Образование в России13 апреля 2016 14:30

Олег Янушевич: «Врачи всегда являются носителями особой культуры»

В гостях у «Комсомолки» профессор Олег Янушевич - ректор Московского государственного медико-стоматологического университета имени А. И. Евдокимова, доктор медицинских наук
Ректор Московского государственного медико-стоматологического университета имени А. И. Евдокимова, доктор медицинских наук, профессор Олег Олегович Янушевич.

Ректор Московского государственного медико-стоматологического университета имени А. И. Евдокимова, доктор медицинских наук, профессор Олег Олегович Янушевич.

Олег Олегович Янушевич рассказал читателям «Комсомолки» о том, как сегодня готовят будущих врачей, и почему одними медицинскими знаниями учеба не ограничивается.

Каждый будущий стоматолог мечтает попасть в МГМСУ, хотя готовят здесь не только зубных врачей. Сегодня в университете идет работа на 11 факультетах - стоматологическом, лечебном, экономическом, факультете педагогического образования в высшей медицинской школе (ФПО), факультете довузовской подготовки (ФДП), факультете клинической психологии, московском областном факультете, факультете пенитенциарной медицины, факультете последипломного образования (ФПДО), факультете среднего профессионального (медицинского) образования, факультете социальной работы. Студенты и аспиранты постоянно работают на 33 33 межфакультетских кафедрах. Кроме того, в МГМСУ есть магистратура, аспирантура, докторантура, интернатура, ординатура, диссертационный совет по защитам кандидатских и докторских диссертаций. Неудивительно, что абитуриенты со всего мира мечтают оказаться в числе студентов этого университета. Как давно началась работа с зарубежными ребятами?

- Олег Олегович, ваш университет признан лучшим стоматологическим вузом России. Расскажите об истории вашего вуза - как давно вы стали принимать иностранных студентов? Как много у вас сегодня учится ребят из стран ЕАЭС?

- Среди иностранных студентов это основной контингент, на который мы сейчас делаем упор. Хотя у нас традиционно было много ребят и из Ливии, и из Сирии, из Ирака, Ирана – все они с удовольствием приезжали в наш университет, потому что наш диплом там высоко котируется. Но последние международные события привели к тому, что студентов из этих стран стало намного меньше. Мы сегодня не очень плотно сотрудничаем с Индией, потому что индийские образовательные стандарты отличаются от наших. И так сложилось, что нашими главными зарубежными студентами стали те, кто приезжает из постсоветского пространства. Выигрывают все - у нас же действует единый образовательный стандарт, а это значит, что наш выпускник, вернувшись домой – в Армению, Азербайджан или Белоруссию – может сразу же идти и работать. В перспективе, конечно, будут проработаны вопросы выдачи двух дипломов совместно с европейскими вузами, но пока что студентам из бывшего Советского Союза проще и удобнее получить высшее образование в нашем университете.

- Какие специальности больше всего востребованы у студентов из этих стран?

- Мы - головной стоматологический вуз страны. И стоматология, естественно, пользуется у нас наибольшим спросом. Но и на лечебном факультете иностранных студентов у нас достаточно. Тем более, что уже после окончания основного курса лечебного факультета студентам надо выбрать свой профиль, специализацию – тогда они идут учиться на терапевтические направления, кардиологию, гастроэнтерологию, хирургию, урологию, кардиохирургию, нейрохирургию – это именно те направления, которые востребованы иностранными студентами.

- Вы как-то отслеживаете судьбу своих выпускников?

- Да, у нас есть ассоциация выпускников, хотя, конечно, она восстановила свою работу только в последние три-четыре года, и наблюдать за жизнью и карьерой наших выпускников, получавших дипломы в девяностые, нулевые годы мы, к сожалению, в полном объеме не можем. Но надо отдать должное – они свою альма-матер помнят. Ну а с теми, кто выпустился относительно недавно, мы поддерживаем связь - все в основном трудоустроены, успешно работают. А многие уже даже возглавляют крупные организации, и даже страны!

- Ваши студентки из Киргизии рассказывали, что они поступали в ваш вуз, сдавая экзамены еще у себя в Бишкеке. И были зачислены. Получается, что у вас большая международная программа по поиску талантливых абитуриентов для учебы в вашем вузе? Или как это происходит?

- Это не наша внутренняя программа – так мы взаимодействуем через Россотрудничество, и, надеюсь, будем взаимодействовать дальше. Это наиболее удобно, безопасно и для нас, и для абитуриентов, которым не надо до решения вопроса о зачислении совершать сложные поездки в другую страну.

- Насколько легко первокурсники из других государств адаптируются к учебному процессу, к жизни в нашем мегаполисе? Как организуют свою внеучебную жизнь?

- У нас в вузе достаточно обширная внеучебная программа. Как минимум, раз в месяц у нас проходит какое-то университетское мероприятие. Кстати, мы лет уже 12 проводим международный день студента-медика: к этому мероприятию у нас приурочено начало года, когда первый курс приходит. Ребята начинают знакомиться, общаться, собираются в группы и компании – и не только по национальному признаку, просто по интересам. Мы также понимаем, что сегодня нельзя недооценивать социальные сети – главные интеграторы информации для молодежи. МГМСУ имеет одну из самых сильных групп ВКонтакте. Ребята ее сам и ведут. Мы на это никак не влияем. Кроме того, у нас есть местное телевидение, активная самодеятельность, КВН, спортивные секции. У студентов и аспирантов есть все возможности гармонично развиваться, а не только учиться.

- Не секрет, что врачи – это не только люди, которые лечат, это особая группа людей, которые являются носителями культуры в широком смысле…

- Именно так, да, врачи – это особая каста. Это не только медицинские знания и навыки, но и носители культуры всегда в своей среде. И мы уверены, что наши выпускники смогут быть носителями великой российской культуры в своей стране. То, что они получают тут помимо врачебных знаний, невозможно переоценить – это такой настоящий русский дух, который сломать невозможно. Мы все воспитаны на одних и тех же идеалах, и хорошо, что они никуда не делись с распадом СССР на отдельные государства. Потому что наши идеалы - это гостеприимство, радушие, любовь к ближнему. И как бы это сейчас не пытались испортить финансово-денежными отношениями, агрессивной средой, которая влияет на все мировой сообщество, мы уверены, что самое главное в наших отношениях сохранится навсегда. Кстати, по этой же причине у студентов из стран ЕАЭС практически не возникает проблем с адаптацией, хотя Москва – сложный город даже для россиян. Как правило, достаточно года-полутора, чтобы привыкнуть к столичному ритму и образу жизни. Мы максимально стараемся собираться с первокурсниками, разъяснять им все тонкости. Особенно стараемся помочь тем, кто живет в общежитии. Если у них появляются какие-то житейские проблемы - включаемся и помогаем.

- Ваши студенты рассказывали, что ни в одном медицинском стоматологическом вузе России нет таких возможностей для технического освоения специальности. Насколько это влияет на уровень подготовки специалистов, которые выходят из вашего университета?

- Я думаю, что крайне важно это не только для нашего вуза. Для любого стоматологического университета и факультета важно, насколько он оснащен для освоения мануальных навыков. В мировой образовательной практике считается идеалом, когда соотношение количества стоматологических установок и количества студентов на одном курсе – один к одному. А у нас - 1,25. Это означает, что у нас стоматологических установок даже чуть больше, потому что мы ведем активный учебный и лечебный процесс. Кстати, сейчас в России есть некоторое перепроизводство специалистов-стоматологов, потому что большое количество вузов ведет эту подготовку. И я, как главный стоматолог, пытаюсь влиять на это: надо понимать, что если дальше внутри России мы трудоустраивать выпускников, то прием на стоматологические специальности придется уменьшить. Но к приему иностранных студентов это не относится. Более того – мы были бы рады как можно скорее увеличить прием абитуриентов из-за рубежа. Мы в этом направлении ограничены только одним - количеством мест проживания в общежитии. Прежде, до введения приема в вузы по итогам ЕГЭ, у нас все-таки больше поступали абитуриенты из московского региона, которые жили у себя дома. А сейчас у нас только целевой набор составил 80 процентов. Наши общежития рассчитаны максимум на 1800 мест, в то время как реально нам требуется не менее 3-5 тысяч.

- Если вернуться к международной учебной и научной деятельности – в каких программах еще принимает участие ваш вуз?

- У нас очень хорошо развито межвузовское сотрудничество, мы имеем 48 договоров с разными университетами мира. Среди них Ла Сапиенца в Риме, один из старейших университетов Европы, также Ницца, недавно мы подписали соглашение с Лионом и Миланом, работаем с Парижем, немецкими и американскими учебными заведениями. В рамках этого сотрудничества мы осуществляем обмен студентами. Эти студенты, иностранные в том числе, могут отправиться на учебную стажировку на 9 месяцев. У нас порядка 30 студентов в год за счет правительственной и президентской программы уезжают на 9 месяцев обучаться в разные вузы мира. Мы стараемся, чтобы это были студенты старших курсов.

У нас и научное сотрудничество в этом направлении идет. Например, совместно с японскими вузами мы сейчас занимаемся клеточными технологиями по выращиванию зуба. Много внимания уделяем робототехники – здесь, в основном, с американскими партнерами: у нас есть группа студентов под руководством Робототехника. Здесь с американцами. И группа под руководством Дмитрия Пушкаря, главного уролога России, сегодня создает отечественного робота для урологии. И это только часть нашей серьезной научной работы, к которой мы готовы привлекать студентов и аспирантов из самых разных стран мира.

_____________________________________________________________________________

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта для реализации социально значимого проекта «Образование в России – путь к взаимопониманию и сотрудничеству в XXI веке» в соответствии с распоряжением Президента РФ от 01.04.2015 №79-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией – Общество «Знание» России.