Происшествия

В Ростове даже опытному российскому пилоту трудно посадить самолет в первый раз

Радио «Комсомольская правда» дозвонилось до летчика постоянно летающего в Ростов-на-Дону и расспросили о местном аэродроме, формировании экипажей лоукостеров и проблеме языкового барьера
Впервые в Ростове всегда сложно садиться — даже в хорошую погоду, рассказал наш эксперт

Впервые в Ростове всегда сложно садиться — даже в хорошую погоду, рассказал наш эксперт

Фото: REUTERS

Как стало известно, командир разбившегося Боинга не имел опыта посадок в Ростове. Насколько этот и другие факторы могли приблизить трагедию? Об этом нам рассказал пилот Андрей, который выступил в прямом эфире Радио «КП»

- Я выполняю полеты в Ростов на протяжении последних шести лет. Знаю досконально весь аэродром, как все устроено. И как устроен лоукостер, работающий на пилотах, набранных сезонно, тоже знаю.

- Метеоусловия традиционные для этого сезона там каковы?

- Когда падала Казань (17 ноября 2013 года в Казани из-за ошибки экипажа при заходе на второй круг разбился Boeing-737 авиакомпании «Татарстан» - при. ред.), я в этот момент садился в Ростове. Боковой ветер проходил по пределу. И сложно было сесть там. Но есть специальные навыки, самолет позволяет, есть условия компании, которые нас четко держат в рамках. При подготовке к посадке это всегда учитывается. И ни один российский пилот не выйдет за эти рамки, потому что это нарушение закона. После этого наступает практически косвенно уголовная ответственность.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

- Ростовские метеоусловия вам кажутся критическими?

- Да нет. Но впервые в Ростове всегда сложно садиться — даже в хорошую погоду. Например, там есть нестандартный уклон полосы в точке приземления. Все русские пилоты об этом знают.

- А иностранные?

- Тоже - в теории. Он описан, есть даже на схеме. Это не секрет. Но они до полосы даже не долетели.

- Сдвиг ветра — резкое изменение его направления и силы - мог стать причиной катастрофы?

- Всегда накладываются несколько факторов. Сдвиг ветра — как один из них — возможен. Сдвиг бывает как по направлению, так и по потере скорости ветра, который сопутствует самолету в этот момент. Был встречный ветер сильный – они дошли до какой-то высоты, в этот момент ветер ослабевает.

- Насколько распространенная практика, что пилот просто ждет хорошей погоды? А если благоприятные условия не наступят, а топливо уже выработано?

- В приличных топовых компаниях есть масса возможных вариантов связи, которые помогут командиру принять решение. Плюс - инструкции.

- Действия командира корректируют не только диспетчеры на земле, но и представители самой компании?

- Да. Если есть связь. Но «Флай Дубай» – не самый бедный лоукостер. Там хорошие деньги вложены, контролируется. Дубайские авиационные власти очень продвинутые в вопросах авиации. У них есть связь с центром через телекоммуникационную бортовую систему. Но возможно роль сыграла усталость. Или пилот что-то неправильно понял. Если есть все эти проблемы в определенный момент срастаются — жди беды.

- Что он мог неправильно понять?

- Да что угодно. Данный экипаж был многонациональным, ни у кого английский , на котором общаются на борту, не был родным. Значит была проблема языкового барьера. А это влечет нечеткость выполнения команд — особенно в критической ситуации…

- Ну а как же слетанность экипажа?

- Хм. Лоукостер формируется по-другому. Приходят пилоты из разных стран. Уровень экспириенса (опыта), психология, настрой — разные. Они образыют этот экипаж, возможно, единственный раз вместе. Посмотрели документы, интервью, тренажер, посадили, допустили. Самолет работает, экипаж выполняет. Здравствуй, тебя как зовут? Меня Андрей. А меня – Ибрагим. Ну поехали. Слетанности никакой. Значит каждая команда, которая требует моментальных действий, как сдвиг ветра, например, выполняет чуть дольше. Один должен был сказать стандартные фразы: «потеря скорости», например. Как услышал капитан? Как он среагировал? Одно запоздалое движение может ввести борт практически в аварийную ситуацию. Эйрбас потратил миллиарды долларов, чтобы отработать это взаимодействие, кроссчек, который должен работать четко, без лишних движений и слов. Фраза — подтверждение - выполнение. Если попал в сдвиг ветра, это требует немедленного перевода самолета на ручное управление и в режим взлета. Без уборки шасси.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

- Одна скверно произнесенная фраза может такую ситуацию довести до катастрофы?

- Да. Четыре года назад турецкий самолет сел в поле, не долетев до полосы несколько сотен метров. У них просто высотомер отказал во время автоматического захода на посадку. Пилоты это прозевали. Самолет сам убрал тягу и повадка произошла не там. Им нужно было просто вовремя заметить несоответствие показания приборов и реальности отключить автоматику... Представим, что происходило на борту Боинга. Когда они работали в стрессе, они пытались выполнить посадку на кривую полосу в неприятных условиях, на незнакомой полосе, были вымотаны ожиданием. Уже было много всего. И тут выпала еще одна проблема, как сдвиг ветра... Нужно было изменить скорость планирования своим решением. Но самолет сам этого не поможет. Нужно принимать решение головой. Но они просто не успели.

Прямые включения наших корреспондентов из ростовского аэропорта.

Список погибших пассажиров.

Фоторепортаж с места авиакатастрофы в Ростове-на-Дону.

Соболезнуем родным и близким погибших.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Очевидцы крушения «Боинга» в Ростове-на-Дону: Вспышка в полнеба была, потом еще одна. Страшный грохот и из аэровокзала в ужасе выбегали люди!

Прилегающие обочины дорог, ведущих непосредственно к аэровокзалу Ростова-на-Дону традиционно «оккупированы» таксистами – и частниками-бомбилами, и так называемыми реестровыми. Именно они и стали очевидцами трагедии в ростовском аэропорту (подробности)

ЕЩЕ ВЕРСИИ

Боинг в Ростове врезался в землю из-за «сдвига ветра»

Игорь Шевцов, бортинженер, инструктор, летчик первого класса высказал свою версию катастрофы в Ростове-на Дону (подробности)

Почему самолет падал почти вертикально? Эксперты обсуждают видео последних секунд жизни рейса №981

Вскоре после сообщения об авиакатастрофе в Ростове-на-Дону появилось видео крушения. Камера зафиксировала, как лайнер в темноте почти вертикально падает на землю и сразу же загорается (подробности)

Эксперт: Командир пытался увести борт в последний момент - такая линия поведения присуща иностранным пилотам

О версиях авиакатастрофы «Комсомолке» рассказал эксперт по безопасности полетов Александр Романов, сам в прошлом командир воздушного судна, несколько лет работавший в зарубежных компаниях в том числе на «Боингах» различных модификаций (подробности)

Эксперт: Пилоты могли ждать улучшения погоды и опомнились, только когда баки опустели

Одна из версий – у пилотов лоукостера FlyDubai может быть лимит по расходу топлива. Якобы именно поэтому борт при плохих метеоусловиях не ушел на запасной аэродром, а настойчиво пытался несколько раз сесть именно в Ростове. Прокомментировать это предположение мы попросили Валерия Постникова, исполнительного директора Общества независимых расследований авиационных происшествий(подробности)