Экономика

Благовещенские магазины низких цен вытесняют с рынка товары премиум-класса

Несмотря на экономически непростое время, в областном центре продолжают открываться и торговые центры, и небольшие магазинчики
По количеству магазинов на душу населения Благовещенск обогнал Европу.

По количеству магазинов на душу населения Благовещенск обогнал Европу.

Фото: Нина ПЕТРИЩЕВА

В прошлом году свои двери распахнули 67 новых предприятий торговли. А ведь наш город уже давно переплюнул и крупные российские города и даже Европу по количеству торговых площадей на душу населения.

Москва, Нижний Новгород, Екатеринбург, Уфа… Столица Приамурья давно оставила их позади себя в рейтинге городов по количеству торговых площадей. По данным на январь 2016 года, на 1 тысячу жителей Благовещенска приходится 1433 м² торговой площади, что в 2,1 раза превышает установленный норматив! С такими показателями мы прилично обогнали даже Европу. Например, в Лондоне и Париже на тысячу жителей приходится 1000 и 900 квадратных метров соответственно. Так чем же приманивают амурских (и не только) покупателей бизнесмены в кризисные времена?

Кто выживает?

С начала года в Благовещенске специалисты насчитали

1194 объекта торговли общей площадью 330,2 тыс. кв. м. Большая часть площадей, конечно же, приходится на торговые центры - 174,1 тыс. кв. м. Их в столице Приамурья сегодня 39. В прошлом году в ряды крупных центров добавился торгово-спортивный комплекс «Ледяной».

А всего за минувший год в Благовещенске открылось 67 предприятий торговли. Это магазины по продаже автозапчастей и стройматериалов, крупные продовольственные дискаунтеры и супермаркеты, магазины товаров по фиксированным ценам и даже розничный склад-магазин самообслуживания. А также магазин по продаже экологически чистых продуктов. Кстати, последнее направление набирает особую популярность в Благовещенске. Горожане все чаще хотят видеть на своем столе продукты, не содержащие генетически модифицированных ингредиентов, пестицидов, гербицидов, ядохимикатов, красителей и вкусовых добавок.

Кроме того, в целях поддержки сельхозтоваропроизводителей в 2015 году открылись четыре специализированных предприятия розничной торговли, реализующих продукцию амурских фермеров.

- Важным направлением развития розничной торговой сети является ее качественное улучшение. Расширяется перечень бесплатных и платных дополнительных услуг: организация мест отдыха и питания для покупателей, детских комнат, хранение товаров и вещей, услуги банкоматов, доставка товаров на дом, - дополняют в пресс-службе администрации Благовещенска.

Кто закрывается?

Понятное дело, что в кризис мелкие торговые предприятия не в состоянии конкурировать с крупными торговыми сетями. Поэтому наряду с вновь открывшимися в областном центре в 2015 году закрылись 120 магазинов.

- Покупательский спрос снизился в первую очередь в предприятиях, реализующих товары премиум-класса: ювелирные изделия, товары роскоши, дорогую мебель, автомобили, а также на товары не первой необходимости, - уточнили в мэрии.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

За 2015 год открылось 67 предприятий торговли:

- 15 - продовольственных,

- 13 - непродовольственных,

- 39 - смешанных

В 2015 году по сравнению с 2014-м оборот розничной торговли составил 90 846 млн рублей (в 2014 году - 90 855,1 млн рублей).

Средняя заработная плата по отрасли «торговля» снизилась на 0,5 процента и составила 26 906 рублей (в 2014 году - 27 041 рублей).

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

«Люди любят все новое!»

- Начнем по порядку. Все торговые центры - это капитальные сооружения. Для того чтобы их построить и наполнить, нужно время. А значит, решения об их открытии были приняты тогда, когда еще не было страхов перед кризисом. Понятно, что деньги были вложены, нужно достраивать и запускать. Второе: люди всегда любят что-то новое, и каждый предприниматель это знает. Открывая новый торговый центр (парикмахерскую, кафе, ресторан, бутик), предприниматель ожидает, что люди пойдут именно к нему. Третье: каждый предприниматель считает, что он лучше понимает рынок, надеется на удачу и не берет в расчет, сколько подобных точек уже открыто. Его цель - быть лучшим. Правда, тот, кто хуже изучил рынок, обанкротится. Как говорится, чем больше конкуренции, тем меньше места непрофессионалам. Ну и, конечно же, спасибо китайцам. Они приезжают к нам каждый день и совершают покупки в наших торговых центрах. А это рождает надежду, что всем предпринимателям найдется место на современном рынке, - считает известный в Приамурье экономист Андрей Конюшок.

ВОПРОС ДНЯ

Даже в кризис в Благовещенске продолжают открываться торговые отделы. Какими товарами наш рынок перенасыщен? А чего не хватает?

Ольга Здункевич, руководитель Управления по развитию потребительского рынка и услуг:

- Исторически Благовещенск - город-купец. Торговля здесь была развита всегда. И сегодня в нашем городе очень высокая обеспеченность населения торговыми площадями. Мы на уровне таких городов, как Москва и Санкт-Петербург. Я считаю, что для нас это замечательно. Это позволяет купить то, что хочется, ведь здорово, когда есть выбор. Ну а конкуренция способствует снижению цен.

Ирина Строганова, владелица модного бутика одежды:

- Обывателю может показаться, что у нас выше крыши различных бутиков с одеждой. Но у нас не хватает масс-маркетов. Те, что появляются в нашем регионе, либо вовремя не обновляются - коллекции одежды приходят с опозданием, либо вообще закрываются, так и не дав себя распробовать горожанам. Что касается магазинов парфюмерии, то там тоже есть недочеты - выбор ограниченный, а консультанты округляют глаза, когда их просишь дать хайлайтер!

Виктор, продавец в торговом центре:

- Благовещенску не хватает зеленых зон, парковок, красивых мест отдыха. А магазинов за глаза! (Смеется.) С другой стороны - эти отделы, магазины - рабочие места для кого-то. Зарплата, конечно, невысокая, но перебиться можно.

Андрей Шорохов, водитель:

- Я, как владелец корейского авто, скажу так: нормальных автомагазинов нам не хватает. Приходится все нужное через Хабаровск заказывать. А это трата времени.

Валентина Игоревна, посетитель сайта kp.ru:

- Несмотря на то, что магазинов с одеждой у нас огромное количество, купить то, что пришлось бы по душе, почти нереально. Ноги все истопчешь, устанешь, пока найдешь хоть что-то подходящее.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Закрываются овощные и колбасные киоски

Киоски с газетами, павильончики по продаже колбас, овощей и даже автозапчастей, не выдержав конкуренции крупных магазинов в кризисное время, закрыли свои двери для посетителей. Если в 2015 году в Благовещенске работало 340 киосков и павильонов, то в этом - уже 320.