Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды27 декабря 2015 17:00

В кинотеатре думающему человеку смотреть нечего

Некоторые размышления о целесообразности создания широкоэкранного кино
Производство кино превратилось в тщательно просчитанный и спрогнозированный менеджерами процесс с использованием новейших социологических и математических технологий. Последний пример ремейк ленты «На гребне волны», считает колумнист

Производство кино превратилось в тщательно просчитанный и спрогнозированный менеджерами процесс с использованием новейших социологических и математических технологий. Последний пример ремейк ленты «На гребне волны», считает колумнист

Фото: кадр из фильма

За последнее время сделал труд и посмотрел много фильмов в кинотеатре. Окончательно пришел к мысли, что широкоэкранное кино превратилось не просто в развлечение, а в максимально упрощенное действо с набором всевозможных аттракционов, сознательным обеднением и обобщением смыслов и категорическим исключением любых усложненных конструкций.

В условиях коммерческой необходимости «угодить» максимальному количеству совершенно разных возрастных и ментальных категорий (объединяет которые только недостаточность образования и пассивность личности), полотно фильма необходимо унифицировать до максимума. Отсюда полное отсутствие различий по структуре даже между разно-жанровыми картинами, стандартность темпо-ритма или, в конце концов, сплошные ремейки, с использованием ностальгических элементов и проверенных приемов экранной подачи.

Производство превратилось в тщательно просчитанный и спрогнозированный менеджерами процесс с использованием новейших социологических и математических технологий. В таких обстоятельствах режиссура, как авторство, сводится к нулю. В ней нет необходимости. По крайней мере, в исконном смысле. Участвующие в процессе создания специалисты: режиссеры, художники, сценаристы, операторы, умело объединяются продюсером в коммерческий проект под названием фильм, курируются, исходя из стандартных задач кассовости. В этом смысле определенную долю фантазии позволено проявить всем, но она ограничена денежными рисками продюсера, студии или даже корпорации, особенно когда речь идет о десятках миллионов долларов.

Но это бог с ним. Главное, что этот порочный круг, а точнее спираль с каждым витком сужает пространство уникальности и художественности продукта, поскольку сама провоцирует аудиторию на упрощение вкуса и требовательности. Чем проще и ярче кино в этот раз, тем проще и ярче оно должно быть в следующий. Принцип Колизея, если хотите. Больше крови, чем вчера, иначе будет - скучно. По сути, компьютерные игры гораздо интереснее для субъекта, поскольку он сам моделирует действие.

Последний актуальный пример - фильм «На гребне волны» Картина Бигелоу с Суэйзи и Ривзом при всей молодежности обладала глубиной характеров и сложностью сюжета, философия героев была мальчишеской, но не глупой и умозрительной, а ремейк сводится к структуре компьютерной игры с этапами эффектных испытаний и маловнятными витринными диалогами таких же витринных персонажей.

Лично я вывожу широкоэкранное кино из зоны своих зрительских интересов. На широком экране думающему человеку смотреть нечего. Это - диснейлэнд, пока еще прикидывающийся кинематографом. Тому подтверждением провал даже легкой и замечательной комедии «Про любовь». Любые попытки совмещать драму и глубину с развлечением синтезировать, смотрятся неуклюже, и пошло. При всем уважении к трудам Нолана, который породил целое поколение заумных комиксов, мужик в костюме мыши, страдающий и философствующий по Канту - это что-то вроде мифической швеи-гитаристки из фильма «Миллион лет до нашей эры» которую ищут средневековые копы с морскими звездами в виде полицейских значков на шкурах.