Надежда Васильева приехала в столицу Урала, чтобы открыть «Дни Алексея Балабанова» в Ельцин-центре.
Фото: Андрей ГОРБУНОВ
Алексей Балабанов – культовый режиссер родом из Свердловска. Его супруга Надежда Васильева родилась и выросла в Ленинграде. Самым большим счастьем в своей жизни женщина считает переезд ее будущего супруга в Питер. Теперь, когда Алексея Октябриновича уже нет с нами, Екатеринбург стал для Васильевой особенным городом, местом, где всегда будет жить частичка Балабанова. На этот раз вдова автора «Брата» приехала в столицу Урала, чтобы открыть «Дни Алексея Балабанова» в Ельцин-центре. В перерывах между ретроспективами Надежда пообщалась с журналистами «КП».
В КОНФЕТНО-БУКЕТНЫЙ ПЕРИОД ПОДАРИЛ ЗУБНУЮ ЩЕТКУ
- Надежда, расскажите, как вы познакомились с Алексеем Октябриновичем?
- О Леше я впервые узнала на премьере его фильма «Счастливые дни». Пришла на сеанс, посмотрела кино и вслух сказала подружке: «Я бы вышла за режиссера этого фильма замуж». А после премьеры ко мне подошел оператор Сережа Астахов и сказал: «Слушай, режиссер такой же головастик, как и ты. У вас мозги трехнутые в одну сторону. Тебе надо с ним поработать». Он собирался нас познакомить. Но мы его опередили. Я пришла на «Ленфильм» и Леша там тоже был. Так и познакомились. Леша мне потом говорил: «Ты, конечно, кривляка, но я тебя взял, потому что ты была в юбке, а не в брюках».
- Он был замечательный! И вкусно готовил, - вспоминает о супруге Надежда Васильева
Фото: Лариса КУДРЯВЦЕВА/ЭГ
- Алесей Балабанов был неординарной личностью. Что лично вас в нем покорило?
- Ему совершенно было плевать на условности, и это подкупало многих девушек. Леша должен был прийти в белой рубашке и галстуке, а он обязательно появлялся в тельняшке. И это было так круто! Ему бы и в голову не пришло сфотографироваться в каком-то журнале с правильной посадкой плеча, в правильных ботинках. А вообще разве влюбляются за что-то? Ты идешь мимо и видишь, это он.
- По Алексею Октябриновичу не скажешь, что он был романтиком. Но, наверное, он все равно ухаживал за вами?
- Конечно! Он подарил мне зубную щетку!
- В смысле?
- Вы не поймете этого подарка (смеется). Сейчас зубные щетки везде. А раньше достать хорошую импортную зубную щетку было практически невозможно! К тому же розового цвета. Он ее привез из Роттердама.
Актеры боялись сниматься у Балабанова, но попадая под его бешеную энергетику, не могли отказать. Алексей Балабанов с Ингеборгой Дапкунайте . Фото: Арчвадзе ПААТА
- С творческими людьми бывает непросто. Каким ваш супруг был в жизни?
- Он был замечательный! И вкусно готовил. Я тоже вкусно готовлю, но он меня всю жизнь ругал за то, что я так и не научилась варить яйца.
- У него была особая технология?
- Кончено! Он брал яйцо. Клал его в кастрюлю с водой. Воды должно было быть много. Ставил на огонь и смотрел. Как только на поверхности появлялся первый пузырик, нужно было начинать считать до 40. После этого вынимаешь яйцо.
Алексей Балабанов умер от сердечного приступа в 54 года.
Фото: Тимур ХАНОВ
«ГРУЗ-200» ЭТО НЕ «ЧЕРНУХА», ЭТО О ЛЮБВИ…»
- Фильмы Балабанова в народе по-простому называют «чернухой». Тот же «Груз-200». Какую цель Алексей Октябринович преследовал, снимая настолько мрачную действительность?
- Ничего не преследовал. Когда его спрашивали, как у него это получается, он отвечал: «Я не знаю». Помню, Сергей Маковецкий, когда прочитал сценарий «Груза-200», позвонил мне в панике: «Скажи ему, что это нельзя снимать. Он сошел сума. Это безумие. Пусть откажется». А Миронов просто сказал: «Он свихнулся». Но когда я прочитала сценарий «Груза-200», мне так понравилось! Столько сюжетных линий, так здорово, интересно. Прочла на одном дыхании. Мне и в голову не пришло думать о маньяке-милиционере, о той злосчастной бутылке насильника. Я увидела очень хорошую и интересную историю, в которой есть глубокое понимание того, что происходило с нашей страной.
Любимой одеждой Алексея Балабанова была тельняшка. На фото Алексей Балабанов с продюсером Сергеем Сельяновы (справа) Фото: Руслан ВОРОНОЙ
- Тем не менее «Груз-200» мрачный и тяжелый фильм…
- Леша не считал это «чернухой». У него все фильмы о любви. Может, это пафосно сказано, но он очень болел и переживал за судьбу своей Родины. Он часто говорил: где родился, там и пригодился. Это было его состояние. Его волновало то, что происходило со страной. Плюс он много читал классику. Он знал всего Лескова, Достоевского, Толстого. Прежде чем писать какой-то сценарий, он уезжал на дачу, запасался книжками. Много читал, напитывался хорошей литературой.
- Балабанов снимал фильмы о суровых 90-х. Но сейчас время тоже не самое простое. Он мог бы снять фильм о настоящем?
- Нет, ему было бы неинтересно. К тому же он все это предвидел. 20 лет назад мы приехали в Гамбург делать озвучивание к фильму «Замок». Леша, видя приход турок, сказал: «Вот увидишь, у Европы будут большие проблемы, помяни мое слово». Сейчас это и происходит.
На съемках "Груза -200" Фото: kinopoisk.ru
«С БОДРОВЫМ ХОТЕЛИ СНЯТЬ ФИЛЬМ ПРО КЫШТЫМСКОГО ИНОПЛАНЕТЯНИНА АЛЕШЕНЬКУ»
- Многих поклонников Балабанова волнует вопрос, почему он перестал снимать Виктора Сухорукова? Ведь он идеально вписывался в фильмы Алексея Октябриновича…
- Леша считал, что Витя перестал быть трагедийным и нервным. Витя уехал в Москву, стал обеспеченным, спокойным. Того нерва, который был в «Счастливых днях», «В людях и уродах», уже не было.
- Многие актеры боялись сниматься у Балабанова. Потом с ними обязательно происходило что-то страшное. Он расстраивался из-за этого? (Алексей Полуян, сыгравший маньяка в «Грузе 200», скончался от алкоголизма, Юрий Степанов («Жмурки») погиб в автокатастрофе, Андрея Панина («Морфий», «Жмурки») убили в собственной квартире - Ред.)
- Леша не обижался за это на актеров. Все что не делается, все к лучшему.
Сергей Бодров и Алексей Балабанов на съемках "Брат-2". Фото: kinopoisk.ru
- Правда, что смерть Сергея Бодрова ваш муж переживал, как личную трагедию?
- Да. Он относился к нему, как к сыну. Они хотели вместе снимать кино про инопланетян. Их очень занимала история про «гуманоида Алешеньку», которого бабушка нашла под Челябинском... Новость о сходе снежной лавины застала Лешу дома. И он был единственным человеком, который сразу же сказал: «Их больше нет».
- Говорят, Балабнов после этого запил…
- Да. И мне тогда все сказали, чтобы я от него отвязалась. Пусть лучше так переживет. Я помню, Леша говорил такую фразу: «Сережа, очень хороший человек, а его не стало. А я плохой человек и живу…» Но это неправда. Леша был хорошим человеком.
- Фильм «Брат» он снимал под Сергея Бодрова?
-Да, он увидел его на Кинотавре. И подошел к Сергею знакомиться.
К Сергею Бодрову Алексей Балбанов относился как к сыну и тяжело переживал его гибель. Фото: kinopoisk.ru
- А как он писал сценарий «Брата»? Откуда идея?
- Наверное, Свердловск навеял. У него все мысли отсюда. Мужчина должен любить свою семью, детей. Братья должны поддерживать друг друга, даже если один слабее. Двое его сыновей выучили этот урок. Петя с Федей очень дружат.
- А о Свердловске вам Алексей рассказывал? (Алексей Балабанов родился и до 1990-года жил в Свердловске, работал на Свердловской киностудии – Ред.)
- Все время. В Питере у нас была комната в коммуналке. И желтое стеганое одеяло, прожженное сигаретами. Он привез его из Свердловска. А сигаретами его прожег Бутусов. В Свердловске у Леши у единственного из его друзей была квартира: спасибо, маме с папой. В этой квартире собирались музыканты. Там первый раз Бутусов спел «Я хочу быть с тобой». И все это происходило в Свердловске на желтом одеяле. Увы, одеяло не сохранилось. Только сейчас поняла, когда Леша умер, что надо было и все это хранить…
- Какой фильм Алексея Балабанова вы бы посоветовали посмотреть? И почему?
- «Про уродов и людей». Редкая картина о редчайшей любви. О любви мужчины к женщине, и о любви к стране, которую мы потеряли.
- Алексей Балабанов предчувствовал свою смерть?
- Да. Он готовил меня к ней и часто говорил, что счастливой старости не будет.
Фильм "Я тоже хочу" стал для Балабанова роковым. Фото: kinopoisk.ru
ДОСЬЕ
Алексей Октябринович Балабанов родился 25 февраля 1959 года в Свердловске. Окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института иностранных языков. Служил офицером в Советской Армии в военно-транспортной авиации, воевал в Афганистане. Незадолго до окончания службы был переведён в Военно-морской флот. После службы Балабанов работал ассистентом режиссёра на Свердловской киностудии. В это же время он окончил режиссёрское отделение Высших курсов сценаристов и режиссеров. В 1990 году начинающий режиссер переехал в Санкт-Петербург, где вместе продюсером Сергеем Сельяновым учредил кинокомпанию "СТВ". Среди его работ: «Счастливые дни», «Замок», «Брат», «Брат 2», «Про уродов и людей», «Жмурки», «Груз 200» и другие. Последний фильм «Я тоже хочу» (2012) стал для него роковым. Режиссер сам появился в эпизодической роли кинорежиссера, умирающего в заключительной сцене фильма. А 18 мая 2013 года у Алексея Балабанова случился сердечный приступ. Ему было 54 года.