Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Общество27 апреля 2016 12:36

Про космодром Восточный, ракету «Союз» и информационный продукт

Перенос запуска - событие из разряда «хорошо», уверен наш колумнист
Александр Милкус: "То, что произошедшее сегодня на космодроме Восточный – это событие из разряда «хорошо»." ФОТО: Евгения ГУСЕВА+Михаил Метцель/ТАСС

Александр Милкус: "То, что произошедшее сегодня на космодроме Восточный – это событие из разряда «хорошо»." ФОТО: Евгения ГУСЕВА+Михаил Метцель/ТАСС

Значит так: ракету «Союз» спасла автоматика, вовремя заметив сбой и отключив системы за 1,5 минуты до старта. Может быть, спасла не только ракету, но и сам стартовый стол. И еще три спутника.

Между прочим, ракета, спутники и инфраструктура нового космодрома были застрахованы на 8,4 млрд рублей. Для нас эти лишние деньги?

Устал объяснять: то, что произошедшее сегодня на космодроме Восточный – это событие из разряда «хорошо». Много хуже было бы, если б повторилась история как с печально знаменитым пуском ракеты «Протон-М» 9 июля 2013-го. Тогда ракета рухнула через минуту после старта. Три новеньких навигационных спутника «Глонасс-М» погибли. А причина оказалась простой: при монтаже датчики угловых скоростей рабочие установили вверх ногами.

Восточный – космодром новый. Пока тут только одна стартовая площадка. Ракета «Союз 2.1» - тоже новая, цифровая. Не сомневаюсь – специалисты разберутся и запустят. Тогда, когда сочтут нужным. Важно, что ракета жива, спутники…

Казалось бы, другой интерпретации событий на космодроме не должно было быть.

Но… Какой-то умник из известного информационного агентства выдает откровения от «неназванного источника» - мол, если из ракеты сольют топливо, тогда ее в резервный день (то есть 28 апреля) не запустят. А раз так, то вообще дело швах, и мы снова проиграли.

Ну да, никакой тайны нет – если топливо сольют, ракета не полетит. И если из машины слить бензин – она не поедет. Это азбучные истины. Но на момент появления этой «новости» на сайте, никто топливо из ракеты на сливал. Мало того, шла работа по устранению причины неисправности.

Но в заметке про топливо в конкретном «Союзе» на Восточном хитро умолчали. Пойди пойми что на самом деле. И поднимается волна по СМИ, где зачастую работают люди, не шибко разбирающиеся в космической тематике (а они и не должны разбираться, они новостями занимаются - сегодня одними, завтра – другими), ох, ах, на Восточном все плохо. Топливо сливают…

В погоне за перепостами, за цитированием выдается по сути дезинформация.

Людям морочат головы.

И благо бы морочили как-то безобидно. Но ведь вот из таких мелких подтасовок, легких натяжек и создается то, что называется устойчивым общественным мнением. Мол, ха-ха, смотрите, они даже ракету запустить не могут.

А это ведь чушь полная. Когда ракету (любую) устанавливают на стартовый стол, всегда определяют резервные даты пусков. Техника сложная, погода не всегда предсказуема. С американского космодрома на мысе Канаверал частенько пуски переносят. Бывает, снимают ракету и снова готовят к пуску. С космодрома Куру во Французской Гвиане совсем недавно наша ракета «Союз-СТ» улетела с четвертой попытки.

Эх, если бы эти информационные усилия – да пустили на благие цели…

Сегодня я нежданно-негаданно оказался снимателем космической лапши с ушей местного населения. Дело было так: поселили журналистов в гостиницах города Свободный. Это в 80 километрах от космодрома – на самом Восточном пока мест для гостей нет, городок ракетчиков Циолковский только строится. Зашел в магазин, слышу обсуждение - как весь город сегодня высыпал на площади (некоторые даже на крыши домов забрались), чтобы пуск посмотреть. Посудили-порядили, и продавщица подытожила:

- Ну и хорошо, что не взлетела, не будет нас травить!

- Почему травить? Кто это вас травить собрался? – не выдержал я.

- Так ясно дело – ракета ведь на ядовитом топливе!

- Да откуда тут ядовитое топливо? «Союзы» - экологически чистые ракеты, топливо - кислород-керосин. И «Ангара», которая тут будет летать, тоже чистая ракета! Вы что?

- А рабочие, которые там работают, рассказывают, что к нам на Восточный гептил завезли…

- Пусть ваши рабочие почаще закусывают! На гептиле летают «Протоны» с Байконура. Здесь таких ракет не будет!

- Не может быть! – заохала толпа.

Через несколько минут уже на улице Ленина, аккурат перед памятником стоящему с протянутой рукой Ленину, меня дергают за рукав:

- А что, правда, у нас будут летать отравленные ракеты? – волнуется серьезная женщина лет тридцати, слышавшая краем уха наш разговор в магазине.

- Аааа! Опять! Да откуда вы это взяли?

- Так рабочие говорят…

Минут двадцать снова разубеждал я мигом собравшийся люд. Рассказывал, сколько новых рабочих мест появится. И что жилье специалистам в Циолковском будут давать. Дома строятся. Народ слушал, удивлялся и было ясно что они очень туманно представляют то, что происходит у них под боком. Только в стиле «а рабочие сказали».

… Мы живем в эпоху искаженной информационной картины. Нужную, точную, понятную и важную для жизни информацию люди зачастую не получают. Зато передернуть, подтасовать – просто чтобы народ понервничал – это милое дело.

Обидно, честно слово…