Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Авто1 декабря 2015 13:50

Штрафа за летние шины зимой не существует

Наказать можно только за стертые шины или неисправные колеса
Определить, зимние ли это шины, на глазок сможет и не профессионал. А гаишник и вовсе издалека отличит зимние от летних, и даже прикинет, насколько изношен протектор.

Определить, зимние ли это шины, на глазок сможет и не профессионал. А гаишник и вовсе издалека отличит зимние от летних, и даже прикинет, насколько изношен протектор.

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

Началась зима, и по интернету вновь побежали страшилки, будто нельзя с декабря по март включительно ездить на летних шинах, и штраф за это полагается в 500 рублей. С какого перепуга авторы этих предостережений решили, что это так, не понятно. Давайте во всем разберемся.

НУ ВСЕ, РЕГЛАМЕНТ

Ноги всех этих слухов растут от вступившего в силу с начала текущего года техрегламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», это толстенный гроссбух с перечнем всех-всех требований к любым машинам, кучей формул, графиков, таблиц. И это в нем оговаривается, что в период с декабря по март все колесные транспортные средства должны эксплуатироваться только на зимней резине.

Вот с самого его вступления в силу и начались эти разговоры о штрафах: есть обязанность - должно быть и наказание. Но все дело в том, что «библией» автомобилиста являются Правила дорожного движения (ПДД), а никак не техрегламенты или полицейские административные регламенты, например. А в ПДД об обязательности зимних шин до сих пор нет ни слова. Да и в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП), где перечислены все возможные водительские «грехи» и соответствующие им наказания, тоже об обязательности зимних шин до сих пор нет упоминаний.

Но гаишники и автоюристы притягивают сюда статью 12.5 часть 1. Звучит она так: «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения …». За это полагается предупреждение или штраф 500 рублей.

Давайте попробуем найти что-то про «неисправности и условия» в этих самых «Основных положениях…» Этот документ является приложением к ПДД, он как раз касается всех автомобилистов. И у этих «Основных положений..» есть свое приложение - «Перечень неисправностей или условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средства средств», смотрим «канонический» текст на официальном сайте ГИБДД . Бинго! Пункт пятый в нем касается колес и шин.

ПЯТЬ «ПРОКОЛОВ» В КОЛЕСЕ

И вот здесь уже есть пять причин, по которым гаишник вправе выписать предупреждение или оштрафовать на 500 рублей.

► Остаточная глубина протектора шин. Для легковушек на летних шинах она должна быть не меньше 1,6 мм, на зимних шинах - не меньше 4 мм. Хотите измерить - пожалуйста, возьмите спичку или зубочистку, прямо вставьте ее в продольную канавку протектора. На сколько она погрузится - это и есть остаточная глубина, приложите к линейке и посмотрите. А еще есть индикаторы износа шин на самих шинах - это для продвинутых пользователей. Гаишники, кстати, тоже могут измерить глубину протектора, только у них есть специальные приборы.

► Шины повреждены, есть порезы, разрывы, пробои, отслоение протектора и боковины обнажен корд.

► Не хватает гаек или болтов крепления колеса, на диске есть трещины, крепежные отверстия дисков разбиты или рассверлены.

► Шины по размеру или нагрузке не соответствуют типу машины. Например, к «Уазику» приделали колеса от «Запорожца», ну мало ли умельцев?!

► На одной оси стоят шины разных размеров и конструкций. Или на машине стоят шипованные и нешипованные шины.

А требования ездить зимой только на зимних шинах в этом перечне по-прежнему нет. А на нет и суда нет.

ЕСЛИ ГАИШНИК НЕ УНИМАЕТСЯ

Может статься, что вы терпеливо изложите все это инспектору, прямо с листа прочитаете, а он все равно останется при своем мнении и решит выписать штраф за езду зимой на летних шинах. Не нужно спорить до посинения и пытаться съесть протокол, штраф можно будет оспорить.

- Порядок подачи жалобы и срок обжалования - все это указано в самом постановлении, которое вам обязан вручить инспектор. Жалобы подаются в течение десяти суток со дня вручения - в вышестоящий орган (местному начальнику ГИБДД, штамп подразделения с его адресом ставится на постановление) или в суд, - объясняет адвокат Александр Разумовский.

- А еще жалобу можно сразу же подать в прокуратуру, потому что любые действия сотрудников правоохранительных органов могут быть обжалованы прокуратурой.

Словом, правду придется искать, наказания быть не должно. Были предложения от депутатов ввести высокие штрафы и за это, рекомендовать регионам самим установить, в какие месяцы требовать зимние колеса, но до конкретных решений дело так и не дошло. Это вовсе не означает, что перед похолоданием не нужно менять шины. Вы ведь сменили летние туфли или кеды на зимние ботинки или сапоги. Вот и машина должна быть обутой по погоде, так комфортнее и безопаснее.

ОФИЦИАЛЬНО

♦ Статья 12.5 часть 1 КоАП РФ

Нарушение: «управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 - 7 настоящей статьи».

Санкции: предупреждение или административный штраф в размере пятисот рублей.

♦ Приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Перечень неисправностей или условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средства средств.

5. Колеса и шины

5.1. Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:

• для транспортных средств категорий L - 0,8 мм;

• для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 - 1 мм;

• для транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2 - 1,6 мм;

• для транспортных средств категорий M2, M3 - 2 мм.

Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «M+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.

5.2. Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.

5.3. Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.

5.4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.

5.5. На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.

Слушайте ежедневную программу «Автомобили» на Радио «КП».

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

Присоединяйтесь к группе автомобилистов ВКонтакте.