2016-08-02T09:45:58+03:00

Тимур Бекмамбетов: В Голливуде тоже много ерунды, но до нас доходят в основном конфетки

Знаменитый режиссер рассказал «Комсомолке», сможем ли мы снимать по-американски, беспокоят ли его мексиканские банды и на каком языке он видит сны за границей
Поделиться:
Комментарии: comments10
Тимур Бекмамбетов даже юбилей в работе не заметилТимур Бекмамбетов даже юбилей в работе не заметилФото: Александр ГЛУЗ
Изменить размер текста:

Лето – горячая пора не только из-за погоды. Много работы, в том числе у кинематографистов. Вот и Тимур Бекмамбетов снимает новые «Ёлки», которые выйдут на экраны перед Новым годом. После репортажа со съемок «Комсомолка» расспросила режиссера о работе и о жизни.

«ШУТКА РОЖДАЕТСЯ ПЕРЕД КАМЕРОЙ»

-Тимур, на площадке «Ёлок» чувствуется очень теплая и дружеская атмосфера. Вы специально выбираете актеров, с которыми вам комфортно?

- Да, ведь съемки - это наша жизнь. Очень много времени мы проводим вместе, сочиняя, репетируя, снимая, озвучивая. И так уж сложилось, что за много лет на этом проекте собрались люди, которым хорошо друг с другом. Близкие по духу.

- А можете ли работать с теми, кто вам не слишком нравится?

- Нет. Хотя это случается, но, к счастью, чрезвычайно редко. Мы никого никогда нарочно не прогоняем, все происходит естественно. Это такой органический процесс: когда люди так долго работают вместе, они уже становятся семьей.

- Вы позволяете Урганту и Светлакову много импровизировать, ни разу не прервали и не сказали: «А в сценарии – не так!» Это Ваш режиссерский метод – свобода?

- Это нормальный процесс для такого проекта и такого состава актеров. Ургант и Светлаков настолько фантастические импровизаторы, что был бы грех не воспользоваться их талантом. Их шутка рождается перед камерой, она гораздо смешнее и эффективнее заученной, придуманной в сценарии.

- В таком случае, много ли меняется на съемках и чему вы научили Урганта и Светлакова?

- Импровизационные моменты будут, как будут и другие радостные неожиданности для зрителя, но боюсь, что в моем пересказе шутки этих двух выдающихся артистов много потеряют. От серии к серии Иван и Сергей все лучше играют, но я не думаю, что это я их научил. Просто они необыкновенно талантливы и растут как творческие личности.

- А чему научили вас Ургант и Светлаков?

- У каждого из них – громадная аудитория поклонников, просто зрителей. Взаимодействуя с этой аудиторией, они всегда остаются актуальными, интересными. Через них можно очень хорошо понимать вкус, настроение зрителей

- Как-то вы сказали: «Мне нравится пугать людей...». Почему?

- Мне нравится смешить людей, мне нравится пугать людей. Мне нравится заставлять людей проявлять эмоции.

- Смотрите ли вы юмористические шоу по телевизору, в частности, «Вечерний Ургант»?

- Смотрю, но от случая к случаю, специально за этим следить нет возможности.

Работа - жизнь, а съемочная бригада - семья Фото: Александр ГЛУЗ

Работа - жизнь, а съемочная бригада - семьяФото: Александр ГЛУЗ

«ВМЕСТО ЕЛОК - СОСНЫ»

- В вашем доме принято было ставить елку и класть под нее подарки?

- Новый год у нас был одним из главных семейных праздников. Но там, где мы жили, елки не росли (Тимур Бекмамбетов родился в Казахстане. – ред.). Их везли грузовые поезда с севера, из России. И не елки даже, а сосны, потому что ели в дальней дороге осыпались бы. Но традиция украшать елку, делать гирлянды, шить карнавальные костюмы, класть под подушку подарки от Деда Мороза, устраивать новогодние утренники и фотографироваться была непоколебима.

- А вот день рождения вы, похоже, совсем не чтите, даже если это юбилей. (во время съемок режиссеру исполнилось 55 лет. – ред.)

- Это свойственно каждому, кто с возрастом понимает, что радоваться, в общем-то, нечему.

- Когда вас пригласили поработать в Голливуде, были сильно удивлены?

- Очень сильно.

- Было ли это мечтой?

- Никогда такой мечты у меня не было. Хотя, конечно я был обрадован.

- Вы живете на две страны, а на каком языке думаете и видите сны, когда проводите время в Америке?

- Я думаю на языке людей, с которыми разговариваю, но поскольку даже в Голливуде очень много общаюсь с русскоязычными людьми, а благодаря скайпу есть возможность и ночью разговаривать с Москвой - какие ж тут сны?

- Про работу в Америке вы сказали, что это затянувшаяся командировка. Будете ли переносить голливудские приемы работы в российское кино, или это дело безнадежное?

- Принципиально большой разницы между тем, как делается кино в Америке и в России, я не нашел. Особенно если знаешь, как снималось у нас советское кино. Когда были огромные кинофабрики, работали институты, готовящие кадры. Были кинотеатры. Не знаю, кто у кого копировал, но был индустриальный подход, когда для каждого фильма находились зрители. Но случился кризис, и наш кинопроцесс был нарушен. Сейчас он восстанавливается.

Режиссер уверен: медленно, но верно наше кино идет вверх Фото: Александр ГЛУЗ

Режиссер уверен: медленно, но верно наше кино идет вверхФото: Александр ГЛУЗ

«У НАС ХОРОШИЙ ПРОЕКТ НЕ НАХОДИТ ЗРИТЕЛЯ»

- Почему в Голливуде из любой ерунды делают конфетку, а у нас из конфетки – любую ерунду?

- Там делается очень много и ерунды, и конфеток, просто до нас доходят в основном конфетки. У нас хороший проект просто не находит зрителя: не отлажена система, когда актеры становятся звездами, один и тот жанр развивается в течение многих лет, одна тема становится культовым феноменом. А в Америке на этом все строится. В их системе есть разные фильмы, у каждого находятся свои поклонники, своя аудитория. У них есть долгосрочные планы, традиции, каноны. И у них на порядок больше средств. Это отражает отношение общества, власти к киноискусству. Впрочем, вот «Ёлки» - феномен, которого в голливудской практике нет.

- В каком районе Голливуда вы живете? Не беспокоят ли мексиканские банды, перестрелки? Можете ли вы прогуляться по городу спокойно?

- Я живу в исторической части Голливуда, в которой жили первые кинематографисты в начале прошлого века, чаплины всякие. Банды туда не заглядывают. А что касается прогулок по городу – там никто не прогуливается, а в основном разъезжают на машинах.

- Много ли вы смотрите российских фильмов? Можете назвать те, что понравились? А если рискнете – те, что не понравились.

- Я не критик, чтобы давать оценки своим коллегам, своим товарищам.

- Что нам нужно научиться делать, чтоб на Западе стали смотреть российское кино?

- Нужно делать то, что нам интересно самим. И стараться ценности нашей истории, культуры сделать популярными. Делать «как они» - у нас все равно не получится.

- Сейчас российское кино – это путь вверх или вниз?

- Незначительный, медленный путь, но - вверх.

«ЧЕРНУЮ КОШКУ ОБОЙДУ»

- Есть ли у Вас мечта о каком-нибудь фильме, как каждый актер мечтает сыграть Гамлета?

- У меня много разных идей, они очень часто меняются, но я привык о таких вещах не говорить, потому что если расскажешь - они не сбываются.

- На съемках есть тост, когда операторам желают полных метров. А что вы хотели бы пожелать сам себе?

- Себе я пожелал бы новых встреч с разными кинематографистами разных стран, работающими в разных жанрах. То есть - новых впечатлений.

- Также в первый день съемок бьют на счастье тарелку. Вы бьете?

- Конечно, мы следуем традиции и обязательно разбиваем тарелку.

- Что вообще храните, что имеет для вас ценность в материальном плане?

- Я храню свой компьютер и все, что в нем находится.

- Есть ли у вас талисман?

- У меня есть часы, которые мне подарили, и я их ношу. Хотя никогда прежде часов не носил. Не знаю, талисман ли это.

- А в приметы верите?

- Я никогда не рассчитываю, что именно тот путь, которым я иду, приведет к цели. Но уверен, если я буду идти вперед, пусть даже неизведанными маршрутами – обязательно дойду до цели. Как работают приметы, я не знаю, но те, что знаю, стараюсь соблюдать. Хотя знаю их не много. Если попадется на пути черная кошка, обойду.

ОТКРОВЕННО

«СЕКРЕТ В ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ И УСЕРДИИ»

- Многие режиссеры мечтают стать известными, но далеко не всем это удается. Что помогло лично вам?

- Я думаю, что секрет в любознательности и усердии.

- «Наш человек в Голливуде» - это почти как орден, редкие птицы. Как вы там себя чувствовали - комфортно?

- Так получается, что меня не очень увлекает роль редкой птицы. В Америке мне легче, потому что меня там меньше знают.

- Помните ли Вы самый первый фильм, какой увидели в детстве? Или тот, который произвел на Вас такое сильное впечатление, что вы сказали себе: «Я буду режиссером и никем больше». Или решение стать режиссером пришло иным путем?

-В моей жизни были два незабываемых фильма. Первый – «Гусарская баллада», помню даже мультфильм, который был перед ним. Мне было около трЕх лет, бабушка с дедушкой жили рядом с кинотеатром, и повели меня на комедию Рязанова. А потом, уже много-много лет спустя, когда я учился в Московском Энергетическом институте, я увидел «Диллинджер мертв», после которого понял, что не буду заниматься электричеством, а буду снимать кино.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также