Общество26 сентября 2016 20:45

Кто и как заработал на скандале вокруг фотовыставки с голыми девочками

Гражданская позиция продемонстрирована, снимки Стёрджеса выросли в цене
Центр фотографии не получит денег за билеты, но уже получил главное - славу.

Центр фотографии не получит денег за билеты, но уже получил главное - славу.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

«Без смущения» - так назвали противоречивую фотовыставку Джока Стерджеса ее организаторы. И так же без смущения провернули с нами, зрителями, один из главных современных фокусов - поймали на скандале. Стратегия скандала уже давно превратилась в художественную стратегию, помогающую событиям добиться желаемого интереса у публики. Ведь рейтинг не имеет ни плюсов ни минусов. Осадочек, конечно, остается, но кто про него долго помнит? Зато скажи «целующиеся милиционеры» - и сразу всплывет выставка арт-группы «Синие носы», которую со скандалом не пустили в Париж в 2007 году. Или напомни : «Мужик с топором» - и сразу ясно, что речь идет о разгроме вернисажа «Осторожно, религия!» в 2003-м.

Часть художников сознательно превращае себя в объект скандальной эстетики. За Джока Стерджеса поработало ФБР, пытаясь привлечь его по обвинению в педофилии еще в 90-х. Большим лукавством выглядят слова удрученного фотохудожника, который теперь не может понять, чем же вызван интерес публики к его работам: скандальной славой или красотой кадра?

Таким же лукавством выглядит и удивление сотрудников Центра фотографии им. братьев Люмьер по поводу сканадал вокруг выставки. Неужели не предполагали, что фотографии обнаженных девочек его вызовут? А может, на то и рассчитывали?

Во-первых, Центр фотографии далеко не новичок на рынке - он появилась еще в 2001 году и стал первой частной фотогалереей в Москве. Пережил разные времена и оказался, как и все в нынешней стуации кризиса. Искусство покупают реже, цены упали. А тут - такой скандальный автор! Устраивая выставку Стерджеса и приглашая его на открытие, вероятно, ждали большой прессы, но о фотографе написали лишь пара профессиональных ресурсов. Выставку посетили за три недели несколько тысяч человек - это подсчет куратора галереи Натальи Литвинской. Неплохо, но несравнимо с ажиотажем, который начался после публикации гневного заявления блогера Лены Миро, той еще скандалистки.

И вот неувязочка - вызывающих фотографий Стерджеса, опубликованных в блоге Миро, нет в экспозиции. Тут галеристы подстраховались, ведь не могли не знать, что еще в 2009 году Роскомнадзор заставил удалить эти снимки с нескольких сайтов, так как: «они, по мнению экспертов ведомства, тянут на детскую порнографию». И вероятная прокурорская поверка, больших нарушений не выявит.

Да, выставка закрылась на месяц раньше. Центр фотографии не получит денег за билеты, но уже получил главное - славу. Вот слова Натальи Литвинской с ее страницы в Фейсбуке: «Привет всем, у Центра фотографии имени братьев Люмьер сегодня случился «звездный час». ...Мне как никогда приятно, что моя деятельность за 16 лет набрала такой рейтинг и узнаваемость, мы дали больше 40 интервью...». А по некоторым данным, выросла цена и на снимки Джока Стерджеса: раньше на аукционе его фотографии продавали за 200-300 тысяч рублей, сейчас он может подняться вдвое.

Получается, все остались довольны. Выставку закрыли. Борцы за нравственность выразили свою гражданскую позицию. Блог Лены Миро снова в топе. А если кто-то не знал о Центре фотографии им. братьев Люмьер, то теперь обратит внимание на их новые проекты - ореол сканадальных и гонимых всегда привлекает зрителей. Остались только мы, спорящие об искусстве и табу на обнаженное детское тело. Такова «стратегия сканадала» - она всегда разделяет. И в обществе, которое не может найти общий язык по многим важным вопросам, появился еще один повод для ссор.

ВОПРОС ДНЯ

Чего тут больше: борьбы за нравственность или пиара?

Виталий МИЛОНОВ, депутат Госдумы:

- Самореклама вытесняет разговор по существу. Все получили порцию славы на провокации. Есть разница, когда делают разумные заявления и когда блокируют здание с выставкой. Это право полиции. А несанкционированные воздействия очень опасны. Так можно по любому поводу людей на улицы выводить. Есть несовершенства в нашем законе, которые не позволяют государству оперативно реагировать на подобные вызовы.

Владимир СОЛОВЬЕВ, телеведущий:

- У некоторых пиар настолько плотно сжился с их образом, что один неотличим от другого. Сразу и не поймешь, где настоящий человек, а где выдуманная оболочка. Однако поднятые проблемы - острые и важные. Нужно понять, что такое пропаганда педофилии. Что можно показывать, а что нет. Либеральная интеллигенция запускает флешмоб в защиту мероприятия. Другая часть грозится порвать на тысячи маленьких кусочков тех, кто разрешил подобное в Москве. Нужно не превратиться в ретроградов и не потерять моральные ориентиры.

Дмитрий ЧУГУНОВ, член Общественной палаты РФ:

- У активистов не было желания прославиться. Нужно было решать проблему. Многие полотна можно определить как продвижение педофилии. Думаю, необходимо создать комиссию, которая будет решать, пропускать или нет подобные экспозиции. Но, пока подобных мер не принято, мы не должны оставлять такую историю без внимания. Сам фотограф преследовался в США за причастность к педофилии. И организаторы сами приняли решение о завершении показа.

Если кто-то не знал о Центре фотографии им. братьев Люмьер, то теперь обратит внимание на их новые проекты

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

Марина ЮДЕНИЧ, писатель:

- В любом случае больше пиара с обеих сторон. Медийный шум никак несоизмерим с художественным значением этой выставки.

Светлана ПРОСЛАВСКАЯ, психолог:

- Меня волнует не то, кто больше в прессе засветился, а какой результат вышел. Выставка закрыта. И слава богу!

Антон, читатель сайта KP.RU:

- Больше других пиар получил сам фотограф и организаторы его выставки. Может, они весь этот шум и затеяли? А борцов за нравственность просто использовали втемную?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Михаил Виноградов: Дети на снимках Стреджеса представлены как сексуальные объекты

Знаменитый психиатр-криминалист проанализировал работы одиозного фотографа

Я наблюдала за этим с самого начала. Чувствовала, что тоже хочу что-то сказать, но не могла подобрать слов - найти ракурс.

Смотрела, пересматривала его фото. Ловила себя на мысли: а ведь и правда — красивые лица, красивые линии, красивый свет. Что-то неуловимое, баюкающее на черно-белых волнах.

И — тут же — понимание словно выстрел: мерзко! (подробности)

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Общественник, «закрывший» скандальную фотовыставку с голыми девочками: Это Мизулина подняла шум, а мы — просто блокировали

«КП» задалась вопросом — что за люди сорвали экспозицию работ Стерджеса и почему

У «Офицеров России» в столице примерно такое же положение, как у казаков на Кубани. С одной стороны, общественная организация никакого официального «силового» статуса не имеет. С другой — активисты «Офицеров» (сами они утверждают, что их больше 100 тысяч человек) регулярно принимаются наводить порядок там, где считают нужным.

Например, крепкие молодые люди в камуфляже с нашивкой во всю спину «Центр профилактики правонарушений» регулярно гоняют у метро нелегальных торговцев овощами и цветами. (подробности)

КСТАТИ

Активиста, облившего фото Стерджеса желтой жидкостью, посадили на семь суток

Им оказался член движения «SERB» Александр Петренко

Выставка американского фотографа Джока Стерджеса «Без смущения» открылась в Центре фотографии имени братьев Люмьер еще 8 сентября, но пристальное внимание публики получила только сейчас - после сообщения в интернете одной блогерши. Она собрала в кучу самые провокационные работы фотографа (а снимает он исключительно голых людей, в том числе и детей) и бросила их в толпу, словно кость. (подробности)

В ТЕМУ

Детский омбудсмен - о скандале вокруг фотовыставки с голыми девочками: "Это здоровая реакция общества"

Скандал вокруг экспозиции американского фотографа Джока Стерджеса, которая в начале сентября открылась в Центре фотографии имени братьев Люмьер, не стихает уже несколько дней. Десятки гневных постов в соцсетях: с одних веток летят камни - #стыдпозор-моральпопрали, с других - поют либеральные оды "высокому искусству". Свое мнение «Комсомолке» в эксклюзивном интервью высказала и уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова (подробности)

МНЕНИЯ

Дети это товар. Товар надо продвигать и продавать

Дмитрий СТЕШИН

Изначально, базис для педофилии заложила свора модельеров-гомосексуалистов, плотно обсевшая фэшн-индустрию, как мухи - разбитый арбуз. Примерно лет двадцать-тридцать назад начался этот процесс - когда на подиумах вместо нормальных женщин стали появляться бледные создания без особых половых признаков, в последней стадии чахотки. Но знающие люди моментально объяснили дикой публике, что туберкулез тут не при чем, это теперь такая модная тема, называется «героиновый шик». (подробности)

Ребята, вы всерьёз не видите разницы между голыми детьми Стерджеса и ангелочками Рафаэля?

Денис ТУКМАКОВ

Возьму грех на душу — напишу, кто во всей этой истории с детской обнажёнкой лично мне наиболее несимпатичен. Расставлю, так сказать, приоритеты, начиная с высшего:

1. Представители Минкульта, а также "общественники" из ОП РФ. Главная вина лежит именно на них — кто уж там за такое отвечает, — сперва допустивших саму выставку, а затем долгое время на неё плевавших, пока петух не клюнул (подробности)

ПРОЧИТАНО В ФЕЙСБУКЕ

Кто же привез в Москву снимки Стерджеса

Инга ПЕТРОВА

В соцсетях вовсю обсуждают личность куратора скандальной выставки. Вот, что пишет один из пользователей Владимир Новоселов (орфография и пунктуация сохранены): Знакомьтесь, эта приятная дама -Директор и куратор Центра фотографии имени братьев Люмьер Наталья Григорьева-Литвинская - именно она организатор мерзкой педафилической выставки для любителей клубнички. Утверждает, что ее цель - знакомить нас сирых с достижениями высокого фотоискусства. Разумеется участие в организации порнографической выставки отрицает: "В СМИ появилась ложная информация, о том, что на выставке «Без смущения» Джока Стерджеса представлена детская порнография. Мы хотим это опровергнуть. Фотографии детей, представленных на нашей выставке, соответствуют закону Российской Федерации. Только порядка 15% фотографий имеют изображения полуобнаженных детей"! А мы то убогие разволновались! Непонятно,как и почему выставочные залы могут размещать любую гнусность.