Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+10°
Boom metrics
Общество16 декабря 2016 12:14

«Весело и без занудства»: как 81 год назад стране вернули Новый год

Порядка десяти лет его приходилось отмечать тайно
фото: Павел Маркин. В 1935 году Дед Мороз и Снегурочка вернулись в нашу жизнь. Навсегда!

фото: Павел Маркин. В 1935 году Дед Мороз и Снегурочка вернулись в нашу жизнь. Навсегда!

«НЕ СМУЩАЙТЕ НАС СВОЕЙ БУРЖУАЗНОЙ ЕЛОЧКОЙ!»

Новый год – один из старейших и любимых праздников в России. Отмечать его начали еще при Петре I. Именно он приказал украшать дома ветвями и деревьями сосны, ели можжевельника. Сначала гуляли в ночь с 31 декабря на 1 января только дворяне, а потом праздник ушел в народ, и прочно там закрепился.

И все же, были в истории Нового года и неудачные времена. Сразу после революции народ еще соблюдал царские традиции – украшал елочку, обменивался подарками в волшебную ночь. Первого января считался выходным днем.

Все изменилось в конце двадцатых годов. Тогда стала набирать обороты борьба с «религиозным мракобесием». Новый год объявили «поповским обычаем» и «буржуазной затеей».

«Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов!», - такие фразы можно было встретить в газетах той поры.

Из страны исчезли даже праздничные открытки, а на плакатах вместо поздравлений стали рисовать детей с надписями: «Не смущайте нас своей буржуазной елочкой!».

Кадр из фильма. Широко отмечать Новый год вносвь стали в пятидесятые годы

Кадр из фильма. Широко отмечать Новый год вносвь стали в пятидесятые годы

ПРАЗДНИК С ЗАКРЫТЫМИ ШТОРАМИ

Но народные традиции не так-то просто изменить, и Новый год люди все равно справляли. В Ленинграде вековую традицию соблюдали в первую очередь представители интеллигенции. Елку тайно затаскивали в квартиру и 31 декабря за столом собирались близкие люди. Праздник старались скрыть – для этого тщательно задергивали шторы на окнах.

Ни выходных, ни продленной работы общественного транспорта на «праздничную» ночь не полагалось.

«Новый год встречали у Нины Ивановой. Стол украшал гусь с капустой, зажаренный Варей, бог знает где она этому научилась. И надо веселиться до утра - ночью добираться не на чем. А утром прямо на работу, первое января – первый рабочий день», - так описывал Новый год с 1933-его на 1934-ый Анатолий Рыбаков в своей книге «Дети Арбата».

ОБЕД В ОСАЖДЕННОМ ГОРОДЕ

«Елки» реабилитировали только в 1935 году. Глава ЦК ВЛКСМ Александр Косарев завещал народу «отметить праздник весело и без занудства». С тех пор вновь стали, пусть и очень скромно, украшать города, а в школах – проводить утренники для малышей и вечера для юношей и девушек. Обязательно в программе была раздача подарков.

Возрожденный праздник очень полюбился ленинградцам. Новый год пытались отмечать даже в осажденном городе.

- В первую блокадную зиму в Ленинграде не открывали елочных базаров, - рассказывала «Комсомолке» доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета Елена Твердюкова. - Но я слышала, что люди рисовали на стенах елки с игрушками.

Уже в следующем году в городе работали восемь елочных базаров, для горожан постарались устроить хоть какой-то праздник.

- 6 января 1942 года в помещении Малого оперного театра состоялся казавшийся невероятным в условиях блокады праздник. Была елка, был спектакль. И был обед! Перед каждым из маленьких участников этого праздника на белую скатерть поставили тарелку супа с лапшой, пшенную кашу, желе. Каждому дали ломтик хлеба. Причем все это без вырезки талонов из продовольственных карточек. После обеда ребятам легче было переносить холод – температура в театре не превышала минус пятнадцати градусов, - писал Абрам Буров в книге «Блокада день за днем».

1 ЯНВАРЯ – ОТДЫХАЕМ. НАКОНЕЦ-ТО!

В послевоенное тяжелое время было не до праздников. Отмечать Новый год больше не запрещали, но в первый день января все приходили на работу в обязательном порядке. Отдохнуть в честь торжества один день разрешили только через два года после Победы.

- Объявляя 1 января выходным днем, власти узаконивали фактически существовавшую практику, - говорит сотрудник музея «Разночинный Петербург» Ирина Осипова. – Поскольку люди все равно праздновали Новый год и, отгуляв ночь, являлись на рабочие места, мягко говоря, не в лучшей форме.

При этом 31 декабря поблажек не делали ни рабочим, ни студентам. Все трудились и учились от звонка до звонка.

- 31 декабря 1947 года наша группа сдавала экзамен, который затянулся до позднего вечера, - рассказывала «Комсомолке» пожелавшая остаться неизвестной пенсионерка, в прошлом студентка медицинского вуза. – Трамвай, на котором мы ехали домой, по дороге сломался. Позвонить, чтобы предупредить родителей, я не могла: поблизости не было ни одного телефона-автомата. Новый год я встретила в дороге, домой, где за праздничным столом сидели немногочисленные гости, приехала примерно через полчаса после боя курантов.

В честь Нового года для городской элиты устроили бал-карнавал. Депутаты, ученые, писатели, артисты и передовики производства веселились всю ночь – до утра для них шел концерт во Дворце культуры. Ну а рядовые горожане встречали Новый год куда более скромно: в коммунальных квартирах, в кругу близких людей за столами с нехитрой закуской.

ОФИЦИАЛЬНО

Из постановления Верховного Совета СССР, опубликованного 24 декабря 1947 года в газете «Известия»:

День 1 января – новогодний праздник – считать нерабочим днем.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Веселиться хотят не все

Работать в новогодние праздники раньше было обязательством, а сейчас – это добровольное дело. Хоть для некоторых профессионалов и очень прибыльное.

К примеру, с середины декабря аниматор за полчаса работы получает от тысячи рублей. И чем ближе Новый год – тем выше гонорары Деда Мороза и Снегурочки. За часовую развлекательную программу в ночь с 31 декабря на 1 января вполне реально заработать от семи до пятнадцати тысяч на человека.

В списке «прибыльных» профессий также таксисты и официанты. Как правило, в праздники клиенты становятся щедрее и оставляют приличные чаевые. Не удивительно, что веселью предприимчивые дамы и господа предпочитают возможность неплохо заработать.

ДОСЛОВНО

Из газеты «Ленинградская правда», 1 января 1948 года.

Весело и радостно встретили ленинградцы новый, 1948 год. Вчера вечером на улицах нашего города царило большое предпраздничное оживление. Над шумной толпой, заполнявшей тротуары, плыли зеленые елки, разноцветные шары. В переполненных магазинах люди делали последние новогодние покупки.