Звезды

Играть - не переиграть

Почти две недели в музее-заповеднике «Михайловское» гастролировал петербургский театр «Пушкинская школа»
Под взглядом персонажа-Автора в спектакле петербургского театра сошлись (слева направо в нижнем ряду) шекспировский Анджело, Нерон, Сенека и Анджело Пушкина… Фото: информационная служба Пушкинского Заповедника.

Под взглядом персонажа-Автора в спектакле петербургского театра сошлись (слева направо в нижнем ряду) шекспировский Анджело, Нерон, Сенека и Анджело Пушкина… Фото: информационная служба Пушкинского Заповедника.

…Самую обширную перспективу - два тысячелетия в глубину истории литературы! - развернули перед зрителями в спектакле «Анджело» или «…ничего лучше я не написал» (автор сценария и режиссёр-постановщик - народный артист России, лауреат Госпремии РФ Владимир Рецептер). Здесь сошлись воедино и пушкинская поэма, и сцены из комедии Шекспира «Мера за меру», которая, как известно, стала для русского поэта своего рода импульсом к созданию «Анджело», и трактат «О милосердии», который ещё в 56 году нашей эры Луций Анней Сенека написал в форме наставления ученику своему Нерону. Для нового спектакля Пушкинской школы впервые (!) античный труд уже в нашем, 2016 году на русский язык перевёл Михаил Позднеев, блистательный российский филолог, профессор кафедры классической филологии Санкт-Петербургского университета. Главное слово этого спектакля - милосердие, miserere, mercy - звучит и многократно повторяется со сцены по-русски, по-английски, на классической латыни...

Сцена из спектакля «Маскарад» по драме М.Ю. Лермонтова. Фото: информационная служба Пушкинского Заповедника

Сцена из спектакля «Маскарад» по драме М.Ю. Лермонтова. Фото: информационная служба Пушкинского Заповедника

…Самую яркую актёрскую игру зрители могли увидеть в другом премьерном спектакле - «Свадьбе Кречинского» по комедии А.В. Сухово-Кобылина. Пьесу-образец русской классической драматургии XIX века Владимир Рецептер и поставил в лучших традициях того самого, пушкинского времени, актёрского театра, когда каждый артист на сцене - словно бриллиант искрится всеми гранями своего таланта, а зрители после лишь восторженно повторяют имена своих кумиров. В этот раз всех переиграл Иван Мозжевилов в трагикомической роли Расплюева - смешной, малость потрёпанный, но чертовски обаятельный. Хотя, что уж, весь актёрский состав был чудо как хорош!..

Расплюев Ивана Мозжевилова — самая, пожалуй, яркая роль нынешнего показа «Пушкинской школы» в Святогорье». Фото: информационная служба Пушкинского Заповедника

Расплюев Ивана Мозжевилова — самая, пожалуй, яркая роль нынешнего показа «Пушкинской школы» в Святогорье». Фото: информационная служба Пушкинского Заповедника

Самым гневным был спектакль «Ворованный воздух» - по стихам и прозе Осипа Мандельштама. Его автор и исполнитель, актёр «Пушкинской школы» Григорий Печкысев говорит в этой свой работе о людях, вынужденных жить «под собою не чуя страны», а ещё - о силе человека, который остаётся самим собой даже в жерновах истории.

Ну а самым добрым и смешным, конечно, был спектакль «Сказка о Салтане и Гвидоне». В нём актёры просто-таки дурака валяли на сцене. Пели «Ветер по морю гуляет» всякий раз на разные мотивчики: от песенки про чудо-остров Чунга-Чанга до Yellow Submarine; дрались из-за фотографии Гвидоновой жены… - да каждую секунду что-то придумывали. За балаганом, впрочем, явно проступала главная идея сказки - будьте не злобными и всё в конце концов сложится, и «Бог вас, дети, наградит».

«Болезный» хитрец Митрофанушка — Денис Волков (в центре) в «Недоросле» Фонвизина. Фото: информационная служба Пушкинского Заповедника

«Болезный» хитрец Митрофанушка — Денис Волков (в центре) в «Недоросле» Фонвизина. Фото: информационная служба Пушкинского Заповедника

Самым… Впрочем, каждый без исключения спектакль «Пушкинской школы» оказывался - самым-самым. Праздником - и размышлением. Открытием - литературного текста - и себя в этом «собрании пёстрых глав».

В котором, к нашему зрительскому счастью, этих самых глав - немерено!

КОНКРЕТНО

10 спектаклей по произведениям классической литературы показал театр «Пушкинская школа» в «Михайловском». Их зрителями стали не только местные жители, но и народ из Пскова и Великих Лук, из Бежаницкого, Великолукского, Дедовичского, Дновского, Локнянского, Новоржевского, Новосокольнического, Опочецкого, Островского, Пыталовского, Себежского районов, даже из столичных Москвы и Петербурга, поодиночке и организованными группами.

Царь с грустной думой на лице, царевич-комар и другие персонажи «Сказки о Салтане и Гвидоне». Фото: информационная служба Пушкинского Заповедника

Царь с грустной думой на лице, царевич-комар и другие персонажи «Сказки о Салтане и Гвидоне». Фото: информационная служба Пушкинского Заповедника

ЦИФРЫ

4433 человека побывали на больших гастролях-2016 в Пушкинском Заповеднике. Больше всего зрителей собрал «Недоросль» по Фонвизину: в зале на 500 мест пришлось ставить дополнительные стулья.

КСТАТИ

Гастроли театра «Пушкинская школа» третий год подряд проходят в Государственном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское» во исполнение президентского поручения о создании здесь постоянно действующего, ориентированного на отечественную и мировую литературную классику театрального проекта. В этом году они включены в федеральную программу «Большие гастроли 2016» Министерства культуры РФ.