Премия Рунета-2020
Ростов-на-Дону
+16°
Boom metrics
Политика28 ноября 2016 8:49

Янукович извинился перед семьями погибших на «майдане»

В Ростове-на-Дону допрашивают экс-президента Украины [онлайн-трансляция]
Сегодня же вечером Виктор Янукович соберет пресс-конференцию в Ростове

Сегодня же вечером Виктор Янукович соберет пресс-конференцию в Ростове

Фото: REUTERS

В Ростове-на-Дону закончился допрос Виктора Януковича о беспорядках в Киеве зимой 2014 года. Он длился почти шесть часов с небольшим перерывом. Экс-президент должен высказал свою версию событий, произошедших тогда на Майдане. Допрос осуществил Святошинский районный суд Киева по видеоконференцсвязи. Янукович выступил в качестве свидетеля.

Первую попытку допросить Януковича Святошинский суд Киева предпринял в минувшую пятницу, 25 ноября, однако ничего не получилось: как было объявлено, автозак с сотрудниками "Беркута", которых подзоревают в убийстве мирных граждан на Майдане, не смог выехать из СИЗО в суд: якобы ему преградили дорогу участники акции протеста.

Однако несколькими часами позже Виктор Янукович на пресс-конференции заявил, что "беркутовцев" и не собирались вывозить в этот день: Киев, по мнению бывшего президента незалежной, намеренно сорвал заседание. Адвокат Януковича - Виталий Сердюк - уточнил, что последственных даже не выводили из камер.

СТЕНОГРАММА

Янукович: Виноватых должен установить суд, я не вправе. Постарадали люди, которые стояли на Майдане, и те, кто был против Майдана. Пострадало государство Украина, мы ничего не приобрели, мы только потеряли.

- Вы отдавали приказы на расстрелы оппозиционеров?

- Я с начала и до конца был против применения оружия и против кровопролития. Я не мог отдавать таких приказов.

- Какие конкретно приказания вы отдавали?

- Я хотел мирно урегулировать этот вопрос, встречался даже с радикалами. Но уже позже понял, что любые переговоры с лидерами оппозиции были бессмысленны. Дошло до того, что пошли речи о применении оружия. Пан Луценко к этому призывал и многие другие, так называемые, руководители Майдана, которые призывали к вооруженным восстаниям. Случилось так, что в ночь с 21 на 22 случился переворот, захватили власть. На юге и востоке стали думать, как защититься. Так началась гражданская война. Ее начала действующая на сегодня власть.

- Почему сотрудникам правоохранительных органов не удалось обеспечить правопорядок во время протестов?

- Ответ на этот вопрос простой: на него дадут ответ те, кто допустил кровопролитие на Украине. Пусть они выйдут и скажут, зачем начали. Только украинский народ сегодня может дать оценку. Люди действительно пострадали, я признаю ошибки. Но я никогда не мог поднять руку и подписать любой приказ, который мог бы привести к кровопролитию на Украине. - Что вы можете сказать суду по вопросу выдачи огнестрельного оружия военным и наличия оружия у митингующих?

- По закону на этот вопрос отвечают те, кто принимал такое решение. Но на каком уровне эти решения принимались - я этого не знаю. Милиция действовала в рамках закона. Что касается оружия, которое было на Майдане - оно было из разных источников. Во-первых, охотничье личное оружие, во-вторых, оружие, которое захватывалось во время штурмов, в-третьих, иностранное оружие - снайперские карабины, его ввозили в страну, купить его в Украине было несложно, органы ВВС разрешали, чтобы в рамках закона его ввозили в государство. Ответ на этот вопрос должны дать участники Майдана - протестующие.

- Вы согласовывали 18 февраля 2014 года введение антитеррористической операции?

- Нет, не согласовывал, по поводу АТО знаю только из СМИ.

- Вы договаривались с лидерами оппозиции о совместном ведении государственной политики?

- Действительно, когда оговаривали вопросы выхода из кризиса, лидеры оппозиции негативно отзывались о работе действующего правительства. Оговаривались вопросы участия оппозиции, меня подталкивали под это решение, я был за то, чтобы правительство работало эффективно и прозрачно. Я сказал: "Если вы можете работать лучше, давайте свои предложения". Мы хотели Яценюка сделать главой города. Он сказал, что будет думать, подходит ли ему это предложение. Кличко, который имел мировую славу в спорте, добавить к этой работе. В качестве кого - никто не говорил, но это звучало со всех сторон. Эти разговоры очень часто заканчивались тем, что лидеры оппозиции говорили: "Пойдем на Майдан и будем разговаривать с людьми". Но возвращались всегда с негативом. Как я позже увидел, это был спекталь. Якобы они не виноваты, белые и пушистые. Но с Майдана никто не попал в правительство. Их исключили от раздела пирога или отбросили от корыта, как говорят в народе.

- Два закона об амнистии - это результаты переговоров с оппонентами?

- Безусловно. Этими вопросами занимались люди, которые были хорошо ознакомлены с законотворческими процессами.

- В обществе доминирует мысль, что все, что случилось в 2013-2014 годах была воля народа. Активисты Майдана принимали участие в переговорах?

- Нет, простые люди - нет. Те представители оппозиции, что принимали участие в переговорах, они не вылазили с Майдана, позиционировали себя как лидеры Майдана. Они приходили ко мне как люди, которых делегировал Майдан. Это общегосударственная практика в любой стране.

Янукович:

- Решение, которое было принято 22 февраля (госпереворот, отстранение Янукович от должности президента - ред.) и действия, которые начались потом на территории Украины - они противозаконны. Во-первых, меня противозаконно пытались задержать в Донецком аэропорту. Потом, когда я был в воздухе, летел на самолете, меня пытались посадить и поднять в воздух истребители. Когда меня отлучили от власти, я был на территории Донецка, на Украине, я никуда не уезжал. И как глава государства был вправе делать то, что я делал. Был дезориентирован украинский народ, ему сказали неправду. Я уехал только ночью 23 февраля. Все антиконституционные законы принимались людьми, которые развалили наше государство.

- Вы лично давали приказ не пускать протестующих в правительствейнный квартал?

- Нет, такого приказа я не давал.

- Кто-то из работников ОВД, внутренних войск давал присягу для личного служения вам?

- Нет, таких фактов не было,

- "Беркут" имели от вас лично или подчиненных вам людей привилегии, выгоду, материальные блага, это правда?

- Нет, ничего об этом не слышал.

- После того, как вам стало известно о применении оружия, вы давали приказ об остановке насилия?

- Общие требования насчет реагирования правоохранительных органов были едины: защитить людей, не допустить кровопролития и соблюдать законы. Огонь велся со зданий, которые контролировала оппозиция, я не мог отдавать им приказы. Я просил правоохранительные органы остановить кровопролитие. Никогда я не давал указаний стрелять.

- 25 ноября 2016 года во время пресс-конференции в Ростове-на-Дону вы сказали, что хотели подписать указ о подавлении Майдана?

- Ситуация была сложной, и давление было большим на меня с точки зрения моральной, Мысли такие были, но я их в конце-концов отбросил, я этого не сделал. Не было проекта такого приказа, никто его не готовил.

Виктор Янукович со своим адвокатом

Виктор Янукович со своим адвокатом

О КООРДИНИРОВАНИИ ДЕЙСТВИЙ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ НА МАЙДАНЕ

- Я никогда не имел никаких разговоров о подавлении майдана – ни на Украине, ни за ее пределами – в том числе, с Россией. У меня были переговоры об урегулировании политического кризиса: люди, которые были на майдане, – я с ними встречался во время событий и после. Народ был введен в заблуждение лидерами оппозиции – это была огромная ошибка с их стороны, это расшатывало стабильность в нашей стране.

КАК ПОГИБ ОХРАННИК ЯНУКОВИЧА

- 21 февраля был обстрелян кортеж мой, в то время охрана передвигалась на спецавтомобилях, которые были защищены металлическими листами. Погибшего охранника звали Иванцов Дмитро Валерьевич. Его ранило в бок.

КОГО ИЗ ПРАВООХРАНИТЕЛЕЙ ПРИЗВАЛИ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОБСТРЕЛ ОППОЗИЦИИ

- Я дал поручение генпрокуратуре провести следствие, оно было проведено, были отстранены Салькович, Попов. Следствие установило некоторые факты, но времени не хватило, чтобы принять решение. События на майдане не дали такой возможности. Решение по этому вопросу должен был принять суд, это не вопрос президента, но ведь следствие до сих пор не закончено.

О ТОМ, ПОЧЕМУ НЕ ПРОВЕЛИ РЕФЕРЕНДУМ О ЕВРОИНТЕГРАЦИИ

- Я не пытался притормозить процесс евроинтеграции, я хотел сделать его эффективным. Эта процедура не была в Украине отработана, не была начата. Если бы сделали референдум - все могло бы обернуться еще хуже. Подчеркиваю: мы не отказались от соглашения, мы приостановили его.

О ТРЕБОВАНИЯХ МАЙДАНА К ВЛАСТИ

- Первое – подписать соглашение между Украиной и Евросоюзом о зоне беспошлинной торговли, много вопросов было - в конце концов подписали мировое соглашение, которое было подписано лидерами Украины и представителями Евросоюза. Если бы это соглашение было исполнено, не было бы такой трагедии.

КОМУ БЫЛИ ВЫГОДНЫ ЖЕРТВЫ НА МАЙДАНЕ

- Мне всегда тяжело называть какие-либо фамилии, их должен назвать суд. Политическую ответственность несут все лидеры майдана. Коротко – выгодно лидерам майдана, которые захватили власть неконституционным способом. Ни мне, ни моей команде это было невыгодно. Я хочу обратиться к семьям пострадавших, я хочу перед вами извиниться, я делал все, чтобы этой трагедии не случилось, сегодня готов посмотреть вам в глаза и ответить на вопросы. Чтобы найти истину мы собрались. Хотел бы, чтобы мы объединились. К парням, которых судят, тоже хочу обратиться. Они стояли три месяца и защищали безопасность Украины, среди них также много людей пострадали, они также ждут ответов на эти вопросы. Нельзя людей делить на правильных и неправильных. Не было законных пострадавших. Рядом с представителями майдана должны быть родственники пострадавших и погибших людей от правоохранительных органов.

О ВОЗМОЖНОСТИ ПЕРЕКРЕСТНОГО ДОПРОСА С ПОРОШЕНКО, ТЯГНИБОКОМ ПАРУБИЕМ И ЯЦЕНЮКОМ

- Я хотел бы встретиться в том же формате, как мы раньше проводили переговоры – за столом, но не знаю, можно ли это сделать. С ними и с теми, кто сидел со мной в то время, чтобы мы могли посмотреть друг другу в глаза.

О ДРУГИХ СЦЕНАРИЯХ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙ ПОСЛЕ ЗАХВАТА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ЗДАНИЙ

- Если вернуть эти события назад – это был сценарий захвата власти. И выход был лишь один: применить оружие для освобождения зданий и покарания виноватых. Но моей главной задачей было не допустить кровопролития. Если бы я принял решение атаковать – это сделано было бы очень быстро, началась бы гражданская война, 47 процентов поддерживали майдан, 46 процентов - не поддерживали, началась бы полномасштабная война. Это худшее, что могло бы случиться.

ПОЧЕМУ СЛУЧИЛАСЬ ТРАГЕДИЯ

- Для нас события 20 февраля стали полной неожиданностью, это был удар в спину. Ведь 19-го было подписано мирное соглашение. Оказалось - снайперы сидели на высотных зданиях, вход в которые охранялся радикалами. Есть свидетельства и фотографии, кто там был, фамилии и так далее. Мы, к сожалению, не получили своевременную информацию, потому не среагировали. В правоохранителей стали стрелять. Они защищались, отходили. Фактически противостояние это тяжело было предвидеть – тем более, им управляли.

О ТОМ, ПОЧЕМУ ЯНУКОВИЧ УЕХАТЬ ИЗ УКРАИНЫ

- Украина не могла жить в условиях, при которых общество было расколото пополам. Что делать президенту, которого незаконно устранили от власти? У меня было много мыслей по этому поводу. Обратиться к украинскому народу, к тем, кто умеет держать оружие в руках и просить их пойти со мной, - это значило начать гражданскую войну, но я был против кровопролития. Когда я ехал в Крым, я думал, что я буду еще жить в мирной стране, в которой действует конституция. Поэтому когда я практически был в пути к Донецку, то увидел, что выхода нет в этой ситуации. Когда я приехал в Крым, я начал искать местную власть. Я нашел. Одного из представителей севастопольской администрации. Люди чувствовали себя в опасности, плохое настроение, они не знали, как себя защитить. Было принято решение создать отряды самообороны, выставить на границе с Украиной, чтобы не прошли радикалы и не стали делать то, что сделали в Украине. Мне сказали, что в Севастополе выступал мужчина, которого унизили, били, заставляли есть стекло, выбросили из машины и заставляли петь гимн Украины. И было принято решение о выходе из Украины и присоединении к России. В Крыму было много русских военных, они также повлияли на это решение. Я очень переживал в это время. Люди с Севастополя поехали в Симферополь, чтобы они тоже пошли этим путем. Я стал перед фактом: что мне делать? Поднять флаг президента в Крыму? Мне тяжело было принять решение, я обратился к Президенту России – принял решение покинуть территорию Украины. Было опасно мне там оставаться – с точки зрения жизней людей. Когда я приехал в Ростов – я сказал: "Не дай Бог, чтобы радикалы приехали на мою родину в Донбасс и стали учить их, как жить". Но меня не услышали. И началась война. Если бы я остался, то война бы началась на всей территории Украины.

Виктор Янукович дал пресс-конференцию ростовским журналистам

Виктор Янукович дал пресс-конференцию ростовским журналистам