Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество29 февраля 2016 7:28

Депортация эстонского гражданина на Украину отменяется!

О том, как правозащитники смогли избавить Владимира Полякова от возможных пыток в застенках СБУ
Марк ОСТАНИН
Спецслужбы Эстонии установили, что Поляков в 2014 году дважды побывал на Донбассе, а точнее в Луганске, где, как они предполагают, помогал тамошним ополченцам.

Спецслужбы Эстонии установили, что Поляков в 2014 году дважды побывал на Донбассе, а точнее в Луганске, где, как они предполагают, помогал тамошним ополченцам.

Фото: REUTERS

Уже год находится под стражей в Вируской тюрьме 35-летний гражданин Эстонии Владимир Поляков. Спецслужбы Эстонии установили, что Поляков в 2014 году дважды побывал на Донбассе, а точнее в Луганске, где, как они предполагают, помогал тамошним ополченцам. В феврале он был задержан. Но вести следствие и судить Полякова эстонские власти сами не собираются. Правительство Эстонии, по требованию Киева, намерено экстрадировать своего гражданина на Украину. Вероятность того, что гражданин Эстонии будет подвергнут пыткам и бесчеловечному обращению, Госпрокуратуру и Минюст Эстонии не останавливает. «Минские соглашения» - тем более. Центр информации по правам человека совместно с Бюро евродепутата Яны Тоом подготовили для Полякова иск в Европейский Суд по правам человека, а ЕСПЧ принял его к рассмотрению.

Нашли «террориста»!

Харьюский уездный суд 22 сентября 2015 года разрешил правительству республики выдать своего гражданина Украине. Эстонская Госпрокуратура убедила суд, что Поляков «входил в террористическое объединение и воевал в Луганске и его окрестностях против украинской армии». «Террористическими объединениями» эстонские официальные власти автоматически, вслед за Киевом, называют ополченцев на Донбассе. Прокуратура возбудила против Полякова уголовное дело ещё в феврале 2015 года «на основании поступившей от Полиции безопасности информации». Именно тогда он был задержан и помещён под стражу в Вирускую тюрьму. Требование со стороны Украины передать им для суда и следствия эстонского «сепаратиста» появилось в эстонской прокуратуре уже после того, как Полякова поместили за решётку.

Оспорить судебное решение об экстрадиции адвокату Полякова не удалось. Правительство Таави Рыйваса 21 декабря прошлого года приняло решение выслать эстонского гражданина на Украину. После того, как окружной суд принял окончательное решение, появилась возможность обратиться в ЕСПЧ.

Обвинили без доказательств

По словам друзей и знакомых Полякова, он действительно дважды побывал в Луганске, где у него проживают родственники, и не смог остаться равнодушным к тому, что происходило на Донбассе летом и осенью 2014 года, когда от ударов украинской авиации, артиллерии, танков гибли мирные люди, в том числе и дети. Владимир Поляков вытаскивал раненых из-под обстрела и был награждён за спасение людей. Также известно, что он, зная английский и французский языки, помогал иностранным журналистам как переводчик. В 2014 году Владимир Поляков вернулся в Эстонию. Нет никаких оснований считать, что он вновь собирался поехать на Донбасс.

В распоряжении общественности также нет достоверных данных и свидетельств, что Поляков делал что-либо, что можно было бы инкриминировать ему как участие в «террористической деятельности». Есть ли на этот счёт что-нибудь у прокуратуры - неизвестно, ибо «собранные доказательства» прокуратура не комментирует.

Минюст, возглавляемый Урмасом Рейнсалу, уже вовсю готовил документы для этапирования эстонского гражданина в одну из тюрем СБУ, когда Владимир Поляков подал иск в Европейский Суд по правам человека, подготовленный с помощью правозащитников из Центра информации по правам человека и при поддержке депутата Европарламента Яны Тоом. Суд в Страсбурге срочно принял это дело к рассмотрению. Тут же, якобы по открывшимся новым обстоятельствам, административный суд отменил вердикт правительства о выдаче Полякова Украине и обязал власти заново рассмотреть дело и принять новое решение.

Защитили от пыток в Страсбурге

Самое болезненное обстоятельство в этом деле состоит не в том, что человек попал в поле зрения эстонских правоохранительных органов, и даже не в том, что политические пристрастия властей оказались выше презумпции невиновности. Проблема в том, что сам Поляков, его родственники, его адвокат Свен Силлер, мягко говоря, сомневаются, что на Украине по обвинениям, предъявленным Полякову, возможно честное и справедливое разбирательство. Родственники Полякова всерьёз опасаются, что эстонский гражданин сгинет в застенках украинской пенитенциарной системы, и его больше никто и никогда не увидит живым.

Госпрокуратура Эстонии без тени сомнения уверяет, что нет-де никаких оснований считать, что правоохранительные органы Украины или тамошний суд «нарушали бы права подозреваемого». Особенно наглядным является отношение эстонской Фемиды к Минским соглашениям. В соответствии с ними украинские власти и должны были объявить амнистию участникам конфликта. А раз закон об амнистии, во исполнение Минских договоренностей, Верховная рада так и не приняла, то, следовательно, Поляков под амнистию не подпадает и должен быть выдан Украине, считает министр юстиции Эстонии Урмас Рейнсалу. Риск того, что его соотечественник, как говорится, «до суда не доживёт», его не смущает.

Иной точки зрения придерживаются эстонские правозащитники и некоторые политики. «От правозащитных организаций мы знаем, что обращение с участниками конфликта на Донбассе в украинских СИЗО не отвечает международным стандартам. Для Полякова велика вероятность подвергнуться пыткам… Качество украинского правосудия по политическим делам также не выдерживает никакой критики. В чём бы ни обвиняли Полякова, для Эстонии как европейской страны недопустимо подвергать его такой опасности», - заявила депутат Европарламента Яна Тоом. Её мнение разделяет и известный украинский адвокат Татьяна Монтян: «С учётом сложившейся … ситуации, никто и ничто не сможет гарантировать Владимиру Полякову справедливый суд, а также свободу от бесчеловечного обращения».

В отличие от эстонской прокуратуры, ЕСПЧ счёл вполне обоснованными опасения эстонского гражданина в том, что на Украине он может быть подвергнут пыткам и бесчеловечному обращению. По мнению юристов Центра информации по правам человека, гарантии от пыток и иного бесчеловечного и унижающего достоинство обращения носят абсолютный характер. В таком случае, считают правозащитники, возникает обязательство «не экстрадировать данное лицо в указанную страну».

У государства, если оно считает себя правовым и демократическим, есть обязательства перед своими гражданами, которые никто не отменял. Даже если их политические убеждения расходятся с официальными взглядами властей.