Все, что осталось от самолета. Фото: Объединение "Миус-Фронт"
Под Ростовом поисковики подняли из земли останки летчиков, погибших в сбитом бомбардировщике в 1941 году. Практически вручную извлекли из двухметровой глубины развороченную кабину самолета, фрагменты обшивки, оружие и личные вещи (монеты, часы) пилотов. Имена героев уже известны - штурман Павел Лыхопий из Полтавской области, башенный стрелок Алексей Нарижный из-под Харькова и стрелок люковой установки Владимир Дзюба (Ставрополье).
- Теперь наша главная задача - со всеми почестями похоронить героев, с родными которых мы уже связались, - говорят в объединении «Миус-Фронт».
Бомбардировщик ДБ-3Ф. Фото: Объединение "Миус Фронт"
Экспедиция проходила в два этапа. Зимой поисковики наткнулись на следы самолета, некоторое время шли споры о том, какой марки это воздушное судно. Были разные версии, в том числе — легендарный Пе-2 «Пешка» или Су-2. Точку в размышлениях поставил найденный двигатель, где сохранился серийный номер. Однако дальнейшие раскопки были невозможны из-за сильно промерзшего грунта. Пришлось основную работу вести в архивах.
Руководитель объединения «Миус-Фронт» Андрей Кудряков во время поисковых работ. Фото: Объединение "Миус-Фронт"
- Воздушное судно ДБ-3Ф входило в состав 81-го дальнебомбардировочного авиаполка, вылетело по тревоге с аэродрома Новочеркасска 17 октября 1941 года, - пояснил Андрея Кудряков, руководитель поискового объединения «Миус-Фронт».
Поисковая группа. Фото: Объединение "Миус-Фронт"
В это время немецкие войска уже подходили к Ростову, который был слабо подготовлен к обороне. Задача пилотов была нанести максимально возможный урон по 13-й дивизии 1-й немецкой танковой армии фон Клейста, которая перешла в наступление вдоль реки Миус. Однако во время бомбардировки фашистские зенитчики подбили самолет. Пилоты до последнего пытались увести машину в распоряжение советских войск, а когда поняли, что не смогут, пошли на таран колонны танков. По сути, они повторили подвиг Николая Гастелло. Покинуть горящий самолет удалось только пилоту Константину Крылову, который попал в плен, выжил, даже был представлен к награде, но в 1985 году. Его сослуживцы - Павел Лыхопий, Алексей Нарижный и Владимир Дзюба считались пропавшими без вести.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Под Орлом поисковики нашли подбитый немцами русский бомбардировщик
По уцелевшему номеру двигателя удалось установить имена геройски погибших летчиков (подробности)