Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Политика20 июля 2016 10:10

Павлу легко было стать «врагом»

Почему в Минске и Москве Шеремет хлопал дверью. Но роковым это стало для него в Киеве... [видео]
Журналист Павел Шеремет был убит утром 20 июля в Киеве, в его автомобиле сработало взрывное устройство.

Журналист Павел Шеремет был убит утром 20 июля в Киеве, в его автомобиле сработало взрывное устройство.

Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети

До сих пор помню свое удивление от знакомства с Павлом Шереметом. Меня пригласили на передачу в студию Общественного российского телевидения (ОТР), как только что вернувшегося с киевского Майдана. И через пять минут эфира, помню, я круглыми глазами смотрел на ведущего, как смотрят на какую-то редкость, каким-то чудом сохранившуюся реликвию... Павел очень старомодно вел эфир. В нем не было идеологии. Это была уже забытая тележурналистика когда-то водившаяся у нас в 90-х, без пропагандистской лоботомии, без затаптывания оппонентов. Шеремет не навязывал свою точку зрения, хотя явно ее имел. Он давал высказаться всем - в его эфире «укропы» на равных бились с «ватниками», и наооборот. Было по-журналистки интересно, вкусно, достойно. Шеремет создавал в студии маленький островок свободы и что самое главное, самое редкое - профессиональной честности.

Помню, отвыкшие от такого равноправного разговора, мои соседи по студии, рвали на груди галстуки и нервно шептали, зло посматривая на оппонентов - «почему он дает им говорить?!»

Один, не найдя других аргументов, даже крикнул Шеремету - «вы враг?»

Павел, помню, улыбнулся по-белорусски безмятежно и пожал плечами... Я тогда еще подумал — его передача долго не протянет, она против природы. Пресса, телевидение уже вставало на рельсы информационной войны, ну а какая объективность может быть во время войны...

Тут очень легко стать врагом...

Шеремет через месяц пригласил меня на передачу снова.

А потом ее конечно же закрыли.

Как скажет потом Павел - гендиректора ОТР Анатолия Лысенко «замучили письмами с просьбами разобраться с сигналами общественности по поводу «русофоба» Шеремета».

Тут журналист хлопает дверью. Пишет: «Считаю аннексию Крыма и поддержку сепаратистов на востоке Украины кровавой авантюрой и роковой ошибкой российской политики» и уезжает в Киев. В мир, где -как ему кажется — он сможет говорить, сможет писать, сможет работать.

Шеремет в отчаянном поиске этого мира провел всю свою журналистскую жизнь. В конце 90-х отсидев за свою работу три месяца в белорусской тюрьме (Павлу еще повезло, оператор его группы Завадский до сих пор считается пропавшим без вести), Павел так же бежал в Москву.

Но после работы в программе «Время», он скажет на ОРТ:

"Мне очень стыдно за то, что происходило во время выборов. Нам казалось, что мы сможем сохранить какую-то объективистскую позицию. Но во время парламентских выборов все каналы были за гранью добра и зла…"

В итоге он, по его словам, «долго смывал этот позор».

Уверен, в лихой Украине Шеремету тоже было непросто. Он сотрудничал одновременно с провластной «Украинской правдой» и осторожно-нейтральной «Украина-Вести» (здесь он вел свою программу).

Но Павел, как это у него бывало много раз, опять кому-то показался врагом...

Шеремет долго упрямо искал свой свободный мир, и погиб. Так часто бывает с хорошими журналистами и просто - честными людьми в смутные, стыдные времена. Которые наступили.

КСТАТИ

А еще Шеремет разругался с Саакашвили

За свое стремление к объективности Шеремет страдал регулярно. Неожиданно ему досталось и от Саакашвили.

Известно, что Павел не единожды бывал в Грузии. Власти Михаила Саакашвили с симпатией относились к журналисту. Но до поры, до времени. Симпатии испарились с выпуском Павлом Шереметом книги «Саакашвили/Грузия. Погибшие мечты». Хотя издание оказалось одновременно антироссийским, антигрузинским и антизападным, в штыки восприняли книгу именно соратники Михаила Саакашвили. Павел Шеремет тогда заметил: «На меня обиделись люди из команды Саакашвили. Резко все контакты с ними оборвались, когда я показал им книгу, как они ее почитали. Значит, книга получилась более-менее объективной».

А в последнее время Павел Шеремет писал новую книгу о Михаиле Саакашвили. Видимо, о его незабываемом пребывании во властных кругах уже на Украине. И скорее всего эта книга Саакашвили опять не понравилась бы...

ЕЩЕ МНЕНИЕ

Украинская революция доедает своих детей

Дмитрий СТЕШИН

После победы Майдана, на Украину высадился целый десант журналистов и просто оппозиционеров с российскими паспортами. Кто-то, как водится, хотел половить рыбку в мутной воде политических потрясений, но большинство ушельцев были честны в своих чувствах и мыслях и собирались бороться «за нашу и вашу свободу», «против рашизма» и «кремлевской диктатуры» (подробности)