Экономика9 июня 2016 15:30

«Эффективность» особых экономических зон: Вложили четыре рубля - получили один

Программа развития ОЭЗ может быть приостановлена
Путин поручил правительству временно прекратить создание новых особых экономических зон.

Путин поручил правительству временно прекратить создание новых особых экономических зон.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Президент Владимир Путин поручил правительству временно прекратить создание новых особых экономических зон. А старые - передать в управление регионам. Решение приняли после доклада главы контрольного управления президента Константина Чуйченко. Из него следует: с 2006 года на создание 33 действующих ОЭЗ потрачено 186 млрд. рублей. А вот обратно в виде налогов и таможенных платежей вернулось только 40 млрд. На создание одного рабочего места в зонах потрачено примерно 10 млн. рублей. А это средняя зарплата российского работника за 25 лет!

- Особые экономические зоны, по идее, должны были подтолкнуть развитие регионов. Очевидно, это не везде произошло, - рассуждает Сергей Зеленов, председатель комитета по налогам «ОПОРЫ России». – Тут свою роль сыграло несколько факторов. Во-первых, нет гарантий инвесторам. Особая экономическая зона – это временный статус. Срок истечет, и что будет с этой территорией дальше? Сможет ли она служить базой для предприятия и дальше? А во-вторых, зачастую очень остро стоит вопрос инфраструктуры. Нельзя огородить чистое поле, назвать его «Особой экономической зоной» и ждать, что туда валом повалят инвесторы. Чтобы что-то развивалось, нужен продуманный проект, а тут все пустили на самотек.

Особая экономическая зона — это территория с особым юридическим статусом и льготными условиями для иностранных или отечественных предпринимателей. Резидентам давали налоговые «каникулы», льготные кредиты и скидки на аренду помещений, а также не было импортных и экспортных пошлин. Всего было четыре вида зон: промышленные, технологические, туристические и портовые.

- ОЭЗ неэффективны в силу малой привлекательности для бизнеса. И это было понятно с самого начала, - говорит Павел Геннель, гендиректор «Российско-Европейского инвестиционного консорциума». - Не слишком выгодное с точки зрения логистики и рынка труда положение и относительно небольшие льготы не оправдывали усилий по развертыванию в таких зонах производств. Кроме того, процесс получения «резидентства» в ОЭЗ был сильно забюрократизирован. А сами зоны не имеют внятной концепции развития, отвечающей хотя бы на вопрос «Зачем именно здесь производить именно эти продукты?».

Исходя из доклада Чуйченко, минимум десять зон настолько неэффективно использует бюджетные средства, что их можно смело закрыть. В Минэкономразвития эту информацию «КП» не подтвердили.

- Сейчас есть только поручение о разработке единых подходов к Особым экономическим зонам, - объяснила Елена Лашкина, пресс-секретарь ведомства. - И Минэкономразвития ведет работу в нескольких направлениях. Первое – разрабатываем новый порядок создания и функционирования ОЭЗ. Второе – работаем с регионами, теперь все полномочия по управлению зонами будут принадлежать им.

«Сворачивать» производство в нормально действующих экономических зонах никто не собирается. Тем более что некоторые считаются вполне успешными: например, в том же Питере, Липецкой, Калужской и Томской областях, а также в Татарстане на территории ОЭЗ находится по несколько десятков стабильно работающих производств.