Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Авто29 июля 2016 8:27

«Шелковый путь 2016» - Секреты Чемпионов

24 июля 2016 года завершилась одна из самых заметных не только в России, но и во всем мире гонка – ралли-рейд «Шелковый путь»
Фото автора

Фото автора

Пока не размыло дождями лютые серпантины на Урале, пока не осела пыль в бескрайних казахстанской степи, пока пустыня Гоби не поглотила последние следы бивуаков великого каравана, насладимся во всех подробностях самым сложным и самым интересным российским ралли-рейдом всех времен – «Шелковым путем 2016».

Стефан Петерансель – легенда ралли-рейдов. Ему пренадлежит рекорд «Дакара» - он выиграл знаменитый рейд 6 раз на мотоцикле и 6 раз на внедорожнике.

Стефан Петерансель – легенда ралли-рейдов. Ему пренадлежит рекорд «Дакара» - он выиграл знаменитый рейд 6 раз на мотоцикле и 6 раз на внедорожнике.

Все гонщики, как завороженные, твердили: такой сложной и продолжительной гонки они еще не видели. А ведь компания собралась выдающаяся. Безумные MINI «Икс рейда», «Синяя Армада», вездесущий ГАЗ, и, в качестве вишенки на торте – обладатели «Дакара» из «Пежо Тотал». Французы привезли не просто команду – привезли чемпионский состав и те самые Peugeot 2008 DKR, который совсем недавно завоевали подиум главного ралли-рейда планеты.

Победитель ралли-рейда «Дакар 2016» Peugeot 2008 DKR

Победитель ралли-рейда «Дакар 2016» Peugeot 2008 DKR

Пока в лужниковских дебрях все проходили техническую комиссию и готовились к старту на Красной площади, Петерансель, Депре и Лёб, присоединившийся к «Peugeot Total» лишь в январе 2016 года, делились улыбками, автографами и безграничной уверенностью. И спорить тут не о чем: команды, равной «Пежо», по всем характеристикам сейчас в ралли-рейдах попросту нет.

Сириль Депре – двукратный чемпион мира в категории «ралли-рейды» и пятикратный триумфатор гонки «Дакар» в зачете мотоциклов. Перешел в зачет автомобилей в 2014 году, подписав контракт с «Пежо».

Сириль Депре – двукратный чемпион мира в категории «ралли-рейды» и пятикратный триумфатор гонки «Дакар» в зачете мотоциклов. Перешел в зачет автомобилей в 2014 году, подписав контракт с «Пежо».

Во-первых, состав. Когда к фотосессии французской троицы присоединился Владимир Чагин, у фотоаппаратов начали сгорать матрицы. Такой коллекции трофеев в автоспорте, как у вышеописанного квартета, наверное, не существует в природе. Вмешаться в междусобойчик класса «Внедорожники» от Peugeot Total могли только Язид Аль-Раджи и наш Владимир Васильев на MINI, да и те – с оговорками.

Российские участки “Шелкового пути» знамениты бродами и обилием бездорожья. Моноприводные «Пежо» тут очень зависимы от мастерства пилотов.

Российские участки “Шелкового пути» знамениты бродами и обилием бездорожья. Моноприводные «Пежо» тут очень зависимы от мастерства пилотов.

Во-вторых, автомобиль. Багги Peugeot 2008 DKR показал на прошедшем «Дакаре», что смелость французских инженеров, поставивших на монопривод, имела полное право на существование. Благодаря только двум ведущим колесам в «Пежо» смогли здорово уменьшить вес машины, что в итоге сказалось и на скорости, и на расходе топлива, и на размере шин. Ведь с полным приводом таких ходов подвески и такой размерности колес не добиться. Так что гигантские покрышки Michelin, красующиеся на багги Peugeot, станут серьезным подспорьем на сыпучих грунтах. Про пустыню Гоби, которая станет решающим отрезком всей гонки, никто не забывал.

Себастьен Лёб – в представлении не нуждается. Самый титулованный раллист планет – девятикратный чемпион мира. Рекордсмен по числу побед, очков, выигранных спецучастков и подиумов в WRC. C 2016 года защищает цвета «Пежо»

Себастьен Лёб – в представлении не нуждается. Самый титулованный раллист планет – девятикратный чемпион мира. Рекордсмен по числу побед, очков, выигранных спецучастков и подиумов в WRC. C 2016 года защищает цвета «Пежо»

Третьим козырем французов обязана была стать команда техников и администраторов, приехавших в Россию. Сильная, многократно испытанная и сыгранная группа профессионалов, знающих свое дело, давала гонщикам дополнительные висты еще до начала гонки. Ведь уверенность в своем тылу – половина успеха. Глава Peugeot Sport, Бруно Фамин, одной своей аурой убивал всю суету в лагере «Льва» на корню. Стандартное шатание, которые бывает в каждом бивуаке на гонке, «Пежо» не касалось. Вот и рецепт успеха. Во время единственного дня отдыха, который выпал на Алма-Ату, он уделил в своем графике журналистам ровно 10 секунд. И три фразы: «можно», «это нельзя снимать» и «это секретная информация». Сдвинуть глыбу, разнюхать тайну или спровоцировать переполох в этом участке поля было невозможно.

Степи и запредельные скорости. Говорят, что багги может разогнаться до 200 км/ч по такой местности.

Степи и запредельные скорости. Говорят, что багги может разогнаться до 200 км/ч по такой местности.

А потом они поехали. То, что показал Себастьен Лёб в Казани, знатоки именовали не иначе, как волшебство. Скорость, прыжки и виражи на песке надолго запомнятся зрителям. Дальше пошли поля. Второй этап отменили из-за дождей. Ливни размыли проложенные участки настолько, что проехать по ним не смогли бы вспомогательные службы. Участники, особенно грузовики, устроили бы настоящее пиршество в «целебной», однако организаторы велели смерить пыл до степей. И там началась настоящая гонка.

Два чемпиона – Владимир Чагин и Стефан Петерансель

Два чемпиона – Владимир Чагин и Стефан Петерансель

Ралли-рейды - достаточно сложное для болельщика и журналиста зрелище. За время гонки можно посетить лишь одну точку на всем спецучастке, мимо которой на первой космической скорости пролетают машины. Если, конечно, этих железных чудовищ можно так назвать: с гражданскими собратьями их роднит лишь наличие колес и потребность в пилоте. Скорости, которые внедорожники и грузовики развивают на бездорожье, сложно представить. Поэтому и выглядит это сногсшибательно, поэтому и аварии, если случаются, то всегда серьезные. А застраховаться от них нельзя – даже опытные пилоты, такие как Себ, словивший свое на последнем «Дакаре», иногда попадаются на ловушки природы.

Заливные луга стали серьезной преградой. Такие зыбкие участки пришлось проходить на максимально возможной скорости.

Заливные луга стали серьезной преградой. Такие зыбкие участки пришлось проходить на максимально возможной скорости.

В этот раз тяжелая участь досталась Стефану Петеранселю, победителю «Дакара 2016». На пятом участке француз влетел в яму, обозначенную в легенде цифрой «2», что означает очень опасная. Очевидцы утверждают, что его Peugeot 2008 DKR шел по степи на скорости не менее 160 км/ч. Автомобиль подлетел, видимо, зацепился задними колесами за каменную ступеньку, венчавшей яму, и совершил шесть оборотов вокруг себя. Довершала сложившуюся ситуация застрявшая в песках техничка команды «Пежо». Машина разбита, подвеска практически уничтожена – приземление пришлось на переднее колесо, вокруг никого из своих. По правилам рейдов, помощь могут оказывать только участники. Садись, опускай руки.

Вязкие грунты стали серьезнейшим испытанием не только для пилотов и автомобилей, но и для шин Michelin

Вязкие грунты стали серьезнейшим испытанием не только для пилотов и автомобилей, но и для шин Michelin

5 спецучасток перевернул командную стратегию Peugeot Total с ног на голову

5 спецучасток перевернул командную стратегию Peugeot Total с ног на голову

Петерансель поступил иначе. Вдвоем со штурманом, триумфатор «Дакара» починил автомобиль и своим ходом добрался до лагеря. Да, он потерял 10 часов, а, следовательно, и всякие шансы на итоговый пьедестал. Да, в итоге он признал, что не послушал штурмана и не стал тормозить, полностью взяв на себя вину за случившееся. Остается только один вопрос: как они починили автомобиль?! В запасе у каждого Peugeot 2008 DKR, помимо двух колес, есть генератор, запчасти к коробке передач и нехитрый набор инструмента из нескольких отверток и ключей. Набор, к слову, нам так и не показали – Бруно Фамин лично запретил.

Петерансель взял всю вину за аварию на пятом спецучастке на себя. Уже сейчас, задолго до финиша, он понимает, что выбыл из гонки. Однако, это не помешает ему выиграть следующий спецучасток.

Петерансель взял всю вину за аварию на пятом спецучастке на себя. Уже сейчас, задолго до финиша, он понимает, что выбыл из гонки. Однако, это не помешает ему выиграть следующий спецучасток.

Фото: Евгений ВАСИН

Чтобы завершить описание личностных качеств знаменитого француза добавлю две истории. Во-первых, он отказался от помощи проезжавшего мимо экипажа команды «ГАЗ Рейд Спорт», хотя Вячеслав Субботин предлагал отбуксировать остатки багги в лагерь на тросу. Гонка есть гонка, все едут на результат. Во-вторых, на следующий день в алма-атинском лагере нам довелось перемолвиться с Петеранселем парой фраз. На вопрос какие небесные силы помогали ему в ремонте, он лишь устало улыбнулся и ответил: «Это часть гонки. Это моя работа». Это не просто работа. Это тот самый профессионализм, которого порой не хватает. Машину чинили до поздней ночи, когда другие шатры «Пежо» уже погрузились в темноту. На следующем этапе Стефан Петерансель был первым.

Причина – та самая авария Стефана Петеранселя. 6 переворотов через крышу и конструктивная гибель подвески. Результат – лидер зачета внедорожников потерял 10 часов и фактически выбыл из гонки за призы

Причина – та самая авария Стефана Петеранселя. 6 переворотов через крышу и конструктивная гибель подвески. Результат – лидер зачета внедорожников потерял 10 часов и фактически выбыл из гонки за призы

Машина Петеранселя своим ходом добралась до лагеря. Но механики провели с ней практически сутки – помог единственный выходной.

Машина Петеранселя своим ходом добралась до лагеря. Но механики провели с ней практически сутки – помог единственный выходной.

Фото: Евгений ВАСИН

Лагерь «Пежо Тоталь» - царство Бруно Фамина, главы Peugeot Sport

Лагерь «Пежо Тоталь» - царство Бруно Фамина, главы Peugeot Sport

Фото: Евгений ВАСИН

В арьергарде гонки осталось два «Пежо» - Депре и Лёб. Легенда ралли отставал от легенды мото всего на две минуты. А потом произошло то, что произошло. Лёб, который совсем недавно каялся в нехватке опыта в дисциплине ралли-рейдов, получил четырехчасовой штраф за недобор точек. И откатился на пятое место, открывая путь к вершине для MINI Язида Аль-Раджи и Владимира Васильева. Непрофессионально? Скорее, фартуна просто отвернулась от француза в самый неподходящий момент. Как иначе объяснить итоговое отставание Себа от первого места? Те самые четыре часа и две минуты?

Бивуак в Алма-атинском аэропорту.

Бивуак в Алма-атинском аэропорту.

Фото: Евгений ВАСИН

Гонка продолжается! Начинается самый сложный и решающий этап – пески пустыни Гоби

Гонка продолжается! Начинается самый сложный и решающий этап – пески пустыни Гоби

Несмотря ни на что, Peugeot Total гонку выиграл: Сириль Депре, тот самый, про которого судачили знатоки, мол, сырой еще, рано ему за такие команды гонять, строго выполнял план ,ехал аккуратно и быстро. И привез таки «Львам» золото «Тигра». Когда в Пекине, напротив стадиона «Птичье гнездо» Депре получал свою награду, стало понятно: мы не знаем имя победителя «Дакар 2017», но мы знаем его флаг. И на этом флаге изображен лев.

Проходить большинство природных препятствий приходится ходом – моноприводный багги не может позволить себе остановиться или сбросить скорость.

Проходить большинство природных препятствий приходится ходом – моноприводный багги не может позволить себе остановиться или сбросить скорость.

Фото: Евгений ВАСИН

Автомобиль-победитель «Шелкового пути 2016» Peugeot 2008 DKR

Автомобиль-победитель «Шелкового пути 2016» Peugeot 2008 DKR

Фото: Евгений ВАСИН