Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Авто10 ноября 2016 8:00

Греть или не греть мотор зимой?

Вот где конфликт отцов и детей набирает небывалую остроту!
Многие уже и не помнят, какие танцы с бубнами нужно было исполнять, чтобы запустить зимой мотор.

Многие уже и не помнят, какие танцы с бубнами нужно было исполнять, чтобы запустить зимой мотор.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Умудренный опытом шофер с 30-летним стажем будет ждать, пока приборная панель не покажет рабочую температуру охлаждающей жидкости. Водитель новейшего времени живет в режиме «сел и поехал». Кто прав в этой ситуации - давайте разбираться.

СМОТРЮ В КНИГУ

«Танцуем» от инструкции. К каждой машине прилагается пухлая книженция, к которой мы по традиции обращаемся лишь когда наверняка уверены, будто что-то сломали. Здесь и таится главный аргумент неофитов. Вот выдержка из инструкции к новому немецкому автомобилю: «Не стоит прогревать двигатель до рабочей температуры на неподвижном автомобиле, начинайте движение, как только это позволят условия обзора через стекла. Так двигатель быстрее достигает своей рабочей температуры и выбрасывает с отработавшими газами меньше вредных веществ».

А чего бы и книжку умную иногда не почитать?

А чего бы и книжку умную иногда не почитать?

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

Дальше доказывать свою правоту стороннику концепции «сел и поехал» проще простого. Обращаешься к цитате из этой священной книги, а потом вбиваешь последний гвоздь в крышку многолетних предубеждений: «Это ваши «Жигули» и «Москвичи» прогревать надо было. А в современных машинах есть электронные «мозги», которые сами выбирают оптимальный режим работы двигателя для любой температуры». Короче, нормальную машину не греть ни минуты.

- Современные технологии автомобилестроения и смазочные материалы позволяют сразу начинать движение на автомобиле, предварительного прогрева не требуется, более того, в движении автомобиль быстрее выходит на рабочую температуру. Единственный нюанс: до достижения двигателем рабочей температуры не рекомендуется развивать большие обороты и давать автомобилю большие нагрузки, - говорит Максим Адамович, старший тренер по продукту в российском подразделении Mitsubishi Motors:

- Не рекомендуется прогревать двигатель на холостом ходу. Именно на стадии прогрева особенно высоки интенсивность износа двигателя и уровень выброса вредных веществ. Поэтому необходимо сразу начинать движение. При этом важно избегать повышенных оборотов. В результате двигатель быстрее прогревается и выходит на рабочий режим, - подобное рекомендует и Дмитрий Парбуков, шеф-тренер столичных «Ауди центр Варшавка» - «Ауди центр Восток».

Все приличные машины сейчас снабжены электроподогревами сидений, боковых зеркал, стекол и даже руля. Значит, комфортно в таком авто уже в первую минуту, так чего зря тратить время на стоянке? В Якутии, конечно, есть другая точка зрения.

ДЕДЫ ЗАВЕЩАЛИ

Человека, чьи руки помнят карбюратор, очень трудно переубедить. Уж он знает наверняка, что сначала нужно вытянуть подсос, волшебным, только хозяину машины известным способом подергать педалью газа, завести. И потом греть, пока теплый воздух от печки не создаст в салоне подобие ташкентского зноя. И никого не волнует, сколько времени для этого потребуется. Если полчаса, значит, полчаса! Зато успеешь парковку лопатой от снега почистить, покурить, колеса подкачать, Ленку с косичками из седьмого «А» вспомнить…

И даже если нет подсоса, а вместо карбюратора - впрыск, пока стрелка не покажет 90 градусов, с места трогаться не моги! Иначе вкладыши коленвала провернет, поршневые кольца пойдут вразнос или случится другая катастрофа того же масштаба, после которой двигатель махнет вам на прощанье платочком. И когда вы уже почти согласились с этими железными доводами и решили осторожно прогревать машину, из придорожных сугробов выскакивают экологи. Ни в коем случае не греть, вы же отравляете воздух! Тут кругом СО! Стоянка с включенным мотором в жилых зонах запрещена, вторят им гаишники, а за это вообще-то штраф полагается в полторы тысячи рублей (в Москве и Санкт-Петербурге - три тысячи). Никто за это не штрафует, конечно, но это уже другой разговор.

НЕ ПРОДОХНУТЬ

Как ни странно, экология - вот пуповина во всей этой истории. Вы же заметили: авторы инструкции и эксперты предупреждают нас о вредных выбросах при прогреве. Потому что автопроизводителей загнали в рамки: Евро-5, Евро-6… Раньше выхлопная труба была просто железякой, теперь это прямо космический корабль по технической «начинке». Есть в ней такая штуковина - каталитический нейтрализатор. Он, если по-простому, дожигает все то несгоревшее, что вылетело из мотора.

Но вот в чем загвоздка: у него тоже есть рабочие температуры. То есть холодный катализатор ни черта толком не нейтрализует, химиков об этом спрашивать не будем, они тут разведут невыносимый шум. И пока машина тихонько тарахтит на холостых, катализатор не нагреется. Лишь под нагрузкой он наберет температуру и начнет работать корректно, вставая барьером на пути проклятого «Це-О». Считать миллиграммы на литр тоже не будем, никто их пальцами никогда не потрогает, все это для заумных. Так что сравнение чистоты выхлопа на стоянке или при движении - это как разговор о гастрономических привычках инопланетян. Земная история совсем о другом: у нас все эти дорогущие катализаторы со временем вырывают, и дело с концом. А еще автозапуск ставят. Угадайте, для чего? Это мы о своем кошельке заботимся, а автопроизводителю лишь бы гарантийный срок его мотор отбегал, а потом пусть ломается. Так быстрее новую машину купят.

Кстати, оговорку они все равно делают, в той же инструкции читаем предупреждение: «При непрогретом двигателе следует избегать высоких оборотов и большой нагрузки на двигатель». Красиво у них на бумаге получается. А если при выезде из двора нужно сначала штурмовать снежный бруствер, потом проскочить ходом снежную целину в переулке, а затем влиться в быстрый поток на шоссе? И как тут избегать высоких оборотов? Не предлагать же в темпе вальса кружить по окрестным дворам, пока мотор нагревается!

ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА

Что для вас важнее: экология или исправность двигателя? Вот это и есть правильная формулировка вопроса. Железяка - она и есть железяка, и законы физики для нее никто не отменял, даже у «зеленых» силенок на это не хватит. Если положено двигателю эффективно трудиться лишь при рабочих температурах, значит, так и должно быть. А экологи нам счета за ремонт оплачивать не будут.

- Если сразу, не прогревая машину, резко разогнаться и поехать быстро, износ цилиндропоршневой группы увеличится в разы. Это связано с тем, что масло в двигателе не успело достигнуть рабочей температуры и не будет выполнять в полной мере функцию смазки. Таким образом, уменьшится ресурс двигателя, и секунды динамичного разгона для мотора будут эквивалентны нескольким сотням километров пробега, - предупреждает Дмитрий Парбуков.

День сурка для российского автомобилиста.

День сурка для российского автомобилиста.

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

Так что наше предложение: для успокоения души греть, но без фанатизма. Завели, снег смели, стекла очистили до нормальной видимости, стрелка тахометра упала ниже единицы, вот и поезжайте. В пути машина быстрее дойдет до полной кондиции. Но на педаль газа давите осторожнее, пока двигатель не нагрелся.

Есть еще один вариант: поставить предпусковой подогреватель. Шикарная вещь! Но это уже другая история.

AUTO.KP.RU в Facebook

Группа Auto.kp.ru в «Одноклассниках»

Присоединяйтесь к открытой группе ВКонтакте

А это наш АвтоТвиттер