Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Политика5 апреля 2017 22:00

Политолог Сергей Марков: «Когда на Западе любую агрессию в отношении России оправдывают, они вынуждают нас защищаться»

О том, что такое русофобия и как с ней бороться, наш обозреватель Галина Сапожникова поговорила с директором института политических исследований
Политолог Сергей Марков в редакции "Комсомольской правды".

Политолог Сергей Марков в редакции "Комсомольской правды".

Фото: Иван ВИСЛОВ

В Испании группу русских дам не пустили в ресторан. В Чехии россиянина не поселили в гостиницу. А в Эстонии русскоязычным сотрудникам магазина запретили общаться на русском. Не с покупателями – друг с другом! Этот ряд с примерами русофобии можно продолжать бесконечно.

Как и ряд комментариев под ними: «Почему вы во всем видите антироссийскую подоплеку? Никакой русофобии в природе не существует. Все народы друг друга не любят, и это факт».

Так у кого паранойя – у нас или у наших оппонентов? Кто из нас излишне подозрителен, а кто слеп?

На эти и другие вопросы знает ответ директор института политических исследований, член Общественной палаты России, политолог Сергей Марков.

- Вы лично, Сергей Александрович, с практической русофобией когда-нибудь сталкивались? И чем она отличается от бытового национализма?

- При чем тут бытовой национализм - если я выступаю, к примеру, на каком-нибудь международном форуме, а вокруг меня происходит чудовищная свистопляска, и представители Украины начинают кричать, смеяться и всячески меня перебивать? А организаторы их поддерживают, подходят и говорят: «Мы боимся, что во время вашего выступления будет драка…» До майдана ничего подобного не было. Русофобия также проявляется и в закрытом формате, когда адекватных представителей России из списков приглашенных на международные конференции вычеркивают, приглашая туда оппозиционеров, которые представляют ничтожное меньшинство россиян.

Русофобия стоит в одном ряду с антисемитизмом и исламофобией. Надо сказать, что явление это является совершенно естественным. Как дождь осенью. Ведь что такое русофобия? Боязнь других стран нашей великости. Я своим студентам все время говорю: посмотрите на карту - вы видите слева внизу разноцветное лоскутное одеяло маленьких европейских стран, а сверху над ними нависает огромное, одноцветное, северное, холодное, непредсказуемое, набитое ядерным оружием и гордящееся своей непредсказуемостью покрывало по имени Россия… Нас побаиваются – и это нормально. Кроме того, у нас есть конкуренты в борьбе за место в мире - это США, Великобритания, Франция, Германия. Есть естественная русофобия, а есть неестественная. Все зашло слишком далеко: на Украине откровенно говорят, что русских можно убивать. На Донбассе именно это и происходит: по русским каждый день стреляют только потому, что они русские. В Латвии и Эстонии права наших соотечественников ограничены, там сформированы недемократические режимы, которые опираются на корпус избирателей почти без русских. Это своего рода форма защиты политических режимов – если русским дать избирательные права, парламенты в этих странах обновятся на 90 процентов. Речь по сути дела идет об узаконенном расизме. Русофобия - это расизм, направленный не против русских как этноса, а против трех основ русской идентичности: российского государства, православной церкви и русского языка.

Весна 2014 года, массовый митинг в центре Луганска.

Весна 2014 года, массовый митинг в центре Луганска.

Фото: Александр КОЦ

Дочка демократии

- Такого градуса ненависти по отношению друг к другу, как сейчас, мы, как мне кажется, с Западом еще не достигали. Как вы думаете, когда и с чего это началось? С дела Александра Литвиненко? Или катастрофы над Боденским озером, когда, не дожидаясь результатов расследования, Россию обвинили в том, что пилоты не говорили по-английски и пили водку, а топливо наверняка было ворованным… Получается, новый этап русофобии стал развиваться с приходом Путина?

- Еще раньше. Сначала нужно было отучить народы европейских стран и США от симпатии по отношению к русским. Отучали их, раскручивая идею о русской мафии.

- В Финляндии даже оперу, помню, про нее, родимую, ставили в конце 90-х...

- Никакой особенной русской мафии, отличной от других, на самом деле не было и нет. Когда пришел Путин и выяснилось, что русский народ умирать и ликвидировать свое государство не хочет, а наоборот намеревается восстанавливаться, и началась эта бешеная атака. Наиболее ярко это проявилось в 2011 году, когда вице-президент Америки Джозеф Байден приехал в Москву и сказал Путину: ты нам не нравишься и не должен идти на следующий президентский срок. И понеслась вся эта чудовищная вакханалия.

10 марта 2011 года. Вице-президент США Джозеф Байден и премьер-министр России Владимир Путин во время встречи. Фото ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин

10 марта 2011 года. Вице-президент США Джозеф Байден и премьер-министр России Владимир Путин во время встречи. Фото ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин

- При советской власти нас тоже не любили. И при царе терпеть не могли… Какими же мы миру нравимся-то? И кто первый начал? Побежденная в Отечественной войне 1812 года Франция? Затаившая обиду за свои неоднократные разделы Польша? Британия – за проигранный Крым? Германия, жаждущая реванша после первой мировой войны?

- Реально русофобия началась с началом борьбы между британской и российской империями за остатки Османской империи, Среднюю Азию и Кавказ. Вообще, русофобия во многом инструментальна – то есть, самим народам не присуща. Чаще всего она становилась результатом государственной политики элит, которые навязывали ее с помощью пропаганды. Когда люди начали активно участвовать в политике, а идеология приобрела большой практический, политический, инструментальный смысл, тогда государственная русофобия, как один из элементов управления массами, стала играть все большую и большую роль. Именно поэтому русофобия является частью государственной пропаганды.

- Получается, это побочный продукт развития демократии?

- Абсолютно верно. Демократия – это управление людьми с помощью идеологий. ИГИЛ* – это тоже создание демократии.

Главный план

- Но ведь бывали времена, когда русские всем очень даже нравились – особенно в первые годы перестройки. Кем управляется это волнообразное отношение к русскому миру?

- Историей. Русофилия в мире появляется тогда, когда мы от чего-то спасаем мир. Например, от нацизма. Чудовищной, между прочим, ценой… Благодарные народы быстренько заставили об этом забыть, рассказывая, что Россия – это враг, и ее нужно поставить на место. Во времена перестройки мы путем распада исторической России и отделения от нее таких континентов, как Украина, Белоруссия, Южный Кавказ, сняли с мира угрозу термоядерной войны. Очень быстро всех заставили забыть и об этом.

- В одном из интервью вы сделали громкое заявление: что русофобия, дескать, может начать третью мировую войну. Что имели в виду?

- В 20 веке, как вы знаете, в Европе мировых войны было две. Вторая началась, потому что нацистская Германия хотела расшириться. А первую мировую войну на самом деле никто не хотел. Германия желала показать кулаки, а Англия и Франция этому противодействовали. Все хотели чуть-чуть повоевать и спокойно выйти на новое соотношение сил. О такой чудовищной катастрофе, которая в итоге получилась, никто и не думал. Третья мировая война может повториться по модели первой – когда войны вроде бы никто не хотел, но силою обстоятельств все в нее втянулись. И здесь русофобия играет ключевую роль. Мы говорим нашим европейским коллегам: в свое время антисемитизм был одной из причин, которая привела Европу к чудовищной катастрофе второй мировой войны. Не думаете ли вы, что русофобия приведет к новой мировой ядерной войне? Когда на Западе любую агрессию в отношении России оправдывают, они вынуждают нас защищаться. Так получилось с Крымом.

- Есть еще одна особенность нынешней русофобии – русские, которые ненавидят самих себя. Наши дорогие либералы…

- Сформирована целая мощная субкультура, задача которой – взорвать Россию изнутри. Конечная цель – ликвидация русского народа, как субъекта мировой истории путем разделения. Сейчас русским, живущим на Украине, доказывают, что на самом деле они украинцы и вечно враждовали с русскими. Так же потом и сибирякам будут рассказывать, что они - отдельная нация, вечно борющаяся с Россией. И казаки тоже не русские, и поморы, и уральцы, и прочие... Это и есть главный план русофобии: разделение русского народа на мелкие кусочки путем создания новых антирусских идентичностей.

Киев. 15 июня 2014 г. Участники акции протеста, устроенной представителями националистических организаций у посольства России. Фото ИТАР-ТАСС/ Максим Никитин

Киев. 15 июня 2014 г. Участники акции протеста, устроенной представителями националистических организаций у посольства России. Фото ИТАР-ТАСС/ Максим Никитин

Надо признать, что нашим врагам многое удалось. На наших глазах на Украине победила русофобская диктатура. Великий русский народ уменьшился в значительном объеме – как территориально, так и количественно. Почему? Мое мнение: потому что большая часть российской элиты традиционно считает русский народ неполноценным, а Россия, думает, что должна так или иначе учиться у просвещенного Запада в лице Европы. Стремление большой части русской элиты быть признанными в качестве младших партнеров Запада, а не быть лидерами своего русского народа - вот корень этой проблемы.

Мазурка и медведь

- Скажите, а вам не фиолетово, как к нам в мире относятся?

- Не фиолетово. Потому что нас делают людьми второго сорта. Нас убивают. По данным немецкой разведки 60 тысяч русских убили на Украине только за то, что они русские. И еще несколько миллионов поставили в колоссально плохие условия.

- Стоит ли вкладывать огромные деньги в исправление имиджа России на Западе?

- Имидж страны нужен для того, чтобы к нам ехали туристы. А убеждать кого-либо в том, что мы хорошие, мне кажется неправильным. Да и невозможным. Русофобия является частью государственной политики. Надо требовать от государств и конкретных правительств, которые эту политику финансируют, прекращения раскручивания расизма, направленного против русских.

- То есть, отвечать пощечиной на пощечину?

- Отвечать нужно ассиметрично. Ставить вопрос о том, что Меркель должна уйти со своего поста, потому что тащит Германию к новой войне с Россией. Бить по конкретным лидерам русофобии, показывая, что их карьера закончится крахом.

- То есть, перестать делать вид, что мы умеем танцевать мазурку на балах? Становиться эдаким медведем, каким нас рисуют – яростным и рычащим?

- Не надо рычать. Но не надо и ни перед кем заискивать. Мы даем слишком много пасов этим русофобам. На самом деле постоянно льстиво заискивая и заглядывая им в глаза, мы к ненависти добавляем лишь презрение к себе. Сочетание ненависти и презрения – и есть поощрение к агрессии. Если человека одновременно и ненавидят, и презирают – значит, фактически готовы на вас напасть. Жестче надо. Жестче.

*Запрещенная в РФ террористическая организация

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Почему русским девушкам отказали в резерве ресторана в Мадриде

Эта история в минувшие выходные удивила многих пользователей соцсетей. Русскоязычная жительница Испании написла у себя в Фейсбуке: бронировала ресторан в центре Мадрида для вечеринки в честь 1 апреля на 100 человек. Но получила отказ, потому что «люди из России в их заведении не приветствуются». Девушку это возмутило, написала заявление в полицию: дискриминацию по национальному признаку можно трактовать, как преступление. Выложила на своей страничке копию «заявы» (подробности)

МЕЖДУ ТЕМ

В украинских школах проводят уроки русофобии

Этот ролик прислал ученик одной из школ Краматорска: мобильным телефоном он снял «урок патриотизма и русофобии», который проводит военный с автоматом (представитель роты обороны стратегических объектов Юрий Ковтенко, позывной «Мэднесс») (подробности)