Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+18°
Boom metrics
Политика15 марта 2016 10:13

Жители Хамы: Россия нас не бросит

Наш корреспондент увидел, как в провинции Хама наступило время собирать камни
Примирение - только начало. Люди ждут от правительства решения своих накопившихся проблем, и прежде всего социальных

Примирение - только начало. Люди ждут от правительства решения своих накопившихся проблем, и прежде всего социальных

Фото: Владимир ДЕМЧЕНКО

Накануне вывода российских войск из Сирии наш корреспондент побывал в провинции Хама.

БОЛЬШОЙ СХОД

Извилистым горным серпантином мы едем в село Айн Эльбет в провинции Хама. Ещё недавно в окрестных деревнях хозяйничали боевики. В Айн Эльбет их не пустили ополченцы, они несколько лет держали оборону - от всех, в том числе и от правительственных войск. Теперь село, превратившееся в карликовое государство, должно стать местом подписания "мирного договора" между правительством Сирии и старейшинами девяти населённых пунктов - Айн Эльбета и разбросанных вокруг.

Решение откликнуться на призыв о мире стало для жителей нелегким, но долгожданным.

- Поступают сведения, что террористы планируют вооруженные провокации во время подписания подобных документов, - говорит Герман Руденко, начальник группы примирения провинции Хама. - Для бандитов примирение как кость в горле, они попытаются сорвать процесс во что бы то ни стало. Приходит много сообщений об угрозах в адрес местных жителей. Их безопасность - приоритет.

Решение откликнуться на призыв о мире стало для жителей нелегким, но долгожданным

Решение откликнуться на призыв о мире стало для жителей нелегким, но долгожданным

Фото: Владимир ДЕМЧЕНКО

У каждого горного поселка приходится притормаживать, объезжая бетонные блоки импровезированных блокпостов. Бетон выкрашен в цвета сирийского флага, а автоматчики, выяснив, кто мы, восклицают "Руссиа!!!" и мгновенно дают дорогу.

- Несколько дней назад в Хаме прошёл большой сход, на котором жители призвали всех, кто причисляет себя к оппозиции, идти по пути примирения, - продолжает Герман Руденко. - После этого к нам обратилось сразу 10 населённых пунктов. Всего же в Хаме листы примирения подписали почти 30 деревень. Сегодня свои подписи должны поставить представители ещё десяти населённых пунктов.

Поле на окраине Айн Эльбета заполнили сотни людей

Поле на окраине Айн Эльбета заполнили сотни людей

Фото: Владимир ДЕМЧЕНКО

ВЫРЕЗАТЬ МЕТАСТАЗЫ

Поле на окраине Айн Эльбета заполнили сотни людей - женщины, дети, старики в арафатках и угрюмые вооруженные парни в камуфляже. Под брезентовым тентом за столом четыре представителя склонились над бумагами. Один за другим они ставят широкие росчерки, и толпа взрывается аплодисментами. Эти подписи означают, что к миру присоединилось больше 8 тысяч человек - именно столько живёт в деревнях-подписантах.

Некоторые из этих 8 тысяч выступали против правительства с оружием в руках. Теперь у них есть шанс перевернуть эту страницу жизни.

Некоторые из этих 8 тысяч выступали против правительства с оружием в руках. Теперь у них есть шанс перевернуть эту страницу жизни

Некоторые из этих 8 тысяч выступали против правительства с оружием в руках. Теперь у них есть шанс перевернуть эту страницу жизни

Фото: Владимир ДЕМЧЕНКО

Большинство, впрочем, никак не назовешь вооруженной оппозицией. И тем не менее подписанный договор касается и их. В документе указывается, что все жители деревень признают сирийскую власть и будут оказывать ей содействие. Никаких карликовых государств, все возвращается на круги своя, на единую сирийскую орбиту.

Кроме прочего, жители подписавшихся деревень согласились попытаться вернуть к мирной жизни знакомых и родственников, оказавшихся "на той стороне".

- Та сторона совсем рядом, - сказал Ахмад Мубарак, глава совета старейшин Хамы. - Буквально в 30 километрах город Ар-Растан, где засели террористы. Другие окуппированные города тоже не далеко. Через них к нам из зарубежа идёт зараза. И расползается, как метастазы, по стране. Теперь у нас есть возможность сообща вырезать эту опухоль.

- Мы помним, как все начиналось, - сказал имам мечети Айн Эльбета Мухамед Зейдан. - Пять лет назад появились чужаки и начали уводить наших парней. Многих подкупили, кому-то вложили в головы дикие идеи. Пришло время вернуть их домой.

Российские военные привезли гуманитарную помощь. Это продукты - консервы, крупы, сладости для детей

Российские военные привезли гуманитарную помощь. Это продукты - консервы, крупы, сладости для детей

Фото: Владимир ДЕМЧЕНКО

ШУКРАН ЗНАЧИТ СПАСИБО

Выступали многие старейшины из окрестных сел. Они говорили о России и наших летчиках, и часто повторяли слово "шукран", что значит "спасибо".

А через несколько минут этим словом заполниолось все, потому что российские военные привезли гуманитарную помощь. Это продукты - консервы, крупы, сладости для детей, упакованные в пакеты. На наклейках арабской вязью подробно описывалось содержимое: ничего запрещенного для мусульман. Люди брали эти пакеты, чуть стесняясь, но тут же благодарили: шукран.

- Примирение - только начало, сказал Герман Руденко. - Люди ждут от правительства решения своих накопившихся проблем, и прежде всего социальных. Потому что многие здесь живут далеко за чертой бедности.

Постепенно за пакетами выстроилась длинная гомонящая очередь. Порядок обеспечивали молодые парни с автоматами. Пользуясь случаем, я задал Герману Руденко мучивший меня вопрос:

- Почему в процессе примирения эти люди не сдали оружие?

- Все понимают, что для местных жителей остаться без оружия при такой близости террористов сейчас слишком опасно, - ответил подполковник Руденко. - Поэтому ополчению оружие иметь разрешено. Оно действует в сирийском правовом поле и является частью правительственных вооруженных сил. Когда мир станет прочным, необходимость в таких отрядах отпадает.

Все понимают, что для местных жителей остаться без оружия при такой близости террористов сейчас слишком опасно

Все понимают, что для местных жителей остаться без оружия при такой близости террористов сейчас слишком опасно

Фото: Владимир ДЕМЧЕНКО

- Почему они не могли договориться сами, без посредников?

- Слишком много противоречий между ними накопилось, нужна помощь со стороны. Те, кто решил откликнуться на предложение о мире, обратились прямо к нам, в российский центр содействия примирению. А к властям они могли и не пойти. Но доверие между сторонами растёт, мирный процесс набирает обороты. Вы это сами видите.

P.s. Когда мы уезжали из Айн Эльбета, пришла новость о том, что Россия начинает сокращение своей группировки. Жители села пребывали в растерянности. Ко мне подошёл фермер Талако Алмедри и сказал:

- Я ещё не очень понимаю, что это значит. Но уверен, вы нас не бросите, а сделаете все, как надо.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Два шага в Сирию и один шаг обратно

Военный обозреватель «КП» Виктор Баранец о приказе Владимира Путина – начать вывод части российской группировки из САР

Чем вызвано это решение Путина?

Тут, на мой взгляд, есть несколько причин. Главную Владимир Путин назвал - "эффективная работа наших военных создала условия для начала мирного процесса". (подробности)