Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество13 декабря 2015 22:00

Нам бы всю домашку взять и отменить?

Нужно ли родителям корпеть над учебниками вместе с детьми [инфографика]
Но есть ли толк от домашнего задания, которое дается таким трудом?

Но есть ли толк от домашнего задания, которое дается таким трудом?

От домашних заданий сплошное расстройство. Прежде всего тем родителям, которые считают своим долгом делать уроки вместе с детьми. Они же не могут оставить ребенка тонуть в одиночку в море упражнений и параграфов! В социальных сетях к декабрю стон стоит:

«Каждый раз, когда сажусь делать домашнее задание с ребенком, недоумеваю, кто утверждал школьную программу, - возмущается Ирина, мама второклассника. - Кто-нибудь из них пробовал прорешать домашку на один день и посчитать затраченное на уроки время? По факту мы ежедневно высиживаем более трех часов над заданиями. На сегодня задано 2 листа по русскому языку, 2 листа по математике, 3 листа чтения, 3 листа по окружающему миру. И это обычная школа, не лицей!»

И чем старше ребенок, тем больше нагрузка:

«У нас физико-математический лицей, 6-й класс, - пишут читатели «КП». - Десять часов - это минимум, который уходит на домашнюю работу только в выходные. В воскресенье делаем все, что возможно, на всю неделю вперед. Так как в течение недели можно успеть только уроки на завтра. В музыкальной школе, кстати, задания тоже нехилые, если заниматься как надо. Можно, конечно, наплевать на все секции-кружки, но кто в итоге вырастет? Или же выполнять задания спустя рукава, но это неприемлемо!»

Но есть ли толк от домашнего задания, которое дается таким трудом?

«Почему я не ругаю сына за эту тройку? Потому что это неадекватно - ставить тройку за две ошибки, - делится мнением другая родительница, Татьяна. - Да, написано неаккуратно. Но после восьми задач по математике, пяти вопросов по окружающему миру и презентации по чтению мне на это уже наплевать! К концу вечера я вообще уже готова сама все за ребенка написать».

Вот представьте сами. До полуночи просидели за математикой. Русский язык ребенок вообще делал в бессознательном состоянии, переругались всей семьей до шестого колена. А тут вам двойка - неаккуратно учительнице, видите ли. Держите меня семеро, как говорится.

В таких условиях домашнее задание превращается в профанацию. Успеть все невозможно. Не сделать или сделать все кое-как - получишь двойку. А если их взять и отменить?

ЧТО В ИТОГЕ

Какой можно сделать вывод из всего этого? Оставьте ребенка разбираться с задачами самостоятельно. Родительская помощь в сложных случаях - это одно, а совместное решение упражнений - совсем другое.

И берите на вооружение выдержку из Санитарных норм и правил: «Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах в день):

2 и 3-й классы - 1,5 часа,

4 и 5-й классы - 2 часа,

6 - 8-й классы - 2,5 часа,

9 - 11-й классы - до 3,5.

А КАК У НИХ

Больше - не значит лучше

Есть международные исследования, которые показывают, сколько часов в неделю тратят дети на домашку в разных странах (см. таблицу). Наши, помимо школы, высиживают над задачами по десять часов в неделю! А ведь есть еще кружки, курсы и факультативы, которые мы вообще в расчет не берем. Если посчитать все вместе, будет 52 часа в неделю - на 12 часов больше, чем положено взрослым по закону! Неудивительно, что в свободную минутку ребенок не хочет никуда бежать, а лишь мечтает посидеть овощем у компьютера.

А вот финские дети вообще не в курсе, как это - просиживать штаны до дыр за задачами. У них на все про все уходит три часа в неделю. У корейских детей - 3,5 часа в неделю. А по рейтингам эти две страны лучшие в мире по образованию!

Более того, есть конкретные исследования, которые показывают: количество домашней работы вообще не влияет на результат. Профессор Университета Пенсильвании Джеральд ЛеТендр десять лет изучал, как влияет домашняя работа на успеваемость учеников в разных странах. Он поднял результаты международного исследования TIMSS 2011 года, которое оценивает математические способности школьников 59 стран мира.

Так вот, дети из Алжира, Кувейта и Марокко корпят дома над учебниками по много часов. Но математическими достижениями не блещут. В Нидерландах без домашки живет каждый пятый ученик. И 12-е место в рейтинге образования у страны в кармане. А у России только 10-е, притом что задачи на дом решают всей семьей до первых петухов.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Родительство становится профессией

Ярослав КОРОБАТОВ

«А вот с нами никто не занимался, - скажете вы, - а выросли не дурнее других!» Это так. Но нынешние дети отличаются от нас даже на уровне физиологии. Волна акселерации себя исчерпала. Дети позже взрослеют - это медицинский факт.

Да, нагрузки в школе выросли, тут никто не спорит. Но и мир не стоит на месте. И чтобы выиграть войну умов и технологий, приходится усложнять программу обучения. Ребенок без поддержки может и не справиться.

Пример из области спорта: Харламов пришел в спортшколу в 14 лет и стал звездой хоккея. Сегодня его бы никто на порог не пустил. Потому что дети начинают заниматься хоккеем с 5 лет, конкуренция выросла, звездами становятся те, чьи родители полностью посвятили себя своему чаду. Так же и в обычной школе. Родительство становится профессией. Конечно, не надо делать уроки ЗА ребенка. Надо делать уроки ВМЕСТЕ. Я лично так и поступаю. другое мнение

ВЗГЛЯД с 6-го ЭТАЖА

Оставьте ребенку время на ничегонеделание

Александр МИЛКУС, редактор отдела образования «КП»

Десять часов в неделю на домашку минимум? Любой учитель скажет вам, что этого даже мало. Лучше больше. А почему?

Учителя так сразу и не признаются, но на самом деле они вынуждены загружать детей сверх меры. Школьная программа такая насыщенная (а во многом перенасыщенная), что ее часть приходится переносить на самообучение - не успевают они все пройти на уроке. Родители, которые в свое время не корпели над такими объемами, жалуются.

Получается, надо разгружать школьную программу. А вместо этого в нее все ведомства норовят впихнуть новые предметы - то финансовую грамотность, то дополнительную физкультуру, то начальную военную подготовку. Но быстро решить эту проблему не получится. Так что же делать?

Счастье, что наши дети по большей части существа саморегулирующиеся. И если они задания по каким-то предметам делают спустя рукава, просто не мучайте их. Пусть передохнут.

Как утверждают психологи, у школьника должно быть по меньшей мере два часа в день, когда он ничего не делает: гуляет, смотрит в окно, гоняет в футбол. Это своеобразное время разгрузки. Сами посудите - смогли бы вы, взрослые, в своем нынешнем возрасте прийти в школу в 8.30 утра, отсидеть уроки, а каждый по новому предмету и на него еще надо переключиться, и решить кучу важных вопросов на переменах. А потом еще вечером, когда хочется посмотреть телевизор или завалиться на диван с книжкой, делать домашние задания. Просто оставьте им время для ничегонеделания.