Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Политика2 декабря 2015 10:37

Снять чиновника - как раз кнопку нажать!

Любой человек может своей оценкой подсластить жизнь или крепко насолить госслужащему или целому ведомству
Оказывается, российского чиновника можно уволить «по многочисленным просьбам трудящихся».

Оказывается, российского чиновника можно уволить «по многочисленным просьбам трудящихся».

Фото: Михаил ФРОЛОВ

БЮРОКРАТА ПО «БАЛЛАМ» СЧИТАЮТ

Оказывается, российского чиновника можно уволить «по многочисленным просьбам трудящихся». Причем, не выходя ни на какие митинги. Все куда проще. В России набирает обороты электронная система, собирающая оценки и мнения граждан о работе ведомств. Влепили люди «двойки» или «колы» начальнику - и вот он уже может попрощаться с должностью.

Вообще-то проект «Ваш контроль», который не дает расслабляться государевым людям, начал работать с 2013 года. Но пока, как говорят его создатели, проходит процесс внедрения и отработки шероховатостей. Тем не менее, сбор оценок от граждан уже вовсю идет — свои «баллы» чиновникам граждане выставили уже более 4 миллионов раз.

Где же эта волшебная кнопка, которой можно выразить чиновнику «неудовлетворение» его работой или наоборот — благодарность?

Если вы получаете услугу в многофункциональных центрах государственных и муниципальных услуг (МФЦ), то, как правило, можете воспользоваться спецтерминалом для оценки. Пришли вы пенсию или паспорт какой оформить — на выходе нажмите кнопки, оцените, насколько быстро и четко вас обслужили.

Как вариант, чуть позже может прийти sms с бесплатного номера 0919, где вас также попросят оценить госслужащих, с которыми вы недавно имели дело. Такие же смски ждите, если обращались за госуслугой непосредственно в орган власти, а не в МФЦ.

ПАРОЛЬ - ЧУТКОСТЬ, ОТЗЫВ — СПАСИБО

Ну а если и этого вам не хватило, и душа требует высказать все, что вы о чиновниках думаете (в рамках приличий, конечно) - можете зайти на специальный сайт vashkontrol.ru. И вам должны ответить. Свои отзывы там оставили уже более 25 тысяч человек, в том числе 19,7 тысяч только в этом году. Мало того - читать то, что о них думают люди, с некоторых пор стало обязанностью чиновников. И отвечать там же - на сайте. Кстати, оргвыводы делаются: вот граждане жалуются на очереди в одном из отделений, а спустя время уже вовсю благодарят тех же работников за то, что очередей больше нет, да и чуткое отношение к клиентам подмечают. Вообще удивительно, но благодарственных откликов на сайте гораздо больше. Выходит, на самом деле помогает. На основе всех этих откликов подсчитывается средний балл, по которому и можно судить, насколько чиновники того или иного подразделения с душой подходят к своей работе.

НЕДОВОЛЬНЫЕ - ПИШУТ ПИСЬМА, ДОВОЛЬНЫЕ - ЖМУТ КНОПКИ

- Какое ведомство больше всего благодарят, а на какое наоборот - больше всего жалуются? - спросили мы у руководителя проекта, директора департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития России Алексея ХЕРСОНЦЕВА.

- Если говорить только о сайте - наибольшее количество отзывов в 2015 году было получено на работу Федеральной миграционной службы – 6210 отзывов, МВД – 5 200 сообщений, Федеральной налоговой службы – 5180. Для сравнения, например, по работе Росимущества поступило лишь 10 отзывов.

Наибольшая доля положительных оценок, опубликованных на сайте vashkontrol.ru в 2015 году, у Фонда соцстрахования России (98,6%), Федеральной налоговой службы (96,7%), МВД России (93,3%). Правда, и отрицательных отзывов хватает.

- Ну а кем люди больше недовольны?

- Пока много негативных отзывов мы видим в отношении Федеральной службы судебных приставов. Однако они очевидно связаны не столько с услугами службы, сколько с доступом к базе должников, которая, по мнению части заявителей, плохо обновляется. Жалуются на невозможность дозвониться в ведомство.

Значительная часть негативных отзывов на работу Федеральной миграционной службы на сайте vashkontrol.ru связана с жалобами заявителей на большие очереди и нарушение сроков предоставления услуги.

- Оценки в интернете и по СМС отличаются?

- Да. Если же брать оценки, которые люди ставят с помощью СМС, либо по результатам посещения МФЦ, то ситуация несколько иная: у МВД в целом по стране – 92,3% положительных оценок, у Росреестра - 94,6%, у ФМС – 95,5%, у Пенсионного фонда 98%, у ФНС – 98,5%.

- Откуда же разница?

- Разница легко объяснима. Когда заявитель доволен качеством оказанной услуги, он менее склонен к тому, чтобы написать об этом в Интернете, но при этом готов поставить положительную оценку, если это не потребует дополнительных временных затрат - ответить на смс, воспользоваться терминалом оценки в МФЦ. В то же время если он недоволен, то с большей вероятностью зайдет на сайт и напишет о негативном опыте все что думает, что пережил.

РЕПУТАЦИЮ НЕ ПОДКРУТИШЬ

- А как госслужащие реагируют на все это?

- Большинство воспринимает проект конструктивно, как руководство к действию. В каждом федеральном ведомстве, предоставляющем госуслуги, назначены ответственные за работу с отзывами на официальном сайте vashkontrol.ru. Если заявитель указал при публикации своего отзыва, что он хочет получить комментарий от органа власти, то ведомство обязано в 10-дневный срок его предоставить. По каждому органу власти ежемесячно готовится отчет по поступившим отзывам и выявленным проблемам, на основании которых в дальнейшем проводится работа по повышению качества оказания услуг.

- Где гарантия, что госслужащие сами себе не накрутят рейтинги на сайте?

- Чтобы не допустить этого, мы используем разные способы фильтрации. Например, пользователь может оставить только один отзыв на сайте раз в сутки на одну услугу, полученную в данном подразделении. В то же время, подозрительные отзывы анализируются. В отдельных случаях даже проводятся расследования. Например, люди пишут благодарности определенным сотрудникам. И мы проверяем: откуда направлялись отзывы, с какого IP-адреса, встречаются ли похожие положительные отзывы... Пока прямых доказательств накрутки не выявлялось.

- А что будет с начальником, у которого сплошные «двойки»? Кого-то уже уволили «по просьбам трудящихся»?

- Чтобы недобросовестный чиновник был наказан, надо, чтобы годовой уровень удовлетворенности заявителей составил менее 75%. То есть, в сумме по итогам годовой работы он должен получить менее 75% оценок «4» и «5» по пятибалльной шкале в общей массе поставленных через смс-опрос и через инфоматы оценок. Причем каждый год показатель должен повышаться минимум на 5%, пока не достигнет значения в 90%. Если рейтинг чиновника отклоняется вниз, то в отношении него может быть проведена служебная проверка на соответствие занимаемой должности.

- Кого-то уже уволили?

- До настоящего времени проходило внедрение системы и первичное накопление информации. И первые служебные проверки по итогам оценок и отзывов граждан будут проведены уже в следующем году...

***

Так что, ждать, когда мы с вами увидим первых чиновников, уволенных по нашему с вами желанию, осталось недолго. Посчитаем их следующей осенью.