Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics

Опрос: 45% россиян проголосовали бы за Трампа и только 4% за Клинтон

Об этом в эфире Радио «Комсомольская правда» рассказал руководитель исследовательских проектов ВЦИОМ Юлия Баскакова [аудио]
Опрос: 45% россиян проголосовали бы за Трампа и только 4% за Клинтон

Опрос: 45% россиян проголосовали бы за Трампа и только 4% за Клинтон

Фото: REUTERS

Антонов:

- В студии Михаил Антонов и Александра Кочнева. Представлю специально приглашенного гостя. Юлия Баскакова, руководитель исследовательских проектов Всероссийского центра изучения общественного мнения. Юлия, вы сегодня пришли с двумя опросами. Я предлагаю начать опрос, посвященный Дональду Трампу.

Кочнева:

- Я так понимаю, он совсем недавно был проведен.

Баскакова:

- Да, это свежий опрос, который был проведен буквально на прошлой неделе.

Антонов:

- Такое ощущение, что вся Россия за Трампа голосовала?

Баскакова:

- Россия за Трампа не голосовала, но если бы она имела такую возможность…

Антонов:

- Сердцем я имею в виду.

Баскакова:

- Россияне, конечно, выбрали бы сердцем Трампа. Как показали наши исследования, если бы они имели возможность принимать участие в выборах, то те россияне, которые пошли бы на эти выборы, отдали бы свой голос именно Дональду Трампу. В частности, мы можем посмотреть на цифры и сказать, что Хиллари Клинтон набирает поддержку всего 4% россиян, тогда как 45% наших сограждан отдали бы голоса за представителя республиканской партии.

Кочнева:

- А остальные 50%

Баскакова:

- А остальные не пошли бы на выборы.

Антонов:

- Мы знаем, кто эти 4%, которые хотят голосовать за Клинтон, что это за возрастная группа? Это женщины, это мужчины, это дальние родственники Хиллари?

Баскакова:

- Мы не спрашивали их про родственную связь с Хиллари, но это представители очень разных социальных групп. Среди них есть как женщины, так и мужчины, это люди с образованием, это люди, которые живут в разных городах, чаще это люди, которые живут в столицах. Это разные люди, это не какая-то однородная группа.

Антонов:

- Когда ВЦИОМ проводит какие-то опросы, там, понятно, задаются не только вопросы: вам кто больше нравится – Дональд или Хиллари? Естественно, задается еще ряд вопросов.

Кочнева:

- Какие-то дополнительные ожидания. Я так понимаю, ожидания у нашей страны очень хорошие в отношении Трампа?

Баскакова:

- Да. Каждый раз, когда проводятся выборы президента США, мы спрашиваем россиян, что они ждут от этих выборов. И в этот раз мы наблюдаем небывалый подъем позитивных, хороших ожиданий. Когда мы в 2012 году спрашивали, что люди ждут от нового избрания Барака Обамы, большинство россиян говорили, что отношения между странами, наверное, не изменятся. В то время как с Дональдом Трампом ситуация совершенно иная – половина россиян ждет улучшения отношений с США.

Антонов:

- У меня вопрос к радиослушателям. Попробуйте в одном предложении сформулировать ожидания от Трампа.

Андрей из Ставрополя интересуется, кто и как проводит опросы? «46 лет живу, никто никогда у меня ни о чем не спрашивал».

Кочнева:

- Кто в них участвует, и когда их спрашивают?

Баскакова:

- Опросы проводят специальные организации, которые называются центры изучения общественного мнения. Например, это мы. В общем, не удивительно, что мы не дошли до Андрея из Ставрополя. Потому что в России больше 140 миллионов человек, а опрашиваем мы каждый год в среднем порядка 200-250 тысяч россиян. Но рано или поздно есть надежда, что мы доберемся и до Андрея.

Антонов:

- Это случайная выборка? Это звонок, вы ловите людей на улицах?

Баскакова:

- Мы не ловим людей на улицах ни в коем случае, это противоречит правилам. Мы опрашиваем людей двумя способами – по телефону и лично, когда мы приходим к ним домой. Если мы опрашиваем по телефону, то это случайная выборка. Мы идем на сайт Россвязи, там есть все диапазоны телефонных номеров, которые есть в РФ, и мы выбираем номера совершенно случайно из всех телефонных номеров, стационарных и мобильных, которые есть в России. Если вам позвонили, то ваш номер отобрал алгоритм случайно, мы вас специально не выбирали.

Антонов:

- Можно ли к вам записаться в какую-нибудь группу, где проводят опросы?

Баскакова:

- Нет. Это главный принцип выборки. Мы опрашиваем тех, кого выбираем мы. И мы не опрашиваем тех, кто приходит к нам сам.

Антонов:

- Меня тоже никто ни о чем не спрашивал. Ко мне даже на перепись населения почему-то не пришли. Давайте вернемся к Трампу. Согласно исследованиям ВЦИОМ, 46% россиян надеются на улучшение отношений России и США после избрания Дональда Трампа. Насколько я понимаю, Юля, у вас согласно этому опросу мужчины в большей степени политизированы…

Баскакова:

- Да. И в большей степени выступают за Дональда Трампа.

Кочнева:

- Мужской солидарностью это объясняется или чем-то еще?

Баскова:

- Может быть, тем, что мужчины в принципе чаще, чем женщины, проявляют интерес к политике.

Антонов:

- «Какая разница, кто будет президентом, это их проблемы, Америка для России при любом раскладе – проблема. Вот если бы Трамп мне ЖКХ оплачивал, то, может, об этом и подумал бы», - написал Геннадий. «Трамп – президент, и доллар взлетел», «На Трампа надейся, сам не плошай», «Это будет полный трампец», - пишут нам. «Я за Трампа, конечно, но это конь очень темный», - написал Дмитрий из Приморья. «Трамп переводится как козырь, именно так и должен выглядеть президент, Америке повезло», «Не нужно ждать от Трампа, нужно предлагать Америке выгодные России условия сотрудничества, делать выводы из принятых им решений», - Максим из Хабаровска. «Трамп – бизнесмен и править страной будет с позиции бизнесмена, попрут дела с Россией, а тот абориген привык брать все силой, вот и не было никаких дел с Россией».

Кочнева:

- Понятно, что выгодно, то и сделаем.

Антонов:

- «Тот абориген» - пока еще президент Обама.

Кочнева:

- Ну, не знаю. Нобелевскую премию мира ему дали, наверное, не за то, что он все силой решал.

Антонов:

- Юля, по сравнению с другими опросами, которые, так или иначе, проводятся с оглядкой на Запад – деятельность Ангелы Меркель, как вам Франсуа Олланд, например, и т.д., - действительно приходится сталкиваться с ответами: почему вы спрашиваете в России про Америку? Бывает такое просто негативное восприятие?

Баскакова:

- Просто негативное восприятие всегда бывает, всегда есть кто-то недовольный, который говорит, что вы что-то делаете не так. Но большинство россиян нормально воспринимают наши вопросы, вполне охотно отвечают и даже делают выбор.

Антонов:

- Если вспомнить, Джордж Буш, Барак Обама и сейчас Дональд Трамп – изменился ли интерес к международной политике у россиян: вырос, остался на том же уровне, если варьируются цифры, то +-3% и не более того?

Баскакова:

- Интерес к международной политике, конечно, меняется. Это связано с международной обстановкой и конъюнктурой. В частности, если сравнивать с прошлыми президентскими выборами, то мы видим, что за американскими выборами в этом году стали следить больше, и надежд на изменение отношений с избранием нового президента тоже стало больше. Наверное, это связано с тем, что международная повестка у нас сейчас очень обильно присутствует на телеэкранах, в СМИ, и люди больше включены.

Антонов:

- Еще один вопрос по работе ВЦИОМа: «Как именно вы выбираете вопросы?» Вы тоже следите за информационной политикой, за потоками, это приурочено к каким-то датам, например? Потому что, с одной стороны, выборы Трампа проходили в начале ноябре, а ВЦИОМ сподобился на опрос только на этой неделе.

Кочнева:

- Это был опрос по итогам выборов уже.

Баскакова:

- Да. У нас были опросы и перед выборами, опросы были и раньше. Мы задавали вопросы в начале года, мы задавали вопросы в середине и года, и вот мы задали вопросы после выборов. Но другой вопрос, что интерес россиян к американским выборам, скажем, в апреле или в июне был гораздо ниже, чем он стал в ноябре, когда кампания достигла пика, когда появилось много информации.

Антонов:

- Дмитрий, здравствуйте.

- Здравствуйте. Знаете, многие Трампа преподносят как опытного бизнесмена, что он сейчас будет управлять страной. Состояние Трампа, по-моему, где-то порядка 4 млрд. долларов. Действительно, деньги немалые. Но если взглянуть на статистику, 50 крупнейших компаний Америки имеют капитализацию порядка 6 триллионов. Это 6 тысяч миллиардов. Соотношение цифр 6 тысяч миллиардов и 4 миллиарда говорит само за себя. В масштабах Америки он мелкий лавочник.

Антонов:

- Дьявол кроится в деталях. Капитализация компаний и деньги в личном пользовании. А у Трампа на данный момент все-таки 4,5 миллиарда. Это разные вещи. Одно дело, когда все средства вложены в крупные компании, американские или японские, когда это все лежит на счетах, когда компании берут кредиты, выходят на международные рынки, имеют отделения по всему миру, это одно. А когда у человека в личном пользовании 4,5 миллиарда, это немножко другое.

Дмитрий:

- Тут я соглашусь с вами, что это большие деньги. Знаете, я бы объяснил тот факт, что россияне чаще стали смотреть на выборы в США, то есть надежда какая-то, наверное, оттого, что надежда на наших правителей просто пропала. По крайней мере, у меня она точно пропала. Всем известно, кого у нас переизберут в 18-м году, что он будет править до 24-го года, а что будет дальше, вот тут только интрига. Сделают опять рокировку, как это было уже, или что-то новенькое придумают?

Антонов:

- Я бы с вами поспорил, но спорить не будем. Будут обязательно и опросы ВЦИОМа перед 18-м годом и в 18-м году.

Баскакова:

- Непременно.

Антонов:

- Юля, у вас ведь есть и еще один опрос.

Баскакова:

- Совершенно точно. Мы задавали россиянам вопросы о том, что их беспокоит этой бурной осенью 2016 года.

Кочнева:

- В последнее время была экономическая ситуация в стране и в семье, я так понимаю.

Баскакова:

- Дело в этот раз экономикой не ограничилось. На первых строчках последние полгода у нас есть две важнейшие проблемы, которые волнуют россиян больше всего. Это международная ситуация, ее обострение, и экономическая ситуация, рост цен, обнищание населения, невозможность купить привычные товары и услуги.

Антонов:

- Вопрос прямо так и звучал: что вас волнует? Хорошо, мне позвонил представитель ВЦИОМа. Какой вопрос он задает?

Баскакова:

- Мы задаем вопрос следующим образом: как вы оцениваете вероятность появления следующих проблем в вашей жизни? И дальше мы предлагаем варианты: очень вероятно, не очень вероятно.

Антонов:

- Один из пунктов – это не экономика, не международная политика, а здоровье. Меня волнует здоровье мое и здоровье родных.

Кочнева:

- Я так понимаю, что в тройке впервые появился такой пункт?

Баскакова:

- У нас есть несколько показателей, которые мы измеряем. Мы спрашиваем у людей о тех проблемах, которые их волнуют вообще, и не предлагаем им варианты ответов. Вы совершенно правы, здесь у нас часто появляется здоровье, особенно в последнее время. В этот раз, буквально на прошлой неделе, мы спросили о том, насколько вероятным они считают появление в своей жизни ряда проблем. Правда, там было и про здоровье. В частности, шла речь об ухудшении состояния здоровья, трудностях получения медпомощи, лекарств. И эта проблема у нас тоже является значимой. Тем не менее, все-таки у нас люди крепкие, видимо, здоровые. Потому что большинство россиян не предвидят пока в своей жизни обострения этой проблемы.

Антонов:

- Когда мы говорим, что на первом месте стоят экономические проблемы, это за страну в целом переживают или экономические трудности у отдельно взятого человека – закредитованность, понижение зарплаты, боязнь потерять работу и потерять зарплату?

Баскакова:

- Мы спрашиваем в данном случае о личной ситуации в жизни человека, о снижении его доходов и потере его возможности купить привычные товары и услуги, оплатить то, что он раньше мог себе позволить. Конечно, экономические проблемы страны воспринимаются прежде всего через призму своего собственного кошелька.

Антонов:

- Что на первых местах, мы поняли. А что в последнюю очередь интересует?

Баскакова:

- В последнюю очередь как раз проблемы семьи у нас являются теми, которые стоят остро для россиян. Не интересует, а пугает. Когда мы спрашиваем, какие проблемы из этого являются вероятными, а какие невероятными, то проблемы в семье выглядят скорее невероятными. То есть семья это надежный тыл, опора, это то, что создает основания для того, чтобы чувствовать себя уверенно.

Антонов:

- Выборка по возрасту есть или только деление на мужчин и женщин?

Баскакова:

- Выборка вообще учитывает все категории людей, для того чтобы мы могли ее назвать репрезентативной, то есть чтобы мы наших 1600 человек могли генерализовать на население всей страны.

Антонов:

- Когда мы говорим о тех же экономических проблемах, периодически вспоминаем себя молодыми. Меня в 18 лет не интересовали денежные проблемы. В 18 лет меня совершенно другое интересовало и пугало, может быть, другое.

Баскакова:

- Так и есть. До сих пор молодежь денежные проблемы мало волнуют. Денежные проблемы волнуют в основном людей пенсионного возраста или предпенсионного возраста, тех, кто должен обеспечивать себя сам, и тех, у кого уже есть определенные запросы.

Кочнева:

- Но в выборку попадают и те, и другие, и богатые, и бедные, и учителя, и врачи, и бизнесмены.

Антонов:

- А молодежь что больше всего волнует?

Баскакова:

- Молодежь волнует возможность устроиться в жизни, сделать карьеру, купить себе жилье. Для молодежи жилье – проблема.

Антонов:

- Самый главный вопрос. Где со всеми цифрами, графиками, выкладками можно ознакомиться?

Баскакова:

- Ознакомиться с графиками можно на сайте ВЦИОМ.ру.

Антонов:

- Я надеюсь, что ровно через неделю мы вновь встретимся. Не уверен, что именно с Юлей, но Юля будет слушать.

Баскакова:

- Обязательно.

Антонов:

- Мы изучаем их выкладки, они изучают наши программы. ВЦИОМ теперь каждую пятницу у нас в гостях.