Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Политика10 ноября 2016 21:41

Сергей Хрущёв журналисту «КП»: «Крым хотел в Россию, и все должны это уважать»

Сын бывшего первого секретаря ЦК из окна своего дома в США оценивает российско-американские отношения до и после выборов президента Америки
"Думаю, Трамп и Путин очень скоро встретятся лично"

"Думаю, Трамп и Путин очень скоро встретятся лично"

Фото: РИА Новости

- Вы голосовали, Сергей Никитич?

- Обязательно.

- Тогда нескромный вопрос…

- За Трампа. Клинтон дама недалекая и при этом фурия, ей хочется власти. Хотя Трамп – он, конечно, непредсказуем. Но он хотя бы умеет управлять. Два или три раза выходил из банкротства, а значит, умеет держать удар, согласитесь, это немало. А так, сейчас у нас люди из-за этих выборов, простите, морды друг другу бьют.

- У нас в России тоже «мнения разделились». Но в целом – ждем потепления.

- Я не думаю, что после американских выборов отношения России и США изменятся кардинально. По крайней мере, рассчитывать на большую дружбу не стоит. Военно-политическую концепцию Америки никто не отменял.

Но в отличие от Клинтон, при которой все разговоры шли бы в ультимативном тоне, при Трампе диалог будет строиться с точки прагматизма.

И он, как бизнесмен и сильная личность, будет готов говорить напрямую, какой бы напряженной тема не была. В отличие от слабых Клинтон и Обамы. Последний боялся встречаться с Путиным, все решалось через посредников и подчиненных, что изначально подразумевает двусмысленность и искаженность. Такие диалоги ведутся «строго по инструкции» и в определенных рамках.

Так что, я думаю, Трамп и Путин очень скоро встретятся лично, ведь даже во время Холодной войны Хрущев и Кеннеди нашли возможность для диалога лицом к лицу.

Но все равно, какой бы разговор не произошел между Трампом и Путиным, от России будут требовать признать США доминирующей страной. Не уверен, что Российская Федерация на это готова. А потому горячей дружбы не ждите.

ТРЕТЬЕЙ МИРОВОЙ ТОЧНО НЕ БУДЕТ

В Советском Союзе Хрущёв занимался ракетно-космическими системами, а в Америке стал профессором политологии. Специализируется на теме истории холодной войны и твердо уверен: Третья мировая война, которой сегодня так пугают со всех сторон, невозможна:

- То, что происходит в мире, можно назвать как угодно, но это точно не война.

- Многие думают иначе.

- Ну что ж. Сегодня говорят и пишут много чего, но информация не всегда бывает правдивой. И кстати, должен сказать, что в Америке информация еще более препарирована, чем в России.

- Хорошо, если не Третья мировая, как тогда назвать то, что сегодня происходит в мире ?

- Просто противостояние двух ядерных держав, каждая из которых перетягивает на свою сторону сторонников. И это противостояние началось именно с той самой знаменательной Мюнхенской конференции в 2004 году, когда Путин всем открыто сказал, что у России есть свои интересы, и требует их тоже учитывать. Для запада это было, по сути, как бунт на корабле: такие заявления от побежденной страны…

- Так уж побежденной?

- В 90-х Америка официально объявила себя сверхдержавой, победившей в холодной войне. С Россией стали обращаться как с Японией или Германией после 1945-го – делай, что говорят и не высовывайся. Ельцин смиренно подписывал всё, что устраивало Штаты, при этом сами они продолжали расширение НАТО, несмотря на клятвенное обещание этого не делать. Для запада всё долгое время шло как по маслу, и тут вдруг Путин со своим «уважать интересы России».

Ведь именно после этого его перестали приглашать на саммиты, раздули проблему гомосексуалистов в России, пошли толки вокруг Олимпиады. Ну, а потом случился Крым – и тут уж США случая не упустили. А потом еще этот лайнер... У меня нет сомнения, что это сделала Украина, вопрос только в том, специально или по ошибке.

- Украина - вы имеете в виду восточная?

- Да при чем тут восточная. Киев, разумеется. Поверьте мне как специалисту (Сергей Хрущёв в СССР долгое время занимался разработкой проектов крылатых и баллистических ракет - Ред.). Украина за 10 дней до этого развернула вокруг Луганска 59 комплексов ПВО Бук.

- А Крым?

- А что Крым?

- Ваш отец отдал - Путин забрал.

- Тут изначально замешан вопрос геополитики, а не амбиций Путина: я точно знаю, что Крым хотел в Россию, и все должны это уважать. Я считаю, Путин сделал все правильно. Хотя нам это еще долго будут припоминать. Впрочем, думаю, с Донбассом точка невозврата тоже уже пройдена, Минский процесс становится бессмысленным.

Украина сейчас в таком состоянии, что, боюсь, будет только деградировать дальше, надежды на то, что она возродится, мало. Благодаря событиям в Крыму над Украиной долгое время лился денежный дождь, но это рано или поздно заканчивается, а своего производства у них нет, и с Россией связи разрушены так, что уже долго, боюсь, не восстановятся. Вероятность того, что примут в Евросоюз, крайне мала. Зато Порошенко, как я прочитал в украинской прессе, за последние два года увеличил свое состояние в семь раз.

Профессор политологии Сергей Хрущёв специализируется на теме истории холодной войны и твердо уверен - Третья мировая война сейчас невозможна

Профессор политологии Сергей Хрущёв специализируется на теме истории холодной войны и твердо уверен - Третья мировая война сейчас невозможна

- Ладно Украина, а нам-то что делать, как с миром отношения налаживать?

- Нужно договариваться. И перестать оглядываться на Америку, Она сейчас уже не та, что 20 лет назад - большой дефицит бюджета и внешней торговли. Выигрывать начинают другие страны. С ними и нужно выстраивать отношения. Россия есть и будет мостом между западом и востоком, и это наш большой козырь. Между ними и нужно маневрировать. Мы все на Китай смотрим как на что-то экзотическое и азиатское, а между тем, эта страна очень быстро наращивает темпы. Это первое.

Второе - образование и люди. Я недавно смотрел интервью с президентом Apple, где ему попеняли, что из-за дешевой рабочей силы компания непатриотично держит производство в Китае, а он им: ошибаетесь, дешевая рабочая сила там давно ушла в прошлое, теперь в Китае сгусток специалистов и профессионалов. Америка в этом плане потеряла лидерство. И кстати, вы не представляете, насколько тут хромает в целом образование. Так что, подытожу, России нужно выгодно использовать мост между Евросоюзом и Востоком, а не только ориентироваться на США.

“ГЛАВНОЕ ДЛЯ АМЕРИКАНЦЕВ - НЕ ДОПУСТИТЬ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РОССИИ КАК СВЕРХДЕРЖАВЫ”

- “Из всех народов мира по характеру к русским американцы, может быть, ближе всех”. Это вы что именно имели в виду?

- Многонациональность. Дружелюбие. Русские очень адаптированный народ и быстро со всеми сживается - наши везде! Знаете, меня как-то пригласили с лекциями в Эстонию, я жене говорю: тут русских не любят, поэтому от греха подальше давай говорить на английском. Так и делали, пока в какой-то момент я не оговорился и не сказал что-то по-русски – вдруг все вокруг встрепенулись, и большинство тут же переключилось на русский. Дальше говорили только на нем!

- Вы как-то приводили слова знакомого конгрессмена, что «Россия превращается в Бразилию - очень большую, с богатыми ресурсами, с бедными людьми, но уже никому не интересную”. И что главное для американцев - не допустить восстановления России как сверхдержавы. Насколько сегодня Россия далека от сверхдержавы?

- Давайте начистоту. Россия давно уже не сверхдержава. Просто большая страна.

- Что бы помогло нам вернуть этот статус? В своей книге «Рождение сверхдержавы» в случае с СССР вы связывали это с созданием ракетно-ядерного потенциала, а сегодня что могло бы послужить?

- Да дело-то в том, что противостояние давно уже перешло в другую плоскость. Из военно-политического в экономическое. Сверхдержаве нужна сильная экономика, и тут Россия сильно отстает.

.

.

- А распад Советского Союза – это тоже экономические обстоятельства? Или социальные? Или слабость властей? Заговор, в конце концов?

- Развал СССР, это, безусловно, большая трагедия. А почему она произошла… Понимаете, всякая страна должна подстраиваться под изменяющиеся внешние условия. Как эволюционирует природа, так и государство должно приспосабливаться, иначе оно погибнет. Союз не реформировался с того момента, как в 1964 году Брежнев провозгласил стабильность, то есть неизменность.

Я над этим много думал и пришел к выводу, что любая страна без реформ через 25 лет загнивает, все требуют перемен всего и вся, другими словами - революции. Помните, Александр II затеял великие реформы, но пришло время Александра III, и он все начинания свернул. Чем в итоге все закончилось, мы все хорошо знаем.

Хрущев после Сталина начал реформы, но пришел Брежнев и все прекратил, наступил период застоя. Дальше Союз могло спасти только чудо, но чуда не произошло.

- Сегодняшние реформы в России - как вы их оцениваете?

- Я думаю, пока еще рано что-то говорить. Посмотрим, как это все пойдет. Но могу сказать, что сейчас, когда приезжаю в Россию, вижу, как меняется Москва. И каждый раз от возвращения в Россию получаю удовольствие. Но это визуальная оценка. А что там изнутри, со стороны экономики, пока еще сложно говорить, нужно время.

- Вы такие реформы имели в виду, когда однажды сказали, что Путин управлением похож на Хрущева?

- Я имел в виду, что Путин принял страну после Ельцина и Гайдара, окончательно разгромивших страну. Как Хрущев после Сталина. И как оба восстанавливали страну и наводили порядок.

Хотя Путин в начальный период управлением больше походил на (Теодора) Рузвельта, тот тоже, стал президентом в самом начале 20-го века, принялся уничтожать олигархию, заставил ее подчиниться интересам страны. Очень скоро не Морган и Рокфеллер держали президента за горло, а он их, сделал так, что Морган против собственной воли профинансировал строительство Панамского канала. Путин так же поступил с Березовским, Ходорковским, и другим олигархам указал на их место.

- И при этом люди уезжают из страны. У нас вон даже дети политической элиты учатся сплошь по границам.

- Знаете, то, что люди разъезжают по странам, это не страшно. Уехали, приехали, я тут не вижу проблемы. А вот то, что высокопоставленные чиновники и их дети готовят себе «запасные аэродромы»- это плохо, это говорит о том, что они не верят в будущее страны, которой сами и управляют.

НА ЗАМЕТКУ

Из раннего интервью Хрущёва «КП»:

«Никита Сергеевич не дарил Украине Крым. Объясняю, как все случилось на самом деле. В пятилетнем плане развития СССР на 1950-й - 1955-й годы было предусмотрено строительство Каховской гидроэлектростанции на Украине. ГЭС построили. Предполагалось, что водохранилище будет заполнено водой к 1957-му году. И в следующей пятилетке, в 1956-м - 1960-м, запланировали сооружение Южно-Украинского (в Донбассе) и Северо-Крымского каналов. В конце 1953-го Госплан СССР прикинул, как все это будет строиться. С южно-украинским каналом вопросов никаких не было - он должен был пройти по территории Украины. А с северо-крымским возникли проблемы. Потому что часть этого канала относилась к Крыму, то есть, находилась под юрисдикцией России. Что могло вызвать в ходе строительства бюрократические неувязки: разные организации различного подчинения, даже разные республиканские правительства. И вот для того, чтобы этого избежать, Госплан предложил переподчинить Крым Украине, ведь передать большой кусок Украины РСФСР было невозможно и бессмысленно.

А как раз приближалась знаменательная дата - в феврале 1954-го готовились отпраздновать 300-летие воссоединения Украины с Россией. Ну, и тогда договорились: давайте приурочим переподчинение Крыма к этому знаменательному событию...».

СПРАВКА «КП»

Сергей Никитич Хрущев, родился в 1935 году в Москве.

Доктор технических наук, профессор. Специалист по созданию космических систем. Позднее стал профессором политологии в университете Брауна, США.

В Штаты переехал в1991 году. Имеет российское и американское гражданство. Живет на две страны.

С первой женой - Галиной Шумовой - в разводе. Вторая жена, Валентина Николаевна Голенко, проживает с ним в США. Старший сын, московский журналист, Никита Хрущёв умер в 2007 году. Средний сын Илья и младший сын Сергей проживают в Москве, один в бизнесе, другой работает в МГУ.