Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+21°
Boom metrics
Звезды30 ноября 2015 13:40

Биограф Михаила Шолохова: «Из «Тихого Дона» исчезло все социальное и политическое»

Первые впечатления от телефильма Сергея Урсуляка по великому роману
Аксинья и Григорий (Полина Чернышова и Евгений Ткачук). Фото: канал "Россия 1".

Аксинья и Григорий (Полина Чернышова и Евгений Ткачук). Фото: канал "Россия 1".

В воскресенье на канале «Россия 1» стартовала 14-серийная экранизация романа Михаила Шолохова «Тихий Дон» режиссера Сергея Урсуляка («Ликвидация», «Жизнь и судьба»). В рекламных анонсах сериал называют «главной премьерой года» и пожалуй, это тот случай, когда громкий эпитет имеет полное право на существование. Телефильм по одному из главных русских романов ХХ века снял наш главный телевизионный режиссер - один из немногих, кто работает безо всяких скидок на «массовость» аудитории, не упрощая и не заигрывая, ворочая масштабной проблематикой по законам большого кино.

«Комсомольская правда» выяснила, каковы впечатления по итогам просмотра первых серий у родных Михаила Шолохова и его биографа.

Мария Шолохова, дочь писателя:

«Мы были воспитаны на фильме Сергея Герасимова (1958 года. - Авт.): Быстрицкая, Кириенко, Глебов... Эталон не эталон, но везде и всюду та экранизация считалась классикой. Признаться честно, итальянский фильм (режиссера Сергея Бондарчука, законченный его сыном Федором, - Авт.) я не смотрела, о нем судить не могу.

А картину Сергея Урсуляка я ожидала и очень хотела посмотреть - у меня сразу было такое чувство, что все будет хорошо. После окончания первых трех серий у меня было ощущение легкости - несмотря на то, что и фильм, и книга тяжелые и легкости не способствуют. Понравилось, что практически не использовался грим: каждое лицо имеет свои неповторимые черты. А не как во многих современных фильмах, спектаклях - у всех грим, все одинаковые, трудно различить одного актера от другого.

У Сергея Урсуляка в кадре все как в жизни - его фильм и воспринимается так, будто сегодня это происходит. Очень хорошее впечатление от игры молодых актеров. До чего молодцы ребята! Взять Дарью Урсуляк - последний эпизод третьей серии, где она себя косой режет и потом лежит на снегу...Я думала, я упаду от переживаний. Такое чувство, что это в соседней комнате происходит. Играют с радостью, с энтузиазмом. Хороша Аксинья (Полина Чернышова, - Авт.) - несмотря на то, что внешний облик далек от того образа, который Шолохов описал. Новая Аксинья совершенно другая - голубоглазая, русая.

Я испытала большую радость. Спасибо режиссеру, что взялся за этот фильм».

Валентин Осипов, биограф Михаила Шолохова, лауреат Всероссийской Шолоховской премии:

«Беда для тех, кто не читал гениальный роман, но подумает, что фильма хватит. Отказался режиссер от наиглавного – идейного! - напутствия Шолохова в эпиграфе к роману (см. «Цитату» ниже. - Авт.) Но в нем-то само казачество в своих же песнях горевало о засеянных по земле казацких головах, о вдовах и сиротах (вместо этого Сергей Урсуляк начинает свой фильм со сцены резвящихся на Дону счастливых казаков. - Авт.).

И вот итог в первых частях начисто исчезло все социальное, все политическое. Нет многозначительных красок от Шолохова, например, ликов царской семьи на залитой водкой и загаженной рассолом клеенке в сцене сватовства.

Нет реплики Давыдка-вальцовщика про богачей и революцию 1905 года. Изгнан один из главных персонажей романа – слесарь-революционер Штокман. Наконец, нет и намека на ремарку писателя: «Григорий стоял, не вслушиваясь в слова присяги, которую читал священник».

Какой же урон в итоге для зрителей от того, что яркий на красочную этнографию и любовные сцены режиссер не посчитался с наказом будущего лауреата Нобелевской премии, который еще в 1929 году написал: «От исторической правды мне отходить не хочется»!»

ЦИТАТА

Михаил Шолохов предварил свой роман следующим эпиграфом:

Не сохами-то славная землюшка наша распахана…

Распахана наша землюшка лошадиными копытами,

А засеяна славная землюшка казацкими головами,

Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами,

Цветет наш батюшка тихий Дон сиротами,

Наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами.

Ой ты, наш батюшка тихий Дон!

Ой, что же ты, тихий Дон, мутнехонек течешь?

Ах, как мне, тихому Дону, не мутну течи!

Со дна меня, тиха Дона, студены ключи бьют,

Посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит

(Старинные казачьи песни)

Внук Шолохова о четвертой экранизации «Тихого Дона» Сергея Урсуляка: «Я пока воздержусь от превосходных оценок»

В эксклюзивном интервью корреспонденту «Комсомолки» Александр Михайлович рассказал о своих впечатлениях после просмотра первых трех серий нового фильма. Читать далее...

Актриса Полина Чернышова: «Казаки сначала говорили: «Какая из нее Аксинья?» А потом носили варенье»

Молодая актриса, исполняющая роль Аксиньи в сериале Сергея Урсуляка «Тихий Дон», поговорила с «КП» накануне премьеры. Читать далее...