Премия Рунета-2020
Казань
+16°
Boom metrics
Звезды23 мая 2016 11:40

Леонид Лундстрем: «Фильм не о джазе. Джаз это повод к тому чтобы быть людьми, как у нас в семье»

Племянник одного из самых известных джазменов приехал в Казань, чтобы вместе со съемочной группой «НТВ» восстановить в памяти лучшие годы жизни знаменитого родственника и показать, как стоит жить
Источник фото: телеканал «НТВ»

Источник фото: телеканал «НТВ»

На днях в столицу Татарстана не инкогнито, но и не афишируя свой приезд наведался племянник того самого Олега Лундстрема – Леонид Лундстрем. Помимо фамилии он унаследовал от знаменитого дяди любовь к музыке и оптимизм, коими не скупясь, поделился с местными журналистами.

В октябре на телеканале «НТВ» покажут фильм «Олег Лундстрем. Культурный код» о создателе джаз-оркестра Лундстрема, который был мега-популярен в 60-80-е годы прошлого столетия. С этим джаз-бэндом в свое время работали многие звезды, начиная Аллой Пугачевой и заканчивая Ириной Понаровской, но все началось в 30-е годы, когда в далеком Харбине в руки Олега Лундстрема попали записи оркестра Дюка Эллингтона.

Именно подготовка документального ТВ-фильма заставила Леонида, продюсера Александра Максимова и съемочную группу наведаться в Казань. Съемки пройдут также в Шанхае и Европе. За 52 минуты создателям фильма предстоит рассказать самое интересное из 90 лет жизни Олега Лундстрема.

Съемки проходили не только в Казани, но и Зеленодольске. Источник фото: телеканал «НТВ»

Съемки проходили не только в Казани, но и Зеленодольске. Источник фото: телеканал «НТВ»

Леонид: Герой фильма – наш дядя Олег. Я родился в Казани, но бываю здесь очень редко. Последний раз был, по-моему, лет двадцать тому назад: дядя дирижировал Волжской симфонией Ключарева, а я помогал, будучи концертмейстером у казанского симфонического оркестра. И новую Казань я не видел. Сейчас пойдем к себе, на улицу Волкова. Там остался наш дом, где родился я и моя мама.

- Для всех Олег Лундстрем - легенда. А для Вас?

Леонид: Во-первых, часть моей жизни. И не только он, ведь Олег Лундстрем это не просто человек сам по себе, а некая общность людей. Его оркестр это друзья, музыканты, и для меня в некотором роде пример того, как нужно жить. Потому что это были не только хорошие люди и замечательные музыканты, а семья. Они не просто делали одно дело, но и жили, как мне представлялось с детства, так, как и нужно жить, потому что они все друг друга любили и служили своему делу с благоговением и радостью.

- Кому принадлежит инициатива снять этот фильм?

Александр: Мы давно работаем с «НТВ», и уже не первый год делаем телевизионные документальные фильмы. И с Леонидом мы тоже общаемся. Так вот когда он больше года назад обмолвился о том, что в этом году Олегу Лундстрему исполнилось бы 100 лет, мне показалось, что судьба этого человека настолько значительна, что об этом стоит рассказать. На телеканале идею приняли, и журналистка Татьяна Миткова тоже откликнулась.

Леонид: Сама Татьяна окончила музыкальное училище как пианистка. Я-то сам тоже джаз не играю, я скрипач. И когда мы с ней в первый раз разговаривали, пришли к выводу, что нас обоих, может быть, больше интересует классическая музыка. Но дядя Олег как явление и музыкальное, и человеческое выходит за рамки джаза, и сам по себе - явление классическое, в некотором роде образцовое. И в этом смысле мы нашли общий интерес не локально джазовый, а глобально музыкально классический и просто человеческий. На этой почве у нас фильм не о джазе. Джаз это повод к тому чтобы быть людьми, как получилось у нас в семье.

- Будут ли в фильме затронуты судьбы других людей, которые были в этой ауре джаза? Имеются в виду Анатолий Василевский, Виктор Деринг.

Леонид: С Василевским вчера съемочная группа «НТВ» общалась. Единственное, я не знаю, насколько формат такого фильма позволяет углубляться. Но у нас есть сценарист. Конечно, за 52 минуты нужно охватить и первые годы, быть может, чуть-чуть Читу, Харбин, Шанхай, Казань, Москву и гастроли во Францию, Америку, по бывшим нашим родным Чехословакии, Польше и Болгарии. Не знаю, насколько это уместится.

За фильм взялась известная журналистка Татьяна Миткова. Источник фото: телеканал «НТВ»

За фильм взялась известная журналистка Татьяна Миткова. Источник фото: телеканал «НТВ»

- Просто благодаря Лундстрему и после него Дерингу Казань стала джазовым городом, и сегодня все это продолжается. «Лундстремовцы» даже моду сюда свою привезли.

Александр: У нас работает очень хорошая группа, и мы пытаемся сейчас найти максимум того, что сохранилось. Благодаря семье, например, сохранился родовой дом в Подмосковье, где Олег Леонидович жил долгие годы после переезда из Казани. Мы нашли сундуки, в которых все это привозилось сюда.

Леонид: Это вы их нашли, а мы и не теряли! Они деревянные, и мыши очень хорошо их проедали. Во времена то ли до Перестройки, то ли во время, когда продукты закупались, мы пытались складывать туда что-то.

Александр: Ноты, партитуры… И все это обязательно будет представлено в фильме. Сейчас ведется работа в архивах. Мы хотим показать судьбу, которая была у оркестра, потому что на наш взгляд она была непростая и были моменты, когда им приходилось принимать непростые решения, например, о переезде из благополучного Китая в СССР, в неизвестность. Потом переезд из Казани в Москву.

Леонид: Хочется показать ведь еще, как люди жили. Потому что мне кажется, что жизнь дяди Олега и его друзей может быть ярким примером, иллюстрацией к жизненному принципу «Делая, что должно, и будь, что будет». Я родился в 1957 году здесь вместе с новым рождением оркестра и наблюдал за тем, как все это происходит. У них никогда не было никаких сомнений, они всегда не унывали и смотрели совершенно спокойно на то, что будет, а поступали всегда очень взвешенно. Интересно, что никогда в жизни я не слышал в их разговорах никакой конъюнктуры, мол, «А что бы там заработать», «А что бы там куда-то проскочить», или в этом духе. Речь всегда шла исключительно о деле и о том, чтобы сделать его так, как у дяди Олега было принято - поставив себе самую высокую планку.

- А сегодня можно так жить, как думаете?

Леонид: Необходимо так жить всегда, другого выхода нет. А как иначе? В любом другом случае человек несвободен. Только будучи свободным, человек может стать самим собой и быть равным самому себе.

- «Дядя Олег» звучит фантастически, все-таки речь идет о легенде…

Леонид: Последние девять лет жизни, после смерти его жены, мы жили со всей моей семьей у него на даче. Ну а что говорить, он с детства был для меня Дедом Морозом. Когда мне было пять лет, он подарил костюм, это было что-то невероятное. Каждый год на Рождество он всем своим близким дарил подарки, которые собирал в течение года. И в последние годы жизни у него была мечта облагодетельствовать всех своих близких: кому-то купить квартиру, кому-то машину, кому-то рояль. Возможностей для этого не было, конечно.

- Судя по всему, на него произвела большое впечатление татарская музыкальная культура?

Леонид: Да, но тут как… Они были в самом лучшем смысле слова прагматиками, то есть делали то, что жизнь подсказывала. Например, когда еще жили в Шанхае, всем оркестром просились на войну, но их не взяли. Тогда вместе с моим отцом они решили окончить там французский архитектурный институт, потому что по возвращении сюда, а в нем не было сомнений, нужно будет строить. В той ситуации, которая была, они старались сделать все лучшее. Поэтому когда музыканты попали в Казань, то стали рассматривать ее среду. А если бы приехали в Ханты-Мансийск, то наверняка нашли бы что-то интересное в его культуре и каким-то образом ее отразили. Не говоря уже о том, что татарская пентатоника иная, чем китайская, но все-таки это пентатоника, и между ними есть какая-то близость. А в результате эта татарская среда и культурный код стали для них близкими, родными. Так что они просто передавали то, что у них есть, тем более что у моего отца жена, моя мама, татарка, фамилия ее Губайдуллина, так что это еще и «проросло».

Современники утверждают, что оркестр Лундстрема привез в Казань не только музыку, но и моду. Источник фото: телеканал «НТВ»

Современники утверждают, что оркестр Лундстрема привез в Казань не только музыку, но и моду. Источник фото: телеканал «НТВ»

- Они были счастливыми людьми?

Леонид: Да, они были по-настоящему счастливыми. И мы с сестрой, есть ощущение, что всю жизнь были счастливые, потому что у нас в семье всегда была любовь. И в оркестре была любовь: все друг к другу относились с любовью и уважением. Ну и по отношению к музыке. Олег был тут главный, конечно, но такой же, как и все, по-товарищески. Ребята не давали ему зазнаваться. В фильме хочется показать, как прожил человек в такие по-хорошему трагические времена. Он ведь родился до революции и умер в 90 лет. У них всегда был выбор, их и в Австралию звали, предлагали контракты, в Америку, в Новую Зеландию, но они отказывались. Конечно, жены задумывались, потому что они были потрясены, переехав сюда, променяв личного водителя на «Бьюике» на Зеленодольск, оказавшись за экранной ширмой, на которой показывали кино. А ребята смеялись!

- Сколько дней будете снимать в Казани?

Александр: Сегодня и завтра. Ребята уже сняли интервью с Василевским, сыном Деринга, сыном Ключарева. В субботу, 21 мая, были съемки в консерватории и филармонии.

Леонид: Еще снимем дом на улице Волкова, где раньше трамвай-двойка останавливался. Там живет моя двоюродная сестра. И еще в Зеленодольск поедем. Я сегодня в консерватории с удивлением увидел в расписании мероприятий фестиваль «Лундстрем-фест» и даже якобы там играли симфонию Олега Лундстрема. Странно, что я ничего об этом не знаю. Тем более его симфонию никогда не исполняли, и если они это сделали, это должно быть интересно.

Александр: На самом деле, это полноценный документальный фильм с очень глубокой проработкой.

Леонид: Во всяком случае, я сам узнал очень много того, о чем раньше не слышал. Всего ведь не упомнишь. Очень глубоко они копнули, даже удивительно.

Именно так выглядит дом семьи Лундстремов. Источник фото: телеканал «НТВ»

Именно так выглядит дом семьи Лундстремов. Источник фото: телеканал «НТВ»

Александр: Стоит рассказать, что в рамках этого проекта, а он действительно уникальный, мы договорились, что подготовим и выпустим настоящую виниловую пластинку, на которой прозвучат произведения Олега Лундстрема последнего периода его жизни в исполнении ансамбля Леонида Лундстрема и посвященные ему.

- Сценарий корректируется по ходу работы?

Александр: Да. Есть основной сценарный план, мы знаем, где и что хотим снимать, с кем бы нам хотелось побеседовать, но порой удается найти что-то неожиданное, не известное ранее. В Казани, например, нам удалось найти очень интересные архивные материалы, в том числе из компетентных органов, которые обязательно будем использовать в фильме. Все-таки когда шанхайцы приезжают в Союз, были фильтрационные лагеря…

Леонид: Скажем так, все обо всех все знали! Правда, им и скрывать-то было нечего. Мне самому интересно посмотреть, что получится. Сценарист Андрей Шилов очень глубоко копнул, и фильм сам по себе получается в таком «дядеолеговском» стиле.