Общество3 марта 2016 13:00

Как искать работу во время кризиса: 10 главных советов

Наш колумнист рассказывает о том, как решить вопрос трудоустройства в сложные времена
Будьте предусмотрительны и ищите новую работу заранее

Будьте предусмотрительны и ищите новую работу заранее

Фото: Олег РУКАВИЦЫН

1. Будьте предусмотрительны и ищите новую работу заранее. Если собираете уходить, не идите в «никуда» — один месяц без работы в кризис может легко превратиться в полгода или в год. Как только вы понимаете, что в вашей компании дела плохи и идут сокращения — начинайте искать варианты и ходить на собеседования. Если в вашей компании с виду всё нормально, но вы работаете в одной из отраслей, по которым сильнее всего ударил кризис — например, банки и туризм, — всё равно отслеживайте рынок и прокачивайте навыки, которые могут вам пригодиться в смежных сферах.

Лайфхак: если вы ходите на собеседования втихаря от нынешнего работодателя, берите с собой сменную одежду: если вы будете регулярно отпрашиваться на полдня. а потом приходить при параде, начальство всё поймет раньше времени.

2. Переделайте своё резюме. Во время кризиса особенно важно показать работодателю, что ваш опыт и знания соответствуют его потребностям. Переформулируйте все строчки, касающиеся ваших обязанностей на прошлой работе: не «в мои обязанности входило», а «я сделал столько-то успешных проектов, привлек столько-то клиентов, увеличил посещаемость сайта на столько-то». Из резюме должно быть понятно, что вы умеете и какую реальную пользу принесли бизнесу. Если у вас есть, из чего сделать портфолио — тексты, чертежи, визуализации проектов, дизайны, сайты — сделайте его.

3. Не ленитесь писать сопроводительные письма. Лучше отправить резюме в пять компаний и приложить к ним правильно составленные и убедительные сопроводительные письма, чем истерично откликнуться на сто более-менее подходящих вакансий без писем. Сопроводительное письмо должно содержать две вещи: зачем вам эта компания и зачем вы этой компании. Делайте акцент на том, чем вы сможете помочь компании в условиях кризиса: например, любая компания сейчас охотнее возьмет финансиста, который умеет работать с кассовыми разрывами и кредитами.

4. При поиске вакансий не ограничивайтесь популярными рекрутинговыми платформами. Не ждите, что, если вы разместите своё резюме на нескольких бесплатных ресурсах и будете там же искать вакансии, к вам сама прилетит работа вашей мечты. Подпишитесь на тематические сообщества в социальных сетях, на интересующие вас компании в LinkedIn, на людей, которые работают и нанимают в нужной вам сфере — большинство интересных вакансий сначала появляются в профильных сообществах, кандидатов ищут «по своим».

5. Расскажите всем, что ищете работу. Просить знакомых, родственников и бывших коллег порекомендовать вас в интересную вас компанию не стыдно — если кандидатов с похожими компетенциями много, рекомендация от уважаемого в компании сотрудника значительно увеличит ваши шансы на собеседование.

6. Откликайтесь быстро. Сейчас на любое интересное объявление о вакансии прибегает такое количество кандидатов, что эйчар просто физически не может просмотреть все заявки. Поэтому он берет первые сто, если из них никто не подходит — ещё сто, и так далее. У тех, кто оказывается в хвосте очереди, шансов попасть на собеседование почти нет.

7. Готовьтесь к собеседованию. Изучите сайт компании, поймите, в каком направлении она развивается, какие сотрудники и для каких задач в ней сейчас нужны. Подготовьте связный рассказ о себе (в этом вам поможет диктофон и друзья, которые могут покритиковать вас), заранее продумайте ответы на стандартные вопросы — все эти «кем вы видите себя через пять лет», «какие ваши самые сильные и слабые качества» и так далее. Подумайте, как вы будете отвечать на неудобные вопросы — например, объяснять перерыв в работе или убеждать эйчара, что не уйдете в декрет. На традиционный вопрос о том, как скоро вы собираетесь рожать, советую отвечать так: «Конечно, я планирую семью и детей, но пока у меня в приоритете карьера — я потратила много сил и времени на образование, мне важно реализовать свой потенциал».

8. Узнайте, как на самом деле работается в компании, куда вы собираетесь устроиться. Не стоит брать в расчет, что говорит собственник, руководитель отдела или HR-директор — постарайтесь узнать положение дел у сотрудников.

Если у вас нет знакомых в этой компании, во-первых, не обращайте внимания на форумы и рекрутинговые ресурсы, где пишут о работодателях: там всегда пишут только те люди, которые обижены. Такой человек никогда не признается, что его уволили, потому что он плохо работал, он будет обвинять компанию и руководство.

Найдите в том же LinkedIn людей, которые работают или работали в этой компании и спросите их, буквально так: «Я трудоустраиваюсь в эту компанию, пожалуйста, расскажите мне о ней».

9. Не зацикливайтесь на вакансиях, предполагающих работу в штате с 9 до 18. Особенно если работа нужна срочно. Обратите внимание на проектную занятость, фриланс, вакансии на полставки. Сейчас это очень актуально для журналистов, маркетологов, дизайнеров, пиарщиков, даже для бухгалтеров — небольшие компании не могут позволить себе нанять бухгалтера в штат, зато с удовольствием возьмут специалиста на небольшой срок, чтобы подготовиться к налоговой проверке.

10. Используйте кризис как возможность провести «аудит» себя: пока великих карьерных возможностей нет, поймите, что вам нравится, сходите поучиться, выучите иностранный язык. В прошлый кризис запустились многие стартапы, которые теперь стоят миллиарды — это звучит парадоксально, но сейчас может быть неплохой момент для запуска своего дела, если вы об этом давно задумывались.