Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
В мире4 октября 2016 22:00

Нино Бурджанадзе: Если Саакашвили посмеет вернуться, мы отведём его в тюрьму

Известный грузинский политик рассказала «КП», как западная цензура не допускает на местные телеканалы тех, кто призывает к диалогу с Россией
На самого Саакашвили в Грузии заведены уголовные дела, но партия его соратников надеется на выборах победить.

На самого Саакашвили в Грузии заведены уголовные дела, но партия его соратников надеется на выборах победить.

Фото: Иван ВИСЛОВ

8 октября в Грузии пройдут выборы в парламент. Остроту им придает обещание экс-президента Михаила Саакашвили, давно эмигрировавшего на Украину и устроившегося там губернатором Одессы, вернуться на родину и взять реванш. На самого Саакашвили в Грузии заведены уголовные дела, но партия его соратников надеется на выборах победить.

А хотят ли грузины возвращения экс-президента? Об этом «Комсомолка» поговорила с лидером партии «Демократическое движение Единая Грузия» Нино Бурджанадзе.

ЗА АНТИРОССИЙСКУЮ ПОЗИЦИЮ ЗАПАД ЗАКРЫВАЛ ГЛАЗА НА ТЕРРОР

- Возможен ли реванш Саакашвили в Грузии?

- Он не из мужественных людей и достаточно труслив. Однако это политическое животное, которое чувствует, что именно сейчас нужно пойти ва-банк. На Украине его дела идут не очень хорошо. Саакашвили понимает, что если срочно не вклинится в грузинскую политику, то здесь ему будет уже не место. Его сторонникам важно получить власть. В 2008 году они говорили, что Россия проиграла августовскую войну, ведь Саакашвили остался у руля Грузии. Для них ничего не значили потерянные территории и погибшие люди. Я уже официально заявила, что если Саакашвили посмеет приехать в Грузию, то я соберу единомышленников и восстановлю справедливость. Мы отведём его в тюрьму! Но все пройдёт демократическим способом.

- Неужели ему позволят вернуться?

- К сожалению, правящее сегодня в нашей стране политическое объединение «Грузинская мечта» здесь спасовало. В 2012 году режим Саакашвили был практически закончен. Его команда находилась в политической могиле. Но «Грузинская мечта» поддалась требованиям Запада о кооперации с режимом, оставшимся от Саакашвили. Не было реального правосудия над бывшим президентом и его сторонниками. Вместо того, чтобы расследовать его кровавые преступления, ему предъявили покупку четырёх пиджаков и одного пальто за счёт бюджета. А Запад окрестил это политической слежкой. У «Грузинской мечты» не хватило смелости довести даже эти дела до конца.

- Как в Грузии относятся к Саакашвили?

- Я уверена, что у команды Саакашвили нет шансов победить на этих выборах. Но с другой стороны, если они пройдут в парламент большим числом депутатов, то у них будут все шансы для возвращения во власть. Кислород Саакашвили не перекрыли.

У него есть сегодня в Грузии от 12 до 14 процентов сторонников. Часть людей действительно влюблена в Саакашвили и верят ему. Другие приверженцы – те, чей бизнес зависит от Саакашвили, и те, кто боится добытого на них компромата. Когда Саакашвили был у власти, люди реально боялись громко говорить. Это напоминало 37-й год. Все подчинялись ему. 300 тысяч простых людей пропали в тюрьмах. Многие платили за свою свободу, чтобы выйти из-за решетки. Народ массово заставляли «дарить» государству свой бизнес.

- Как на это реагировал Запад?

- Никак! Ведь Саакашвили активно выкрикивал антироссийские лозунги. За это ему можно было всё. Я прекрасно помню, как громили нашу демонстрацию при правлении Саакашвилии. Запад промолчал. Даже американский посол заявил, что Саакашвили может применить силу. Это было для него зелёным светом.

ОТНОШЕНИЯ С РОССИЕЙ СПАСУТ ГРУЗИНСКУЮ ЭКОНОМИКУ

- Какие настроения у вас в стране перед выборами?

- Не очень хорошие. Экономическая ситуация в Грузии напряжённая. Я своими глазами вижу, что за четыре года с финансами у простых людей стало хуже. Две трети населения живёт за гранью бедности. Но есть и положительные изменения. Нет того террора, который был при Саакашвили. А в целом народ в один голос говорит о безработице, социальной несправедливости и о том, что они ждут серьёзных перемен.

- С чем вы связываете такие серьёзные экономические проблемы?

- Необходимо полномасштабное открытие российского рынка для Грузии. Это входит в нашу предвыборную программу. Это станет кислородом, который поможет развивать грузинскую экономику в правильном направлении.

- Сейчас российских товаров на грузинских прилавках совсем нет?

- Есть, но в малом количестве. Когда ухудшились отношения между Грузией и Россией – рынок закрылся. Теперь из этой западни надо выбираться. Сегодня рынок Грузии лишь немного приоткрылся для российских товаров, но для развития отношений нужно идти на большее. Российско-грузинские отношения должны перейти на новый уровень.

- Сейчас Грузия пользуется у российских туристов особым спросом. Как думаете, почему?

- Меня это очень радует, надеюсь, что так и будет продолжаться. Мне кажется неестественным для наших народов тот конфликт, в котором мы находились. Этот национальный взрыв постепенно пройдёт. Во всём виноваты мы – политики. У народа нет ненависти. В Грузии даже во время Саакашвили русофобией не страдали. Люди хотят дружить. Россия должна быть уверена, что со стороны Грузии нет опасности, например, ракет НАТО. И Грузия хочет ощутить в России поддержку.

- Возвращаясь к выборам. Есть ли в Грузии пророссийские партии, которые идут в парламент?

- Да, есть. Некоторые даже перегнули палку. Они требовали узаконить присутствие российских баз на территории Грузии (имеются ввиду базы в Абхазии и Южной Осетии, которые в Грузии считают своей территорией. - Авт.), обещали российские пенсии людям. Но, я считаю, это перегиб. Эту партию сняли с выборов.

Ну, ещё нас традиционно называют в Грузии прорусской партией… Я такие заявления не приемлю. В своей собственной стране нужно быть прогрузинской силой. Да, Россия серьёзно присутствует в нашей предвыборной программе. Важно дружить с соседями. В Грузии мало политиков, которые осмелятся сказать, что с Россией нужно сотрудничать. Я не боюсь.

«ХВАТИТ ВРАТЬ, В НАТО НАС НЕ ПРИНИМАЮТ»

- У Грузии есть шансы попасть в НАТО?

- После 2008 года нет ни малейшей надежды. Тогда произошла трагическая война в Южной Осетии. Однако если бы сейчас Грузия могла бы вступить в НАТО, я считаю, это было бы вредным и невыгодным решением. Нынешний спикер парламента Грузии уже объяснил, что для вступления в НАТО на нашей земле должны появиться американские войска. Это может расколоть страну! Нужно сказать грузинскому народу правду. Нас в НАТО не принимают. Все эти разговоры о том, что двери НАТО для нас открыты – они пустые, под ними нет почвы.

- Возможно ли с Россией отношения в лучшую сторону повернуть?

- Я абсолютно в этом уверена. У меня были за последние годы встречи с высшим руководством России. Я увидела реальную готовность разгребать эти проблемы, которые накопились между нашими странами. У меня нет иллюзий. На это потребуется немало времени. Нужно в первую очередь желание высшего политического руководства исправить ситуацию. В Грузии, возможно, желание есть, но нет смелости, чтобы сделать конкретные шаги. У нас во власти постоянно боятся, что им приклеят пророссийский статус. Им важно доказать свою верность Западу. Поэтому процесс и буксует на месте.

- С чем вы связываете то, что в НАТО Грузию не принимают?

- Я думаю, это связано с нежеланием России вступления нашей страны в НАТО. Безусловно, Запад считается с мнением России.

ПОЛИТИКИ БОЯТСЯ ГОВОРИТЬ ХОРОШО О РОССИИ

- Как вы оцениваете свои шансы на выборах?

- У нас очень серьёзные позиции. Мы точно будем представлены в парламенте. Однако все прозападные телеканалы, политики пытаются заверить народ, что у нас мало шансов. Пресса в Грузии освещает только прозападные политические силы. Недавно на одном телеканале была передача о самых известных политиках женщинах. Как вы понимаете, из ныне живущих, я одна из самых популярных. Так вот меня показали семь секунд. И всё. А женщин, которых практически никто не знает - по четыре минуты. Это яркий пример того, как показывают нашу предвыборную кампанию. Для журналистов мы как прокажённые, они с нами не дружат. Но мы привыкли. Нас называют чуть ли не предателями Родины за требования диалога с Россией. Все против нас, но мы знаем, что говорим правду, и народ нас поддерживает.