Авто

Автошколы просят не ужесточать правила сдачи экзамена по вождению

Новый регламент ГИБДД может создать дополнительные трудности для кандидатов в водители
Реформа автошкол продолжается.

Реформа автошкол продолжается.

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

Межрегиональная ассоциация автошкол (МААШ) направила в Минюст предложение доработать административный регламент МВД, в котором будет четко расписано, как пошагово гаишники будут принимать экзамены на права. В ноябре текст этого регламента был направлен из полиции в министерство юстиции, сейчас он «гуляет» по инстанциям. Но в конечном счете он (в этом виде или дополненном) будет утвержден приказом главы МВД, то есть никаким депутатам его обсуждать и принимать не положено. И это будет финальный документ, завершающий затянувшуюся реформу автошкол.

К чему там возникли вопросы у МААШ?

1. В будущем регламенте прописан срок оказания госуслуги - 30 дней. Сейчас, если все пройдет гладко, кандидат в водители за один день может сдать экзамены и получить водительское удостоверение. А при 30-дневном сроке что будет: назначение дней сдачи, запись в очереди?

- Любой регламент предполагает оптимизацию и возможное ускорение процесса оказания госуслуги, но в случае назначения столь продолжительного срока может произойти затягивание процедуры, это может привести к путанице, недовольству, - говорит Татьяна Шутылева, президент МААШ.

2. Новый регламент предполагает, что при сдаче экзамена в ГИБДД на площадке ученик будет один. Точнее, это уже не ученик, ведь он закончил автошколу, но еще и не водитель. Дело тут даже не в его комфорте, а в безопасности.

- Кто-то должен находиться рядом с экзаменуемым в автомобиле, иметь возможность предотвратить аварию с помощью дублирующих педалей. Недавно в Санкт-Петербурге при сдаче экзамена кандидат в водители перепутала педали, ее машина врезалась в гараж так сильно, что сработали подушки безопасности. Ущерб велик, а кто будет считаться виновным, как в подобных случаях оформлять ДТП? Ведь кандидат еще не получил удостоверение. Будет считаться, что кто-то допустил его к управлению или он сам сел за руль, не имея права управления? За такие правонарушения полагаются суровые санкции. И эти вопросы формально не урегулированы, - считает Татьяна Шутылева.

3. Новый документ ограничивает время выполнения маневра на площадке. То есть гаишник-экзаменатор будет засекать время при помощи секундомера, пока соискатель будет парковаться, например.

- Но мы же с вами в обычной жизни не паркуем автомобиль на время, так зачем вводить эти ограничения? Это ведь дополнительный стрессовый фактор. И это привнесение человеческого фактора, ведь экзаменатор может нажать кнопку секундомера на секунду раньше или позже, - предостерегает президент МААШ.

4. Самый важный момент, с точки зрения представителей автошкол: регламент никак не отражает участие автошколы в процедуре сдачи экзаменов. То есть ГИБДД как бы забирает выпускника автошколы и предлагает ему отдуваться самостоятельно, это раз. Два: сдача экзаменов должна происходить в экзаменационных подразделениях ГИБДД.

Тут действительно странное дело. Новые требования к автошколам предусматривают наличие большой площадки, собственной или арендованной, у каждой из школ. У них есть собственный автопарк. Даже постановление правительства предусматривает возможность проведения экзамена ГИБДД в школе, но регламент такой возможности не оставляет. Зачем вводить такие ограничения, если можно позволить кандидату сдать экзамен в привычной среде и под опекой автошколы, которая его выучила, - не понятно.

Вот в этом заключается суть претензий МААШ к документу, который скоро может получить законную силу. Будем надеяться, что в МВД услышат эти пожелания и при участии автошкол доработают будущий административный регламент, чтобы он не усложнял жизнь кандидатам в водители, а дал им возможность безопасно и комфортно сдать экзамены и получить водительские удостоверения, если их знания и навыки это позволяют. «Комсомольская правда» будет следить, как будет развиваться эта история.