Звезды

Зачеркнутому - верить

Со дня создания музея-заповедника «Михайловское» исполнилось 95 лет
Околица Михайловского - одна из самых красивых пушкинских «подвижных картин». Фото: Лидия Токарева.

Околица Михайловского - одна из самых красивых пушкинских «подвижных картин». Фото: Лидия Токарева.

Современному человеку, особенно горожанину, живущему свой век в тесноте и хронической транспортно-магазинной толчее, неизменно кажется, что в парке Михайловского нет ни души - даже в дни и месяцы туристического «максимума».

Иллюзия эта рождается в длинной и темной въездной аллее, где люди - сущие муравьи перед громадными елями, которым более двух веков от роду. Она усиливается на берегу Сороти - еще с корочками льда, но уже синей-синей, отражающей небо и облака. Человек будто растворяется в пространстве, в пейзажах, с каждым шагом меняющихся, - в тех самых пушкинских «подвижных картинах». Вот и сейчас на праздник съехалось множество народа со всей России: музыканты из Петербурга, участники школьной научно-практической конференции из Москвы, Калмыкии, Татарстана, из городка Новомосковска, что в Тульской области, а еще рукодельницы из Гатчины, гости из Пскова, Великого Новгорода, целая делегация из Опочки... - а в пушкинском саду, кажется, только мы с Валентином Курбатовым. Да цапли, которые только два дня назад вернулись с мест зимовья и шумят, заново обустраивая потрепанные зимними ветрами гнезда.

Михайловское. Круг перед домом поэта. На перезимовавших деревьях весеннее солнце ставит свои «почеркушки». Фото: Лидия Токарева.

Михайловское. Круг перед домом поэта. На перезимовавших деревьях весеннее солнце ставит свои «почеркушки». Фото: Лидия Токарева.

Мы неспешно идем по старинной аллее, и Валентин Яковлевич вспоминает, как «при товарище Гейченко» над ней висела «растяжка» - транспарант с цитатой «из товарища Сталина». Сейчас такое даже представить - дико...

- .. .Ведь заповедник пишется как пушкинское стихотворение, - неожиданно итожит литературный критик Курбатов, - неостановимо. Меняются небеса, птицы, люди, годы, одна строчка зачеркивается, поверх нее пишется другая. Но останется все той же пушкинской, каждый раз меняясь. Сегодня в стихотворении мы отмечаем «везде невежества губительный позор», а в другой раз в этом же стихотворении: «кругом следы довольства и труда». И мы выбираем, всякий раз ставим свои акценты. Заповедник пишется историей и природой, и что спрашивать с него устойчивости? С городского - понятно, он окаменел там, на Мойке, а здесь заповедник - живой, как стихи, как сам Александр Сергеевич - каждый день новый, всякий раз узнаваемый с иной стороны, но все время один и тот же.

Вот этого, пеняют директору, не было при Пушкине, и вон того... Так и реки не так разливались, не такие были облака, травы. Но каждый год все это остается, переписываемое Александром Сергеевичем. Помните, как Берестов нашел новые стихи Пушкина - из-под зачеркнутого достал готовые строки, которые просто были из другого стихотворения, не в этом контексте должны были стоять! Слава богу, Пушкин не жирно зачеркивал, всегда можно прочитать...

ЦИТАТА

Георгий Василевич, директор музея-заповедника «Михайловское»:

- На самом деле Александр Сергеевич - это не наше все. Это - мы сами. Каждый из нас - часть большого коллективного портрета Александра Сергеевича.

ВЫСТАВКА

Гравюра из лоскутков

Мастерицы из квилт-студии «Гатчина» ко дню рождения Пушкинского Заповедника привезли в Святогорье очень яркую выставку - тридцать произведений декоративно-прикладного искусства. Эти работы, по сути «выросшие из бабушкиного пестрого деревенского покрывала», неожиданно современные и стильные.

Пораженные мастерством исполнения «лоскутных живописцев» даже музейные работники, бывало, на секундочку теряли голову, забывали первое правило для посетителя выставки - «руками не трогать». Фото: Денис Виноградов.

Пораженные мастерством исполнения «лоскутных живописцев» даже музейные работники, бывало, на секундочку теряли голову, забывали первое правило для посетителя выставки - «руками не трогать». Фото: Денис Виноградов.

Ученицы профессионального художника, члена Союза дизайнеров России и Санкт-Петербурга Натальи Косьянковской экспериментируют, создают художественные проекты, объединяя лоскутные композиции в «геометрические» или «колористические» серии.

Значительной удачей можно назвать и попытку переосмыслить, пересоздать в лоскутной технике… тончайшие гравюры Валентина Васильева. Большое (219 х 150 см) панно «Вновь я посетил» по мотивам пушкиногорских работ известного псковского мастера - рукодельницы из Гатчины подарили музею-заповеднику «Михайловское».

Фото: Денис Виноградов.

Фото: Денис Виноградов.