Премия Рунета-2020
Ростов-на-Дону
+15°
Boom metrics
Происшествия20 марта 2016 12:40

Источник: Ошибка пилота при крушении «Боинга» в Ростове-на-Дону выходит на первый план

Пока злополучный борт FZ981 кружил в небе, выбирая момент для приземления, один за другим на взлетно-посадочную полосу успели сесть несколько лайнеров [фото, видео]
Самолет разбился вдребезги, упав в самом начале взлетной полосы.

Самолет разбился вдребезги, упав в самом начале взлетной полосы.

Фото: Правительство РО

Уже известно, что бортовые самописцы («черные ящики») «Боинга-737-800», разбившегося в Ростове-на-Дону, сильно повреждены, об этом заявил Международный авиационный комитет, чьи специалисты приступили к их изучению. И, естественно, именно их расшифровка даст информацию о причинах крушения, в котором погибли 62 человека – 55 пассажиров и семь членов экипажа. Правда, займет это от одного до четырех месяцев.

Однако определенные результаты в расследовании (возбуждено, напомним, уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц») у следствия уже, разумеется, есть.

- Отрабатываются различные версии произошедшего, среди которых ошибка в действиях экипажа самолета, техническая неисправность борта, сложные метеоусловия и другие факторы, - сообщил официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин.

РОССИЙСКИЙ ПИЛОТ ОТКАЗАЛСЯ РИСКОВАТЬ И УШЕЛ НА АЭРОДРОМ В КРАСНОДАРЕ

Капитаном этого воздушного судна был 37-летний киприот Аристос Сократус – как говорят, опытный, несмотря на такой относительно молодой возраст, пилот. Правда, есть нюанс: до этого он ни разу не сажал самолеты в Ростове.

- Что бы ни говорили другие эксперты, это все-таки серьезный фактор, - отметил в беседе с «КП» летчик с 20-летним стажем Александр Щенин. – Одно дело, когда ты знаешь полосу, ее особенности (а они есть практически у любой взлетно-посадочной полосы), и совсем другое – незнакомая ВПП, тем более при таких плохих метеоусловиях, которые были в тот день. Именно поэтому, я думаю, он и кружил два с половиной часа, приноравливаясь, делая необходимые расчеты с учетом данных, полученных от диспетчеров.

Действительно: лайнер должен был приземлиться в 01.10 ночи, однако, во-первых, он вылетел из Дубая на полчаса позже, во-вторых, первая попытка зайти на посадку (это было в 01.39) не удалась – за 6,7 км от взлетной полосы на высоте 525 метров Сократус принимает решение отказаться от приземления. Самолет поднимается на 2,5 км и уходит на северо-восток от ростовской воздушной гавани.

Капитан воздушного судна Сократус сам принимал решение о посадке самолета. Фото: личная страница в соцсети.

Капитан воздушного судна Сократус сам принимал решение о посадке самолета. Фото: личная страница в соцсети.

К слову, примерно в то же самое время, несколькими минутами позже, предпринимает попытку сесть экипаж «Аэрофлота» на самолете Sukhoi Superjet 100-95Б, однако и ему тоже не удается это сделать. С разницей в десять минут он предпринимает еще две попытки зайти на посадку, но, поняв, что сделать этого не удастся без большого риска, капитан «Суперджета» уводит свое воздушное судно на Краснодар – погода там тоже не блистала в ту ночь, но все-таки была получше, чем в Ростове, где порывы ветра достигали 18-20 метров в секунду и лил дождь.

- Сажать машину или нет – решает непосредственно капитан воздушного судна, - подчеркивает вице-президент профсоюза авиадиспетчеров России Юрий Батагов. – Диспетчер лишь дает ему данные, которые, конечно же, меняются, «ведет» его. Получив сведения с земли, экипаж делает расчеты, на основании которых определяет, что ему делать.

- Сравнивать здесь «Суперджет» и «Боинг-737-300» не вполне корректно, - считает в свою очередь Александр Щенин. – Первый и поменьше, и полегче. Соответственно, для него порывы ветра гораздо ощутимее.

ВСЕ РЕШЕНИЯ ПРИНИМАЕТ КАПИТАН ЛАЙНЕРА

И все-таки сравнивать или, по крайней мере, проводить определенные аналогии приходится. От этого никуда не деться: ведь все же почему-то один решил не рисковать, второй – поступил иначе. И закончилось это плохо не только для него (кстати, Аристос Сократус, сообщали кипрские СМИ, собирался уходить из авиакомпании FlyDubai и вернуться на родину, на Кипр, поскольку его супруга ждет ребенка).

В аэропорту Ростова-на-Дону - тысячи цветов, свечей и игрушек в память о погибших

В аэропорту Ростова-на-Дону - тысячи цветов, свечей и игрушек в память о погибших

Итак, роковой борт, в то время как российский самолет направился в Краснодар, встает на высоте 4,5 км в так называемую зону ожидания – на юго-востоке от аэропорта. Время на часах 02.27. И через час он, понарезав круги, выходит на вторую попытку приземлиться. С расстояния почти 20 км от ВПП «Боинг» начинает постепенное снижение. За минуту до трагедии на удалении 5,6 км до полосы на высоте примерно 460 метров Сократус вновь отказывается от намерения посадить крылатую машину. И вот дальше происходит самое непонятное: самолет начинает довольно крутой набор высоты (до 1,2 км меньше, еще раз отметим, чем за минуту), а потом – вдруг резко срывается вниз и врезался в землю.

Имеется и другой момент. До дубайского «Боинга», как выяснила «Комсомолка», смогли приземлиться один за другим несколько самолетов – при том, что болтанка была такая же – и дождь шел, и ветер дул сильный.

- Да, это так, - подтвердили эту информацию нам в ростовском аэропорту. – В 23.52 приземлился борт «Уральских авиалиний», затем, в 00.20, – борт компании «Донавиа», в 00.33 – самолет компании UTair, в 01.23 – борт компании «S7», в 01.28 – еще один самолет «Уральских авиалиний».

Таким образом, целых пять лайнерам удалось сделать то, что не получилось у Сократуса. Более того, последние два борта сумели приземлиться с первой же попытки. А один из самолетов, севших чуть ранее них, тоже был «Боингом». Почему так?

- Не следует так ставить вопрос, - считает, между тем, Юрий Батагов. – Потому что воздушные массы – они ведь не находятся в одном состоянии, все меняется постоянно. Ведь после первой предпринятой рейсом FZ981 никто не сел. До него – да, а после нет. И нередко бывает, что буквально за секунды все изменяется. Скажем, идет самолет на посадку – хоть и есть ветер, идет дождь, но судно под контролем. А потом – раз, и качнуло лайнер. И экипаж почувствовал в какой-то момент, что не сможет сесть и ушел на второй круг. Да, капитан «Суперджета» оставил попытку приземлиться в Ростове, ушел на Краснодар. А тот, что управлял «Боингом», решил попробовать. Но это нормально, когда пилот сам оценивает свои силы и возможности. Другое дело, что я бы тоже не стал сбрасывать ошибку пилота – вполне возможно, он слишком резко пошел вверх, когда понял, что не получится сесть, и самолет вышел из-под контроля. Давайте все-таки дождемся расшифровки «черных ящиков».

Вся надежда на прояснение ситуации - вот на эти бортовые самописцы, которые, сообщили в МАКе, сильно повреждены. Фото: предоставлено МАК.

Вся надежда на прояснение ситуации - вот на эти бортовые самописцы, которые, сообщили в МАКе, сильно повреждены. Фото: предоставлено МАК.

К слову, источник «КП», близкий к расследованию, также сообщил, что после изучения переговоров диспетчеров и пилотов (записи и документация из диспетчерского центра были изъяты утром 19 марта, спустя несколько часов после трагедии), на первый план выходит тема с ошибкой пилотирования.

- Но это – предварительно, еще предстоит слишком большой объем работы, в ходе которой нужно будет состыковать все, даже мельчайшие нюансы, чтобы получилась одна целая картинка, - добавил наш собеседник.

Не исключена, по его словам, и вероятность того, что самолет совершенно неожиданно попал под очень резкий порыв бокового ветра – не 18-20 метров в секунду, а в полтора примерно раза сильнее.

ЕСТЬ ЛИ ВИНА ВЗЛЕТНОЙ ПОЛОСЫ В СЛУЧИВШЕМСЯ?

Другой вопрос, который сегодня обсуждают в СМИ эксперты, состояние взлетно-посадочной полосы ростовской воздушной гавани.

Один из экспертов, опрошенных «КП», помощник президента Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Ободков, в прошлом – штурман, к примеру, считает, что экипаж «Боинга-737» мог принять неправильно решение на незнакомой взлетно-посадочной полосе из-за ее сложности.

- Многие пилоты ростовскую полосу не любят: она и сложная, и короткая, - говорит Ободков. - Длина – 2,4 км, и летчикам неудобно садиться даже в обычный день, при хорошей погоде. А уж при плохих метеоусловиях наши пилоты сразу бы ушли на запасной аэродром. А иностранный экипаж «Боинга» просто не знал эту ВПП.

Есть еще высказывания специалистов о том, что полоса в Ростове – «горбатая», и оттого летчикам тоже сложно приземляться.

Впрочем, совсем недавно, менее года назад, взлетно-посадочная полоса ростовского аэропорта была капитально отремонтирована – в ее реконструкцию вложили около 700 млн рублей.

Как по завершении работ тогда рассказывал исполнительный директор аэропорта Олег Цепилов, новое покрытие выполнено из асфальтобетона и укладывалось поверх прежнего 25-сантиметровым слоем, а в некоторых местах, как раз для выравнивания взлетки, укладывали до четырех слоев покрытия.

Люди идут нескончаемым потоком

Люди идут нескончаемым потоком

- Тип принимаемых судов не изменится, но мы сможем возможность принимать такие тяжелые самолеты, как "Боинг 737-800", "Аэробус А320" и ряд других, чаще, - говорил Цепилов. – Вот, например, «Боинг-737-800» — самый вредный для ВПП лайнер, он дает очень высокую нагрузку на полосу, под его тяжестью она прогибается, после чего «должна отдыхать», поэтому до ремонта мы могли принимать такие «Боинги» только раз-два в сутки.

Эксперты, которым «Комсомолка» задала вопрос относительно возможного влияния непосредственно самой полосы на крушение «Боинга», высказались в том ключе, что самолет до приземления на нее не долетел, так что винить ВПП, полагают они, можно было бы в том случае, если б лайнер коснулся ее своими шасси и трагедия произошла после этого.

КСТАТИ

Семь загадочных моментов авиакатастрофы под Ростовом

Читатели сайта kp.ru активно обсуждают обстоятельства падения «Боинга-737» под Ростовом. Странностей хватает. Особенно если посмотреть момент падения самолета, снятый одной из камер со здания в нескольких сотнях метров от взлетно-посадочной полосы. Читатели спорят буквально до хрипоты. Мы собрали наиболее обсуждаемые вопросы и разобрали их с помощью экспертов по авиации (подробности)

МЕЖДУ ТЕМ

Появилась расшифровка переговоров «Боинга» с ростовскими диспетчерами перед катастрофой

В сети появилась стенограмма радиообмена пилотов Боинга 737-800 с диспетчерской вышкой перед уходом на второй круг. Ее перевело и опубликовало Международное консультативно-аналитическое агентство "Безопасность полетов". Подлинность не доказана, но и не опровергнута. Мы сравнили запись с уже опубликованными в Интернете кусками переговоров и склонны считать, что она реальна (подробности)

Экипаж и пассажиры Boeing 737. Вспомним всех поименно

Фоторепортаж с места авиакатастрофы в Ростове-на-Дону

Соболезнуем родным и близким погибших.