2016-04-05T18:26:20+03:00

Сочинские поисковики поставили известный подвиг Калараша под сомнение

Причиной тому стали боевые донесения немцев и пробитые пулями обломки самолета
Поделиться:
Комментарии: comments21
Дмитрий Калараш у того самого истребителя Як-7. Фото: kubplazdarm.tuapse.ruДмитрий Калараш у того самого истребителя Як-7. Фото: kubplazdarm.tuapse.ru
Изменить размер текста:

Начало 2016 года у сочинских поисковиков отметилось еще одной знаковой исторической находкой в области авиации. На горе Индюк, что в Туапсинском районе, обнаружили обломки самолета, которые поначалу даже не смогли опознать.

- Клейма на дюралевой обшивке не была похожа ни одни другие, ранее исследованные нами на местах падения советских самолетов. В тоже время остатки боекомплекта пулемета и пушки однозначно указывали на отечественное происхождение машины, - поясняет «КП» заместитель руководителя поискового отряда «Кубанский плацдарм» Евгений Порфирьев. - Ответ на вопрос о типе самолета мы нашли на лентоприемниках пулеметов - на них дважды продублировали один и тот же заводской № 820201, характерный лишь для самолета Як-7.

Собранные на склоне горы Индюк обломки советского самолета, поначалу даже не смогли идентифицировать. Фото: kubplazdarm.tuapse.ru

Собранные на склоне горы Индюк обломки советского самолета, поначалу даже не смогли идентифицировать. Фото: kubplazdarm.tuapse.ru

Долгое время поисковики не могли определить, кому же принадлежал истребитель. Спустя месяц наконец в архивах находится боевое донесение, в котором говорится, что пилотом Як был штурман дивизии подполковник Дмитрий Калараш. И именно он 29 октября 42-го отправился на задание и был сбит «мессерами». Пилот сумел выброситься с парашютом, но вскоре от полученных травм скончался.

- По всем первоисточникам того времени, в частности донесениям о потерях за октябрь 1942 года, Калараш погиб в воздушном бою с истребителями противника. Более того, в сети в большинстве доступных источников, местом гибели подполковника указан район села Лазаревское, - продолжает Евгений Порфирьев.

По обломкам Як-7 поисковикам удалось понять, что Калараш не совершал таран. Фото: kubplazdarm.tuapse.ru

По обломкам Як-7 поисковикам удалось понять, что Калараш не совершал таран. Фото: kubplazdarm.tuapse.ru

Это версия полностью не укладывалась с той, что была у поисковиков - ведь найден самолет был на западных склонах горы Индюк Туапсинского района.

ПРИКРЫВАЯ СВОИХ, ПОПАЛ ПОД УДАР

В тот день группа наших истребителей во главе с Каларашем взлетела с аэродрома базирования в Лазаревском для прикрытия Ил-2 502 ШАП в районе Туапсинского района.

В районе горы Семашхо летчики встретили противника. Один из советских самолетов был подбит и вышел из боя. Прикрывая его, Калараш сам попал под удар «мессеров», в результате чего был подбит.

По словам поисковиков, во многих исторических источниках было написано, что, отбивая атаки врагов, Дмитрий, получил несколько ранений, израсходовал весь боезапас и бросил изрешеченную машину в лобовую атаку. Противник пытался уклониться, но не успел: Калараш таранил вражеский истребитель. Однако по обломкам Як-7 поисковикам удалось понять, что Калараш не совершал таран.

- Фрагмент лопасти говорит о том, что самолет вошел в землю с работающим двигателем, - объясняет руководитель Лазаревского отделения Краевой поисковой организации «Кубанский плацдарм» Александр Гартман. - Часть обломков пробита пулями - это говорит о том, что подбит он был не зенитной артиллерией, а истребительной авиацией противника.

Еще одна трагическая случайность, которая, по словам поисковиков, фигурирует почти во всех официальных версиях - при прыжке с парашютом Калараш получил сильнейший удар в грудь стабилизатором своего же самолета.

- Важный момент - в документах, имеющихся в открытом доступе, после приземления летчика доставили в госпиталь в Туапсе, где он скончался от полученных травм, - говорит «Комсомолке» заместитель руководителя поискового отряда «Кубанский плацдарм» Евгений Порфирьев. - Калараш встречается в книгах практически всех авторов, пишущих о воздушных боях в туапсинском направлении. И большинство из них склонны излишне героизировать обстоятельства последнего боя Дмитрия Леонтьевича, приписывая ему таран немецкого истребителя Ме-109. Изучение немецких архивов однозначно указывает на то, что 29 октября 1942 года, немцы не потеряли под Туапсе ни одного «мессера», как впрочем, и 30, и 31 октября. В жизни Дмитрия Леонтьевича было достаточно героических подвигов, и он не нуждался в том, чтобы ему приписывали то, чего он на самом деле не совершал, и мы не будем этого делать.

По словам поисковиков, воздушная дуэль советского аса Дмитрия Калараша с немецким пилотом Герхардом Баркхорном могла закончиться иначе, если бы они сошлись в честном поединке. Но 29 октября 1942 года Калараш не мог себе позволить открытой схватки, у него была другая задача – прикрывать своих.

Калараша удостоили звезды Героя Советского Союза – указ об этом был подписан через две недели после боя, но представление было готово задолго до этого. Фото: kubplazdarm.tuapse.ru

Калараша удостоили звезды Героя Советского Союза – указ об этом был подписан через две недели после боя, но представление было готово задолго до этого. Фото: kubplazdarm.tuapse.ru

- Любой ценой обеспечить выполнение задания штурмовиками и вернуться их на базу. И эта задача была выполнена ценой жизни командира. Все штурмовики вернулись домой без потерь, - добавляет Евгений Порфирьев.

Тем не менее, Калараш удостоили звезды Героя Советского Союза – указ об этом был подписан через две недели после боя. Однако представление к награде было готово еще до вылета на последнее задание и наградили Дмитрия Леонтьевича не за подвиг, который поставили под сомнение, а за 14 лично сбитых им вражеских самолетов, и за шесть - в составе группы. Однако Звезду Героя он получил посмертно. Помимо этого звания, Калараш был награжден двумя орденами Ленина и Красного Знамени, получил он и Знак Почета.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также