В студии: продюсер сериала «Обручальное кольцо» Владимир Богданов, креативный продюсер и режиссер-постановщик «Обручального кольца» Владимир Харченко-Куликовский, актер сериала «Закрытая школа» Игорь Юртаев, журналист «Комсомольской правды» Николай Никулин и ведущая Елена Ханга.
Ханга:
- Здравствуйте!
Никулин:
- Всем привет!
Ханга:
- Мы сегодня поговорим о том, сколько можно смотреть мыльные оперы! Это какой-то кошмар!
Никулин:
- И мы, разумеется, привязались к определенному событию. На следующей неделе на Первом канале заканчивается сериал «Обручальное кольцо»! 809-я серия выходит!
Ханга:
- Сколько лет-то?
Никулин:
- 800 серия – это серьезно! И мы бы хотели это обсудить!
Ханга:
- И мы пригласили Владимира Богданова. Это продюсер. Владимира Харченко-Куликовского, это креативный продюсер и режиссер-постановщик «Обручального кольца».
Богданов:
- Здравствуйте!
Харченко-Куликовский:
- Добрый вечер!
Ханга:
- И еще мы пригласили актера из конкурирующей конторы. Это актер сериала «Закрытая школа» Игорь Юртаев.
Юртаев:
- Всем привет!
Никулин:
- Давай с тебя начнем. «Закрытая школа» - совсем другой сериал. Допустим, тебе бы предложили сняться в мыльной опере. Ты бы поучаствовал? 600-800 серий.. Не устал бы?
Юртаев:
- Мы снимаем сейчас третий сезон. Наверное, 80-я серия…
Никулин:
- Несерьезно! А если бы было 800 серий?
Юртаев:
- «Закрытой школы»?
Никулин:
- Понимаю, что у вас не тот рейтинг, что у «Обручального кольца»…
Юртаев:
- На самом деле, я больше за идею. Если она интересная, почему бы и нет?
Ханга:
- Я бы в начале хотела бы получить точное разъяснении е: в чем разница между сериалом и мыльной оперой?
Богданов:
- Имеется в виде мыльная опера, как таковая и общее понятие «сериал». Правильно?
Никулин:
- Какие все ученые!
Богданов:
- Что такое мыльная опера? Есть несколько версий. Мыльная опера, это когда в Америке во время демонстрации длинных сериалов шла реклама мыла. Это была очень длинная история. Они мылились, как куски мыла. Это такая версия есть.
Сериал – это общее понятие. Сериалом может быть произведение, состоящее из четырех серий. Это понятие делится на мыльную оперу, на сериал, в котором бесконечное количество серий. Это мы. А есть короткие сериалы: 4 – 12 серий. «Закрытая школа» - это сезонный сериал. И там есть тяготение к мыльной опере. Если там будут писать авторы еще и еще, то актерам придется сниматься. И они будут это делать так или иначе. Если они не будут этого делать, то их заменят на других актеров.
Никулин:
- Это так?
Юртаев:
- Думаю, что нет. Наш сериал достаточно необычный. Впервые, я помню, год назад я шел по улице, увидел афишу нашего сериала. И там было написано «мистический киносериал». Действительно, у нас достаточно необычный киносюжет. Мы претендуем на необычный сериал. До этого никогда в России не снимали какую-то мистическую школу, где люди ходят в странных костюмах, где происходят волшебные вещи.
У нас очень много людей, которые безумно любят этот проект. И просто взять и заменить актера, такое вряд ли получится.
Ханга:
- У продюсера получится.
Богданов:
- Мыльная опера, на самом деле, имеется в виду теленовелла. Это уже более точная характеристика этого жанра. А что такое теленовелла или телероман? Это длинная история, которая по своему жанру похожа именно на большой роман, где огромное количество коллизий и героев, переплетений клубков и ситуаций. И вот это сходство с литературной формой романа и лежит в основе понимания, что такое теленовелла.
Ханга:
- Если сравнивать уровень, планку сериалов мыльных и кино, нельзя же… Это же халтура… Честно скажите.
Богданов:
- С какой точки зрения?
Ханга:
- С точки зрения… Моя подруга снималась в одном из сериалов. И сказала, что она приходила и ей давали текст чуть ли не за три минуты, выучить невозможно. Войти в образ невозможно. И это на одной коленке… Снимали они по 20 часов в сутки.
Богданов:
- Так и есть. Но давайте сравним «Запорожец» и «Мерседес». И поймем, как делается то и то. За какое количество времени и в каких условиях. И за какие деньги, что самое главное.
Харченко-Куликовский:
- И за сколько потом продается.
Богданов:
- Если мы это сравним, то мы поймем, что кино – это высшая лига, а производство длинных мыльных опер…
Никулин:
- Если определиться в понятиях, где та грань, которая проходит между сериалом и многосерийным фильмом?
Богданов:
- Грань… Я пытаюсь ту же аналогию провести. Грань в качестве. Затрат временных, финансовых…
Никулин:
- Большие деньги – большой фильм. Мало денег – сериал.
Харченко-Куликовский:
- С точки зрения производства – да.
Богданов:
- Исключительно по заказу канала делается. Мы же должны включать в два часа телевизор и их должно что-то заинтересовать.
Есть прайм-тайм, за что платят большие деньги каналы. 21.30 – вся семья у телевизора. И это одна сумма. Это тот самый «Мерседес». А есть два часа дня, когда мало зрителей. Но тоже нудно народ развлекать.
Никулин:
- А какая аудитория у «Обручального кольца»?
Богданов:
- Разнообразная.
Ханга:
- Мужчины-то не смотрят.
Богданов:
- Почему?
Ханга:
- В два часа дня!
Богданов:
- Я вам клянусь! Куда бы вы не зашли, в парикмахерскую…
Ханга:
- Но это не мужчины.
Богданов:
- Почему? Мы вынуждены смотреть это. Потому что висит один телевизор, показывает Первый канал. И мы смотрим тот или иной продукт, который идет в данный момент.
Ханга:
- Это случайный зритель.
Богданов:
- Конечно, целевая аудитория – это ценз… Например, 45+. Это когда создается история, и на это есть расчет некий. В этом смысле расчет существует. Например, наш сериал снят для 45+, для женщин, которые занимаются хозяйством, которые в большей степени даже слушают, а не смотрят. Потому что это отчасти история радио-театральная.
Я с вами согласен. Это низкий площадной жанр. Но мы же можем вспомнить комедию дель арте. Это низкий жанр, где Петрушки скачут.
Никулин:
- Я тут вспомнил фразу, которая принадлежит Агате Кристи. Она говорит, да, я работаю в низком жанре, но для людей высокого полета. Можно такое сказать об «Обручальном кольце»? Вы говорите, что домохозяйки не смотрят, а слушают…
Богданов:
- Мы принижаем домохозяек?
Никулин:
- Принижаете сериал.
Богданов:
- У этого жанра гигантское количество поклонников. И даже фанатов. Это мы по рейтингам можем понять.
Ханга:
- До нас дозвонилась один из ваших поклонников. Кирилл!
- Здравствуйте! Днем те мужчины смотрят сериал, у кого есть деньги. И кому не надо работать.
Ханга:
- Думаю, они смотрят РБК.
Никулин:
- Вы думаете, Прохоров смотрит…
- Я смотрю и те, и другие каналы. И, знаете, наши сериалы смотреть практически не могу. Я смотрю… «Закрытая школа» мне не нравится. Очень все запутано. Я смотрю сериал «Два с половиной».
Ханга:
- А почему вы не смотрите «Обручальное кольцо»?
- Наши сериалы не имеют четкого жанра. Мне нужна чистая комедия, семейная комедия, детектив, красивый детектив. Где есть прекрасный актер. Я никогда не буду смотреть сериал, где нет хорошего актера.
Никулин:
- А как вам «Глухарь»?
- Это бездарность. Мы не умеем снимать кино. Актеры, особенно мужчины, у нас просто ужасные. Чисто внешне и вообще…
Ханга:
- Это на любителя. Кстати, «Гастроном»… И актер великолепный, и тема.
- У нас хорошие актеры играют в сериале… Который играл в «ТАСС уполномочен заявить», актер известный… На него можно посмотреть.
Богданов:
- Он, правда, умер давно, к сожалению.
- И в любой момент… Еще мне нравятся инопланетяне из Королева. Гуманоиды.
Ханга:
- А вы смотрели «Обручальное кольцо»?
- Не смотрел.
Никулин:
- Но осуждаю.
- Нет. Я конкретно это не говорю.
Ханга:
- А «Закрытую школу»?
- Посмотрел. Мне не понравилось. Все запутанно. Мне нравится мужчина, который у вас в рекламном ролике. А с точки зрения актерской игры, я там ничего интересного не увидел.
Никулин:
- Актерская игра. Расскажи про своих коллег. Они заканчивали ВГИК?
Юртаев:
- У нас играет хороший актерский состав. Одна Татьяна Васильева чего стоит.
Ханга:
- Почему Кирилл сказал, что наши смотреть не может, а зарубежные сериалы смотрит? Там тоже не Клуни играет.
Богданов:
- Кстати, Клуни играл в «Скорой помощи». И начинал с сериалов.
Никулин:
- А «Секретные материалы»? «Теория большого взрыва» - достаточно популярный сейчас сериал. Но он тоже претендует на звание мыльной оперы. Ситкома большого.
Ханга:
- Почему мы их сериалы смотрим? А наши нет?
Богданов:
- Это философский вопрос.
Юртаев:
- У нас люди любят смотреть сериалы, приближенные к их реальности. Про убийства, про любовь, детективы. Даже когда мы наш сериал выпускали, люди немного боялись, это необычный жанр. А в Голливуде, там часто снимают сериалы.. Вот сейчас смотрю «Ходячие мертвецы», про вторжение инопланетян, про мертвых. Реально, там огромное количество людей, которые постоянно придумывают. У них есть новые идеи.
Богданов:
- Это скотизм нашей публики? Они не хотят смотреть реальность?
Юртаев:
- Действительно, у них хорошие сериалы. Они завораживают.
Богданов:
- Это внешняя проблема. Здесь более сложная, философско-производственно-индустриальная проблема. Знаете, чем отличается подход, как это делается в Голливуде, в том числе и сериалы, и как это делается у нас?
Я был в Голливуде. Я такой вывод делаю, который подтверждается мнением многих коллег моих. Когда группы собирается в Голливуде сделать какой-то проект, там все, от главного продюсера до человека, который подметает площадку, они все устремлены к одной цели – сделать хорошее и качественное кино. А когда у нас собирается группа, возникает огромное количество разных интересов. Например, заработать.
Ханга:
- Когда делается хорошее кино, вы зарабатываете.
Богданов:
- Правильно! Вы чувствуете разницу?
Никулин:
- Имеется в виду, что в Голливуде все направлены на одну цель. А у нас каждый преследует свои цели.
Богданов:
- Прерогатива – сделать хорошее кино. А у нас масса разных задач перед каждым. Заработать денег, «отмыть» деньги, медальку получить… Приз какой-то.
Ханга:
- Они тоже хотят «Оскара».
Харченко-Куликовский:
- Они думают, в первую очередь, о том, чтобы сделать качественное и достойное кино.
Ханга:
- А почему мы так не думаем?
Богданов:
- Это вопрос.
Никулин:
- А с «Обручальным кольцом»?
Богданов:
- Мы находимся в переходном положении, когда индустрия развалившаяся еще не сформировалась. Как это в Голливуде давно произошло. И нам в этом смысле тяжело.
Ханга:
- Давайте послушаем наших слушателей. Павел!
- Здравствуйте! Я работал в этой индустрии одно время. Когда группа начинает снимать минуты, а не кино, то это уже не очень хорошо. А пока кино снимают, когда группа хорошо работает….
Богданов:
- А почему минуты снимают?
- Торопятся…
Ханга:
- А в Голливуде не торопятся?
- Одна группа может снять в день десять минут, а может сорок пять. Как продюсерам выгодно делать…
Ханга:
- Продюсерам всем выгодно побыстрее. Только не за счет качества, наверное.
- Это приходит… Кто работал в этой сфере, поймут. Они, допустим, снимают неделю один и тот же объект, кабинет какой-то. И неделю актеры играют одно и то же. И им хочется в душе уже побыстрее, чтобы это было. И не верится…
Никулин:
- Это производственный процесс. А скажите, как зритель?
- Некоторые проекты очень приятные. Допустим, я работал в «Кадетстве». Мне нравился, как проект. В рейтинге.
Ханга:
- А в каком качестве вы работали?
- Бригадир массовки.
Харченко-Куликовский:
- Это очень важная профессия.
В кино, в его производственной науке, в самом кино важнейшим этапом является этап подготовки. Как сани смажешь, так и поедешь. И когда он делается не должным образом, это все потом вылезает на площадке. Отсюда и спешка, проблемы и финансовые, и творческие. И все это потом мы видим на экране.
Ханга:
- Но ведь везде подготовительный период…
Богданов:
- Не везде.
Ханга:
- А в Голливуде они с чистого листа начинают?
Богданов:
- В Голливуде начинают, пока не утвержден сценарий, пока не написано вплоть… Это же посезонная история.
Богданов:
- Есть очень много причин. Производственный процесс – одна из. Масса причин, которые бытовому зрителю знать необязательно. Это все вылезает на площадке.
Никулин:
- А если результат плох, надо искать причины?
Богданов:
- Почему вы думаете, что результат плох?
Богданов: