небеса. Поэтому и дальше не буду летать. Береженого Бог бережет.