Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+20°
Boom metrics
Политика20 февраля 2016 22:00

Бабай всея Руси: о том, как глава региона прогибал под себя прессу и законы

«Комсомолка» первой публикует избранные главы из книги Ростислава Мурзагулова, который несколько лет работал под началом Муртазы Рахимова [Часть 2]
.
Бабай всея Руси: о том, как Рахимов прогибал под себя прессу и законы. Фото: пресс-служба

Бабай всея Руси: о том, как Рахимов прогибал под себя прессу и законы. Фото: пресс-служба

Книга московского политтехнолога Ростислава МУРЗАГУЛОВА «Бабай всея Руси, или особенности уездной демократии» выходит в свет 24 февраля. Автор уверяет, что это фантастический роман, и все события в нем вымышлены. Но мы-то понимаем: он как человек, четыре года отработавший в должности первого заместителя руководителя Администрации президента Башкирии Муртазы Рахимова, знает много интересного о том, как изнутри устроена власть в регионах. Рахимов, которого народ ласково называл Бабаем, правил республикой целых 17 лет. В общем - настоящий политический старожил. Его черты легко угадываются в главном герое книги. С разрешения автора "Комсомолка" публикует отрывки.

Часть 1.

Книга московского политтехнолога Ростислава МУРЗАГУЛОВА «Бабай всея Руси, или особенности уездной демократии» выходит в свет 24 февраля

Книга московского политтехнолога Ростислава МУРЗАГУЛОВА «Бабай всея Руси, или особенности уездной демократии» выходит в свет 24 февраля

...Бабай привык на всех выборах в тяжелейшей борьбе одолевать собственного «лесника». Именно так у нас стали, после его победы над министром лесного хозяйства местного правительства на выборах 96-го года, называть кандидата-дублера, единственной задачей участия в выборах которого являлось придание им легитимности, если оговорено участие более чем одного кандидата. Тот министр яростно агитировал против себя на всех встречах не то что с избирателями — даже с собственной тенью, говоря, что он всего лишь лесник и дублер. Пару раз выдвигались записные местные оппозиционеры, но политически, финансово, электорально опасности они не представляли, да к тому же, чтобы не отвлекать Бабая от неустанных забот о социально-экономическом развитии республики, кандидатов еще и на всякий случай снимали с выборов за какие-нибудь вопиющие нарушения вроде подкупа избирателей за пучок редиски…

…Кампания-2003 была невероятно бестолково организована штабом Бабая. Ее нужно во все учебники для юных пиарщиков и политтехнологов включить и каждый семестр по ней экзамены принимать. При всей той мощнейшей базе, и электоральной, и материальной, и кадровой, да любой, которая нужна для победы на выборах, в 2003-ем году все, кто номинально были за Бабая, сделали все, чтобы он выборы проиграл.

Голосование на выборах 2003 года. Фото Виталия Белоусова (ИТАР-ТАСС)

Голосование на выборах 2003 года. Фото Виталия Белоусова (ИТАР-ТАСС)

Нужно-то было, всего лишь обладая изначально приличным рейтингом, не вступая в перепалку с агрессивными оппонентами, провести спокойную консервативную кампанию, в ходе которой пообещать людям все, за что его критикуют... Но бабаевские агитаторы с пеной у рта пытались доказать, что республика под руководством Бабая — это уже сегодня рай на земле, а кто с этим не согласен — тому мы «щас колесо проколем, электыр выключим, газ перекроем, потому что он бессовестный и неблагодарный человек, который против президента пошел»! Избиратель же отказывался признавать свои Старокалмашево и Толбазы раем и из принципа голосовал за оппозицию.

Оппозиция спровоцировала Бабая и его окружение на прямой бестолковый конфликт с умелыми бойцами, 34 Ростислав Мурзагулов которые втянули его в ринг, где он отродясь не бывал и где, естественно, пропускал удар за ударом.

Дальше было, что было. Если кто забыл — напомню. В первом туре за Бабая проголосовало 43% избирателей, а за Веременко — 25%. Еще 23% поддержали Савина. То есть за Бабая было 43%, а против — 48. Ралиф Рафилович после первого тура, правда, сказал, что так или иначе «президентом должен быть мусульманин», но избиратель обычно в таких случаях не слушает своего фаворита на сто про- центов.

Однако все резко изменилось после того как Бабай съездил после первого тура в Москву и поговорил там с…. Со своим старшим товарищем, как говорят чиновники, причем, даже если «товарищ» годами младше. Вскоре после возвращения мрачного и усталого Бабая нам передали видеокассету в формате бетакам, на которой Сергей Веременко говорит, что он просит своих избирателей на выборы не приходить, потому что он передумал становиться президентом республики.

И во втором туре убедительную победу одержал Бабай…

...Рейтинг доверия у Бабая после выборов был на предельно низком уровне. Люди были сначала раздразнены, а потом жестко разочарованы результатами много- обещающей предвыборной кампании. В обществе искрило, и это могло привести к пресловутому русскому (или башкирскому, суть та же) бунту, который в итоге чуть не случился в 2005 году, когда многотысячная толпа пошла брать Белый дом. Во время выборов — так даже ваш покорный слуга не просто так ходил с вооруженной охраной, отличным двухметровым парнем, каратистом Женей.

29 декабря 2003 года. Муртаза Рахимов официально вступил в должность президента Республики Башкирия, одержав победу на выборах. Фото ИТАР-ТАСС / Виктор Воног

29 декабря 2003 года. Муртаза Рахимов официально вступил в должность президента Республики Башкирия, одержав победу на выборах. Фото ИТАР-ТАСС / Виктор Воног

Общество было расколото ровно на три части — по национальному признаку. Ни к чему хорошему это привести не могло, а потому нужно было что-то делать, чтобы все поскорее прекратили думать, что соседа начальник любит больше. Нужно было всех убедить в том, что о каждом из них одинаково заботится Бабай в Белом доме и все будет хорошо.

...Центром оппозиции Бабаю была столица республики, которая еще долго после выборов фанатела по своему пар-ню из окраинной Черниковки Сереге Веременко.

То есть, конечно, еще были сельские татарские районы, голосовавшие за Савина, но тамошний народ — прагматичный. Выборы прошли — ну и ладно, они и стали дальше скотину выращивать, а столица поражения Бабаю не прощала еще долго. Бабай это понимал:

— Че-то мы, конечно, перекосили в сторону районов. Городу недодали. Надо вернуть, а то на вилы подымут.

Глава Башкортостана в богатых на урожай местных полях.

Глава Башкортостана в богатых на урожай местных полях.

Он улыбался при этом, конечно, но было видно, что в этой шутке только весьма малая доля шутки.

Была принята программа развития столицы республики, на это выделены очень хорошие деньги, а по телевидению замелькали растущие объекты.

Так что массовым строительством в столице — а это новый дворец спорта, аэропорт, вокзал, концертный зал, десяток развязок и мостов и многое другое, жители обязаны, в том числе, и черниковскому парню Сергею Веременко, а не только Бабаю, который до того, как почувствовал исходящую от города опасность, горожан недолюбливал и все, что откачивал с ТЭКа, вбухивал в стройки века в районах.

Так или иначе — столица республики стала очень симпатичным городом.

А рейтинг доверия у Бабая, кстати, к 2007-му году прилично подрос. Социологи говорили, что аж до 77-ми процентов, а как там было на самом деле — кто ж его знает, социология в России — наука своеобразная.

11 октября 2007 года. Муртаза Рахимов, Владимир Путин и мэр Уфы Павел Качкаев (справа налево) на набережной реки Белая перед театрализованным представлением в честь 450-летия вхождения Башкирии в состав России.Фото ИТАР-ТАСС/ Владимир Родионов

11 октября 2007 года. Муртаза Рахимов, Владимир Путин и мэр Уфы Павел Качкаев (справа налево) на набережной реки Белая перед театрализованным представлением в честь 450-летия вхождения Башкирии в состав России.Фото ИТАР-ТАСС/ Владимир Родионов

...Спектр республиканских СМИ только на вид был пестрым. На самом деле 99 процентов из них были очень похожи своим крайним пиететом к власти.

...На оперативку ко мне пришли главреды государственных СМИ, но негосударственные тоже пришли бы с радостью к любому чиновнику, который позвонил бы в респуб- ликанское управление Почты России с просьбой «поддержать по тиражу», а крупнейших рекламодателей республики попросил бы «поддержать по рекламе».

Иногда некоторые независимые издания становились Бабай всея Руси 65 слишком независимыми, и тогда происходили звонки в почту России и рекламодателям с обратными просьбами — и издание приходило мириться.

Пару раз даже приезжали мириться главные редактора изданий и их генеральные директора из Москвы. И снова следовали обратные команды почтальонам и рекламодателям.

Одним словом — договориться с помощью этого нехитрого кнута и пряника можно было практически с кем угодно. Кроме интернета. Начиная с кампании-2003, это был настоящий бич для Бабая. Интернет был ему и его людям не подконтролен.

Фекальная публицистика в сети процветала. Насколько излишне республиканскую власть вылизывали печатные СМИ, настолько же жестко ее помоили здесь, что в принципе логично — где-то прибавляется, а где-то убавляется…

...Одним из первых тестов на выживание для нас стало вступление в силу 131-го федерального закона, который Россия приняла для того, чтобы следовать еще существовавшим тогда курсом на сближение с Евросоюзом.

...Ключевым моментом в нем была выборность районных и городских глав администраций и парламентов.

И это, в принципе, могло означать завершение всевластия Бабая в республике.

Как мы уже отмечали чуть выше — вертикаль власти там была организована по образцу и подобию режимного предприятия, от генерального директора-президента вниз по всем столоначальникам и вплоть до последнего ремонтного рабочего.

Участие какого-то там народа в этой вертикали вообще никак не предусматривалось, кроме как раз в пять лет радостно поставить галочку напротив фамилии Бабая в бюллетене…

Главы администраций городов и районов — это вообще отдельная песня. Это звено в бабаевской вертикали всегда было ключевым. Каждый глава должен был быть маленьким бабаем, держа в руках все ниточки, за которые можно подергать, чтобы достать до каждого без исключения жителя республики. И каждый глава знал, что главный капитал, существующий в его жизни — это доброе к нему отношение деда. Пока оно есть — можно тихонечко таскать рубероид со стройки и жить себе, не тужить.

А в случае, если бы назначение и съем глав стали зави- сеть не от настроения шефа, а от результатов выборов — картина бы полностью изменилась. И для принятия любых решений требовалось бы согласование именно с ним, с народом. А договариваться с этим самым народом, особенно после 2003 года, стало Бабаю и его друзьям ох как нелегко.

В общем, в воздухе запахло демократией со всеми вытекающими последствиями. Бабай страшно нервничал, топал ногами, обзывал страшными словами авторов закона, сто раз ездил ко всем в Москву с требованием смягчить положения 131-го ФЗ, но поделать было уже ничего нельзя…

...Вызвал дед «младореформаторов» и повторил буквально дословно цитату из сказок про Ивана-дурака — мол, вы хоть сто сапог в пыль сотрите, а к утру придумайте мне, как сделать так, чтобы я продолжал глав назначать и снимать, как мне заблагорассудится. Ну а не сможете — понятное дело, голова с плеч долой.

Тут и настала пора проявить удаль молодецкую правоведам во главе с Радием Х. К ним еще присоединился крутой электоральный юрист из Москвы, с которым мы здорово сработались на выборах — мой ровесник Саша С., которому впоследствии, кстати, так понравилось быть младореформатором, что он переехал в республику с женой и детьми. Он еще потом стал известным на всю страну политиком и принял много прекрасных законов о борьбе с инакомыслием, но про это вы из других уже книжек знаете. Ну а ваш покорный слуга по идеологическим вопросам помогал.

В общем, исписали мы сто листов за ночь, и вышел у нас каменный цветок.

Решение нашлось, разумеется, в самом же законе. ФЗ 131, как вы уже поняли, был сверхлиберальным. И даже утверждаемая им либеральнейшая из структур местной власти была не просто навязана сверху. Там была оговорка, что главы администраций становятся выборными в том случае, если проведенный в городе или районе местный референдум не устанавливает порядка назначения главы местным парламентом.

Здесь был ключевой момент.

То есть, если бы вдруг во всех пятидесяти с лишним муниципальных образованиях республики нашлись какие- то энтузиасты из числа общественников (государству этот процесс инициировать было нельзя), которые сказали бы, что выборов местного парламента вполне достаточно и надо главу назначать этим самым парламентом, то это решение было бы законным…

В то же время для населения особенно ничего бы не изменилось — выборы главы остались бы для него темным лесом, но все знали бы, что решает все бабаевская комиссия и сам Бабай.

Продолжение читайте завтра.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Часть 1. Бабай всея Руси: о том, как глава региона защищал нефтянку от московских олигархов

...И Бабай решил преобразовать несовершенную, на его взгляд, властную структуру республики по образу и подобию своего режимного предприятия и стать его директором.

Сказано — сделано.

В демократию вверенная ему республика наигралась очень быстро. В принципе, демократия и не была никогда близка и понятна ни титульной нации, ни всем остальным, представленным в этом крае (подробности)