Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
В мире23 марта 2016 4:57

Крым - два года спустя

Наш колумнист - о нынешнем положении героев «русской весны»
Крымчане не сожалеют, что оставили Украину и присоединились к России.

Крымчане не сожалеют, что оставили Украину и присоединились к России.

Фото: Анастасия МЕДЫНЦЕВА

В Крыму прохладно, дует холодный ветер с моря, в горах лежит снег. Но в утешение – сейчас цветет миндаль, яблони, персик, и белые и розовые облака цветов украшают крутые склоны. Трава только начинает пробиваться, а море все еще ледяное. Рестораны в большинстве своем закрыты, санатории и отели проходят предсезонную уборку и ремонт. Но рейсы в Москву и из Москвы полны, цены на авиабилеты вполне щадящие и терпимые, сравнимые с поездкой на такси в аэропорт – как при Леониде Ильиче. Сейчас в Крым летят молодые туристы в тяжелых походных ботинках с палатками, веселые парочки, для обычного полнотелого курортника еще рановато.

Вот уже два года, как полуостров вернулся в состав России, и по этому случаю прошли праздники и парады, несколько омрачаемые перебоями с энергией. А как сами жители Крыма? Они не сожалеют, что оставили Украину и присоединились к России. Во-первых, потому, что к России они чувствовали и раньше большую близость. А во-вторых, потому что той Украины, в котрой они жили и которую они помнят, уже нет, и они это знают.

Некоторые – возможно, многие – с грустью вспоминают о жизни до воссоединения. Цены были куда ниже, продукты доступнее, жизнь проще и дешевле, говорят они. Тогда мы всё могли себе позволить, сейчас – уже нет. Но они бывают и на Украине, и знают, что и там жизнь стала гораздо трудней. Киевский переворот 2014 года еще долго будет кошмаром висеть над нашими странами. Это февральский путч вынудил Россию принять болезненное решение по Крыму.

Если бы Россия не взяла Крым, в севастопольскую бухту вошли бы американские авианосцы. На этом можно было бы поставить крест на черноморском военно-морском флоте. Ему пришлось бы частично уйти в маленький и неприспособленный порт Новороссийска, а основной массе - "эмигрировать" на Тихий океан. Напрасны оказались бы старания Петра, Екатерины, Ушакова, Нахимова, матроса Кошки и прочих матросов, офицеров и адмиралов. Россия осталась бы без военно-морского щита на своем юге. Все, осуждающие решение Путина по Крыму, должны понять его неизбежность. Меньше сделать было нельзя. Возможно, следовало бы взять больше, но Россия, верная принципам невмешательства, предпочла как можно меньше вмешиваться в украинские дела.

Вот уже два года, как полуостров вернулся в состав России.

Вот уже два года, как полуостров вернулся в состав России.

Фото: Олег ЖДАНОВ

К сожалению, два года назад жители русскоязычных областей Украины – а их восемь, от Одессы до Харькова – приняли политическую риторику федеральных телеканалов за призыв к действиям. Так поднялась Русская Весна. После ее поражения множество про-русских политиков, журналистов, бизнесменов бежали – кто в Ростов, кто в Москву, а многие – в Крым. Остались измученные боями Донецкая и Луганская народные республики, отказавшиеся примириться с хунтой. Россия спасла их от гибели, но не дерзнула присоединить, – а они надеялись на повторение крымского результата.

Для эмигрантов Крым – предмет горькой зависти. Так старшие сестры смотрят на самую юную и красивую, вышедшую замуж, и оставившую их куковать в девках. Для них решение взять Крым – только Крым – было трагедией. Если взять всю Украину было трудно без активной поддержки президента Януковича, а тот побоялся бороться, - то хотя бы восемь русскоязычных областей Могли бы стать дружественной Новороссией, - говорят эмигранты, и тогда Крым стал бы локомотивом, тянущим все вагоны. Возможность отделиться всей Новороссии оставалась до мая 2014 года, до признания Россией президента Порошенко. Не хватало только убежденности и решимости в Москве.

Мне рассказали украинские эмигранты, что в окружении российского президента было мало сторонников Новороссии. Если бы не настойчивое требование армии и флота, то и Крым ушел бы под Киев. Кремлевские эксперты убеждали президента, что народ на Украине не поддержит русскую инициативу. Они не верили, что можно провести референдум, и поэтому президент Путин просил руководство мятежных республик отложить референдум. (Как мы знаем, он все же был проведен с блеском.) И назначенные Януковичем губернаторы были готовы стать на сторону России. Но Россия все колебалась, и принимала только вынужденные решения.

Я встретил в Крыму Олега Царева, высокого, статного и харизматического молодого (сорока с лишним лет от роду) лидера. Бывший зампред украинского парламента, замглавы фракции правящей партии регионов – самый крупный политик Украины, открыто ставший на сторону России; мультимиллионер, пожертвовавший почти всем своим немалым состоянием во имя Новороссии; во время киевского майдана он был одним из немногих, смело выступавших за союз с Россией.

Он носит зеленую майку с портретом Путина и девизом «Самый вежливый президент». Впрочем, ему так ни разу не довелось встретиться с русским президентом. «Свита не допускает?» – спрашиваю я его. Он старается отвечать дипломатично, чтобы никого не обидеть. «Я в изгнании, но, слава Богу, не на Колыме, а в Крыму. Путин не встречается – и не встречался ни с одним из украинских политиков.»

Для эмигрантов Крым – предмет горькой зависти.

Для эмигрантов Крым – предмет горькой зависти.

Фото: Роман ЗЛОБИН

Да, конечно, он в Крыму, владелец небольшого санатория, в прошлом – усадьбы княгини Барятинской, а не в тюрьме в Киеве. Но ему нелегко – после четырех каденций в Раде, после высоких постов (последний – председатель парламента Новороссии) он напрочь выведен из политической жизни. Федеральные каналы перестали им интересоваться. КПРФ вроде позвала в депутаты, но потом передумала. Фейсбук удалил его страницу с тремястами тысячами подписчиков, без права обжалования.

Он собирался идти на президентские выборы на Украине в мае 2014 года, но его отговорили – мол, не следует придавать легитимности этим выборам. Он снял свою кандидатуру, на выборах победил Порошенко, которого признала Россия, а Царев остался на бобах. Жаль, что этот замечательный отважный человек с его удивительным, достойным восхищения прошлым вынужден заниматься койко-местами.

В сложном положении находится и Чалый, еще одно блестящее имя Русской Весны. Он конфликтует с губернатором Меняйло. Действительно, за два российских года я не увидел улучшений в Балаклаве, самом красивом и необычном районе-пригороде Севастополя. Обшарпанные дома, заколоченный кинотеатр, самострой-киоски мешают разглядеть эту жемчужину Южного Крыма. Да и в других районах не видно улучшений. Жители говорят, что на местах осталось большинство чиновников, служивших во время украинского правления, и они, как и прежде, норовят распилить бюджет, а не улучшить очень потрепанную инфраструктуру дивного полуострова.

Мы можем понять трудные решения, которые иногда вынуждено принимать российское руководство. Россия не всё может, ей противостоят могущественные враги. Но больше доверия к людям, настоящим живым активным людям, героям русской весны в Украине только упрочило бы российскую власть. И Крым, где у Москвы все еще высокий кредит доверия, мог бы стать площадкой для нового союза народа и власти.

МЕЖДУ ТЕМ

Если заново провести референдум, весь Крым опять встанет в очередь в Россию

Несмотря на решение крымчан больше никогда не возвращаться на Украину, незалежная никак не может с этим смириться. В ход пошли и перекрытие дорог, и энергоблокада... И нам очень уж захотелось посмотреть, как живет семья человека, под чьим руководством и были взорваны линии электропередач, ведущие из Украины в Крым (подробности)