2017-04-21T02:27:46+03:00

Корабль-неудачник «Валерий Брюсов» может снова пойти в круиз

Наш корреспондент разбиралась в судьбе теплохода, который сейчас хотят убрать с Крымской набережной
Поделиться:
Комментарии: comments4
Теплоход «Валерий Брюсов» на Крымской набережной.Теплоход «Валерий Брюсов» на Крымской набережной.Фото: Михаил ФРОЛОВ
Изменить размер текста:

Отчего я впряглась, обзвонилась министрам и разным высоким деятелям? Ну убирают из Москвы теплоход. Делов-то. Мы по воде ходим редко. Больше по тротуарам.

Но мне объяснили. Самая главная проблема — в дате рождения.

— Когда он появился? В восемьдесят четвертом-пятом-шестом? Ну, это судьба. Плохая. Все что появлялось в это время — оказалось никому не нужным.

Так сказал председатель правления Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий.

Речь шла не обо мне, а о «Валерии Брюсове».

А теплоходу «Валерий Брюсов» остался месяц жизни. У известного арт-кластера, работавшего в Музеоне, не было договора водопользования. И теперь его увезут на кладбище кораблей, где натрут на мелкой терке на иголки.

ДОЛЖНОСТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ МИНИСТРА БАГРОВА

Конечно, он не должен был стать кораблем-неудачником. В 1985 году «Брюсов» появился у нас, чтобы стать гордостью нашего флота, одним из лучших отечественных теплоходов.

Корабль был приобретен при легендарном министре речного флота РСФСР Леониде Багрове.

— Перед нами стояла задача — обновить флот, — рассказал экс-министр «Комсомолке». — Старые деревянные суда вышли из строя и по ветро-волновому режиму не могли проходить водохранилища: качнет судно — что останется? На австрийских высококлассных верфях мы заказали шестьдесят судов. Хотели, чтобы в бассейне каждой реки - Лены, Енисея, Оби, Иртыша, Камы — имелось хотя бы по одному комфортабельному теплоходу.

Все шестьдесят были высококлассными. А четыре особенных. Созданные по суперсовременному проекту Q-65, они приобретались в последнюю госзакупку для оснащения «голубого кольца». Среди них был «Брюсов».

Бывший министр признался «Комсомолке», как пошел на должностное преступление ради корабля. Высокое судно не проходило под мостом. Поэтому пришлось сбрасывать уровень воды в Москве-реке.

— Я лично этим делом занимался. Было незаконно, мы делали это ночью, когда расход воды минимален, снизили уровень сантиметров на 80, этого хватило, чтобы «Брюсов» прошел, — вспоминает Багров.

«Потрясающий», «красавец», «сейчас таких не делают», — так вспоминает Багров «Валерия Брюсова». На корабле было все: просторная кают-компания, гигантский ресторан, современный киноконцертный зал, отличная звукоизоляция кают.

Из всех крутых наворотов в дальнейшей жизни только звукоизоляция «Брюсову» и пригодилась.

«НИКОГДА НЕ ПОЙДЕТ ОН ПО РЕЧНЫМ ДОРОЖКАМ»

«Это так объяснимо, но печально немножко». Так пел Леонид Агутин. Правда, в «Брюсове» я его не видела. Там больше тусила группа «На-на». Корабль встал на вечном приколе с унизительной короной «Казино» над палубой и борделем внутри.

Когда-то весьма недорого на теплоходе можно было снять жилье, и этой возможностью пользовались многие студенты. К счастью, происходящего в соседних каютах не было слышно. Потому что (смотри выше) имелась звукоизоляция.

По назначению «Брюсов» работал очень и очень мало. Почему?

Некоторые специалисты грешили на конструкцию теплохода, мол, судно строилось для мелких рек, типа Оки, но и на практике оказалось, что у корабля больше осадка, чем предполагалось.

Но, по словам заведующего кафедрой судостроения и ремонта Московской государственной академии водного транспорта Василия Амелина, все это не имеет отношения к истине.

— Не ищите изъянов в конструкции. Их нет. Ищите проблемы в экономике, — заявил Амелин.

Элитный красавец «Брюсов» оказался экономически невыгодным. Большой расход топлива и при этом чуть больше ста пассажирских мест:.

Так «Брюсов» и его брат «Александр Блок» встали на прикол. «Блок» превратился в филиал центра международной торговли, Брюсова в 1993 арендовала корейская компания, занимавшаяся приемом корейских туристов.

ОТ БОРДЕЛЯ ДО АРТ-ПРОСТРАНСТВА

Пару лет назад в судьбе корабля наметились перемены. «Брюсов» стал арт-кластером. Новая жизнь, уже не в качестве позорища, а в качестве украшения Москвы. О нем заговорили не только у нас, но и в мире.

— Посмотреть, как ловко мы переделали корабль под модное молодежное место, приезжали гости из-за рубежа. Аналог «Брюсову» появился в Швеции, — вспоминает пиар-директор «Брюсовшип» Сира Лобян.

Но от злой судьбы не убежишь. На этот раз оказалось, что и в таком статусе корабль не нужен городу.

Несколько дней назад Замоскворецкий суд принял решение убрать его с Москва-реки.

«Ранее корабль «Брюсов» был борделем и казино, и баром, но никого это не волновало. Сейчас все кричат про малый бизнес, про "все для молодежи", про развитие культурной жизни в стране, и решением прокуратуры закрывают и увозят корабль, на котором было невероятное количество активностей, школ, мастер классов, кинопоказов, магазинов молодых русских дизайнеров», — резиденты арт-кластера уже разместили петицию в защиту корабля.

Сейчас на «Брюсове» - пир во время чумы. Лекции, кинопоказы, вечеринки, перформансы. Последний резидент съедет 11 мая. Еще через четыре дня палуба корабля будет закрыта для посещений. Что потом?

— Нам сказали, «Брюсова» перевезут на кладбище. Он будет стоять там, пока решат, что с ним делать, — вздыхает Сира Лобян.

Больше всего сотрудники арткластера боятся, что перед тем как увезти корабль, его изуродуют. Кто-то в верхах уже пообещал отрезать теплоходу рубку и третью палубу, «чтобы пролез под мост».

ГОРОД ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ВЫХОД К ВОДЕ

— Как на кладбище! Как отрезать рубку? Вы сума сошли! — кричит в трубку 86-летний Багров. — Это же новый теплоход. Да ему семьдесят лет работать! А у нас судов не хватает.

Бывший министр долго не мог прийти в себя от такого известия и уверял нас, что вся ситуация с кораблем — «провокация и недоразумение».

— У нас наконец-то появились перспективы для водного туризма. Новые водные маршруты. Недавно принято решение строить два судна, подобных «Брюсову», одно будет ходить по маршруту «Москва-Астрахань», другое — из столицы в Стокгольм. Терять в нынешних условиях теплоход — преступление. Я не понимаю борьбы с дебаркадерами. Посмотрите, сколько плавучих сооружений на Сене. Везде человек тянется отдыхать к воде и не нужно лишать его этой возможности. Каждый город должен иметь выход к воде.

В конце разговора Багров пообещал.

— Я поздравлю нашего министра с Пасхой и скажу, что происходит. Министр транспорта Максим Соколов у нас заботливый, хороший. Я уверен, что он поймет.

ВТОРОЙ ШАНС

— Говорю совершенно точно: «Брюсов» не будет пущен на иголки, — заявил «Комсомолке» глава Мостурфлота Константин Анисимов.

‑ Константин, что происходит? Мы все обеспокоены судьбой «Валерия Брюсова»…

— Да, к сожалению, мы тоже. Проблема в том, что Москва не хочет видеть никаких плавсредств на своей территории.

— Судну не грозит уничтожение?

— Если мы и будем что-то пускать на иголки, то это старые суда. У нас есть и шестидесятилетние корабли, которые хорошо послужили.

— Какие варианты для «Брюсова»? Сотрудники арткластера говорят, что есть возможность поставить его возле Нижнего Новгорода или Чебоксар

— Это будет не самым лучшим решением. В свое время московское пароходство потратило кучу денег на обеспечение судна коммуникациями. Мы построили трансформаторную подстанцию, канализационный коллектор, провели водопровод... На новом месте придется делать все заново, что очень дорого, не говоря уже о том, что корабль нужно как-то отбуксировать на новое место, что тоже дорого.

— Брата-близнеца «Валерия Брюсова» — судно «Александр Блок» переоборудовали и теперь оно ходит по рекам. Можно ли дать второй шанс «Брюсову»?

— Именно это мы и хотим сделать. На базе «Блока» мы построили совершенно новое судно, которое возит австралийских туристов. Стоит попытаться переоборудовать до состояния круизного судна «Брюсова». У нас есть старый корабль «Сергей Образцов», который ходит до Константинова. Ему больше шестидесяти лет. Возможно, его заменит «Брюсов».

— Ходят слухи, что у «Брюсова» нет никаких механизмов. Все оборудование ушло на «Сергея Есенина».

— Это не проблема. Если произойдет модернизация «Брюсова» — мы будем менять каюты, менять оборудование. Корпус корабля сохранился в нормальном состоянии.

— Я разговаривала со специалистами, они утверждали, что легче построить новый корабль, чем отремонтировать старый.

— Это не так. На полное переоборудование уйдет 250-300 млн. рублей. Новое судно стоит примерно 25-30 млн. евро. Но надо понимать, что переоборудование начнется не сегодня и не завтра. Может быть, года через два. За это время корабль должен где-то находиться. Нам всем было бы легче, если бы он остался на прежнем месте. Поэтому я очень рассчитываю, что подписи, которые собирают активисты в защиту корабля — дойдут до адресата. Хорошо бы мэрия пересмотрела свое решение.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Москву-реку надо вернуть городу

Если говорить о гармонии мироздания, то теплоходы должны ходить по рекам и морям, заводы - производить продукцию, а люди - жить и радоваться. Но жизнь мегаполиса часто вносит коррективы в привычные схемы. Заводы в центре города перепрофилируют в кафе, лофты и прочие общественные и частные пространства. Как случилось с Винзаводом, «Красным Октябрем», «Флаконом» и прочими бывшими промпредприятиями. И это нормально, потому что заводы должны работать в промзонах, а в центре города должны царить красота и уют (подробности)

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

ВОПРОС ДНЯ

Должна ли Москва-река быть обитаемой?

Борис ГРАЧЕВСКИЙ, создатель журнала «Ералаш», коренной москвич:

- Вполне можно оставить реку без «Валерия Брюсова» и сделать ее еще более проходимой. Корабли должны ходить по реке, а не стоять. Вряд ли можно очеловечить бетонные берега этим одним кораблем.

Олег МИТВОЛЬ, бывший заместитель руководителя Росприроднадзора:

- Думаю, убрать «Брюсова» власти решили потому, что такие суда делают набережную торговой. А это не совсем красиво.

Денис ГРИБАНОВ, яхтсмен, мастер спорта международного класса:

- Я смотрю на Москву-реку глазами спортсмена. Это отличный водоем для начинающих спортсменов, решивших заняться парусным спортом. Минус только в том, что это не море, нет большой волны.

Александр КАТКОВ, председатель правления «Российского водного общества»:

- Мне не хватает возле реки деревьев и кустарников. Понятно, что в бетон берега берут не просто так и что это часть городской архитектуры. Но зелени должно быть больше. А сама река вполне обитаема. И вода в последние годы стала чище.

Дмитрий НОВИКОВ, член Росрыболовсоюза:

- Набережные хорошо обустроены. В том числе и для нас, рыбаков. Ни разу не видел, чтобы у кого-то не получилось подойти к воде и закинуть удочку. В некоторых местах можно даже ловить рыбу для употребления в пищу. Например, в Строгинской пойме. Единственное - очень не хватает урн.

Сергей АНТИПОВ, предприниматель:

- Надо привлечь к этому делу малый бизнес, который и ресторанчики откроет, и развлекательные площадки. Чтобы на всех набережных было так же здорово, как в парке Горького!

Андрей Викторович, слушатель Радио «КП» (97,2 FM):

- Обязательно! Возьмите европейские города или Питер: туристы всегда к воде тянутся, с воды и город-то по-другому видится. В Москве же что-то посмотреть с кораблика можно лишь в центре, а дальше довольно тоскливо...

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также