2016-11-10T13:38:52+03:00

Кариатиды театра

В Москве открывается выставка, посвященная Вере Комиссаржевской и Элеоноре Дузе
Фото: Предоставлено организаторамиФото: Предоставлено организаторами
Изменить размер текста:

Богиня итальянского театра и Жанна д’Арк русской сцены так называли современники Элеонору Дузе и Веру Комиссаржевскую, актрис, чьи имена остаются синонимами наивысшей похвалы и по сей день. Актрисы – символы, актрисы- загадки не только своего времени, может быть потому, что и свою эпоху опережали? Отправной точкой выставки «Элеонора Дузе и Вера Комиссаржевская. Зеркальный взгляд» станет встреча двух великих актрис, состоявшаяся в 1896 году во время гастролей Дузе в Санкт-Петербурге. Встреча, которую трудно назвать случайной. Говорят, для актера очень важно встретить в жизни своего режиссера – мудрого и чуткого наставника и критика, который мог бы не только раскрыть актера зрителю, но и раскрыться актеру. Для выдающихся актеров, стоящих особняком в истории мирового театра, не менее важным было найти своего автора. Автора-единомышленника, автора, четко слышащего голос времени, автора- подвижника.

Вере Комиссаржевской, актрисе своенравной, постоянно ищущей и сомневающейся повезло. Ее автором стал Генрик Ибсен, в пьесах которого она не просто играла роли, но выражала себя, свои настроения и мысли. «Чайка русской сцены» от любительских театров до императорской сцены искала «новых форм», а вернее противилась окаменелостям старых. Как Ибсену в драматургии, так и Комиссаржевской на сцене важно было говорить с каждым зрителем о том, что волнует автора и исполнителя. Мысли героинь Ибсена - Норы из «Кукольного дома», Гедды из «Гедды Габлер» и Гильды из «Строителя Сольнеса» - вторили думам актрисы. Как героини основателя европейской «новой драмы» противились привычному течению жизни и стереотипам, так и Вера Комиссаржевская остро ощущала, что «порвалась дней связующая нить». Конец одного века и начало другого, самого кровавого в истории, ознаменовало перелом во всех сферах жизни. Театр, отражающий жизнь, не мог быть исключением. Вера Комиссаржевская понимала, что зеркало театра не имеет права быть кривым. Комиссаржевская-Нора-Гедда-Гильда обращалась к залу не со страниц чужеземных, чуждых пьес, оторванных от жизни лихорадочной России. Камерные предлагаемые обстоятельства пьес Ибсена не стали скорлупой для актрисы. Ее, говорящую не с трибуны, хотели слышать и слушать. Комиссаржевская говорила со сцены от первого лица, о том, что знает и чувствует – о Женщине на изломе эпох. О Женщине – символе, выразителе или жертве эпохи. Если верно, что пьеса обретает подлинную жизнь только на сцене, то Комиссаржевская обогатила пьесы Ибсена собственной личностью.

Ибсеновских героинь, не подходящих под привычные лекала, считали странными. «Странная», не похожая Комиссаржевская знала как деликатно проникнуть в подкорку этих внутренне страстных, но внешне холодных женщин, чье молчание иной раз красноречивее слов, чья тихая улыбка может скрывать темперамент вулкана и глубокие сердечные раны. Блистала в пьесах Ибсена и Элеонора Дузе, впрочем, не только в них. Слава ее гремела по всему миру, как и пересуды о легендарном соперничестве с Сарой Бернар. Ни одна из статей об актрисе не обходится без упоминания о ее французской заклятой коллеге. Поиск параллелей и общих точек в творчестве Дузе и Комиссаржевской впервые предприняла известный итальянский исследователь русского театра, профессор Римского университета Тор Вергата Донателла Гаврилович. Именно она стала автором идеи и организатором международной конференции и выставки «Вера Комиссаржевская встречает Элеонору Дузе. «Жанна д'Арк» русской сцены и богиня итальянского театра», состоявшихся в марте прошлого года в Венеции. Не имеющая доселе тематических аналогов двухдневная конференция собрала тогда исследователей театра , искусствоведов и критиков из разных стран мира, так или иначе связанных с русской культурой. Очевидно, что эта идея Донателлы Гаврилович вдохновила и нынешних организаторов выставки, среди которых - Фонд Чини, CSAR, Театраль¬ный музей им. А.А. Бахрушина, Государственная Третьяковская Галерея, Музей музыкально¬го и театрального искусства (г. Санкт-Петербург). Подзаголовок экспозиции «Зеркальный взгляд» (по другой версии «Зеркальное видение») кажется неслучайным в контексте темы и организации выставки. Несомненно лишь, что две великие актрисы светили не отраженным светом, но светом своего таланта.

Фото: Предоставлено организаторами

Фото: Предоставлено организаторами

ГДЕ: Государственный центральный музей современной истории,

м. «Тверская», «Чеховская»,

ул. Тверская, 21.

КОГДА: 10 ноября – 31 декабря.

Цена билетов: 100 — 250 руб.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также