Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Общество4 сентября 2016 13:06

Школьная демократия как зеркало федеральной

Наш колумнист - о том, почему в до сих пор существуют в нашей стране "поборы в школах" - как бы с ними ни боролись
Министерство образования всегда уверяло, что оно с поборами борется. В нескончаемую борьбу включилась на днях новый министр Ольга Васильева

Министерство образования всегда уверяло, что оно с поборами борется. В нескончаемую борьбу включилась на днях новый министр Ольга Васильева

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Начало каждого нового учебного года сопровождается жалобами родителей на всевозможные «поборы в школах». Хотя Министерство образования всегда уверяло, что оно с этими поборами борется. В нескончаемую борьбу включилась на днях новый министр: Ольга Васильева заявила, что школы не могут требовать от родителей покупки рабочих тетрадей, если те являются обязательными для учебы. «Если школа включает тетрадь в обязательный перечень, то она должна его обеспечить, других вариантов быть не может. Волюнтаризм здесь не допускается», – сказала министр. Ровно так же школьники должны быть обеспечены учебниками и учебными пособиями по предметам, которые входят в основную программу. За счет региональных бюджетов, напомним, которые на сегодня являются основным источником финансирования школьного образования. А они трещат по швам. Поэтому пожелания и указания чиновников, увы, расходятся с реальностью. Из серии "денег нет, но вы держитесь". У родителей, собственно два выхода: или идти выбивать деньги у начальства (в том числе в форме массовых акций), или скинуться деньгами на то, на что денег не хватило.

По данным Общероссийского народного фронта, треть родителей в среднем по стране покупает учебники за свой счет. В разных регионах число таких учебников составляет от 5 до 10 штук в год по разным предметам, хотя есть и такие, где обеспеченность учебниками и пособиями близка к 100%. Для «снижения нагрузки на региональные бюджеты» ОНФ предлагает обновлять учебники раз в 4-5 лет. Можно себе представить, по сколь потрепанным книжкам будут учиться дети на излете этого срока.

Что касается «поборов» на всякие рабочие тетради и прочее, то министр Васильева формально права, когда говорит, что «школы не могут требовать». Но она забывает упомянуть, что на самом деле они могут просить и намекать, а также ставить в известность об имеющейся проблеме нехватки средств в региональном бюджете на эти расходы. После чего в дело обычно вступает родительский комитет. Это орган «низовой школьной демократии» и собирает деньги. После чего начинаются многочисленные возмущения не желающих платить поборы, уже после чего уже идут жалобы на реакцию со стороны самого родительского комитета, а именно на «травлю ребенка», чьи родители восстали против диктатуры большинства.

На самом деле, возможности абстрактного родительского комитета, который в данном случае выступает аналогом всей нашей демократии, очень велики. В том числе он может инициировать собирать «добровольные пожертвования» на много чего, начиная от тех же рабочих тетрадей и заканчивая ремонтом школы (если кто не в курсе, Верховный суд еще пару лет назад постановил, что такие добровольные взносы законны и не являются нарушением права ребенка на бесплатное образование). Призывы недовольных «разогнать» или запретить как класс родительские комитеты – это все равно, что призывать к ликвидации, скажем, Госдумы как «совершенно ненужного института». Но вот только сначала ее не приходит выбирать почти половина населения, а другие голосуют, толком не вчитавшись в программы и лица кандидатов, а потом возмущаются тем, «что она нагородила»». Так и тут: сначала некоторые родители бездумно, или если угодно, тупо, поднимают руки за предложенный состав неизвестных им кандидатов в члены родительского комитета, а потом возмущаются «произволом и поборами». Ровно как, скажем, с попытками жильцов многоквартирного дома договориться о самоуправлении в рамках ТСЖ: сначала всем все «по барабану» и на собрание жильцов никого не загонишь, а потом все удивляются, откуда такие расценки на услуги навязанной властями управляющей компании.

Попытки отдельных родителей-бунтарей, опомнившихся, когда совершенно демократический орган школьного самоуправления начинает выступать с «непопулярными мерами», получить некую смету расходов на те или иные мероприятия, чаще всего наталкиваются на безразличие большинства других родителей. «Вам что, больше всех надо?» Им по-прежнему «по барабану», куда пошли их «школьные налоги», взимаемые демократически избранным органом самоуправления. Они не хотят ничего контролировать и ни во что вникать. Под предлогом иной раз страха от возможных «репрессий» со стороны начальства. Которые, на самом деле, конечно, возможны в виде мелкой мести, но не более того. Но как иначе научить ребенка отстаивать свое мнение перед лицом «молчаливо-послушного большинства»? На дворе все же не 1937-й год. А многие по привычке всего боятся. И не хотят «высовываться».

Ничего не напоминает эта картинка? Не так ли все происходит и на многих других уровнях нашей никак не дозревающей демократии? Отсюда ведь у многих власть предержащих и напрашивается вывод: вот когда на уровне родительских комитетов (муниципалитетов, домовых ТСЖ и пр.) люди научатся ответственному самоуправлению, в том числе ответственному подходу к собственному голосованию, тогда можно будет «налить воды» безграничной демократии и в большой бассейн. Федерального уровня.