.
- 1941 год. Начало производства самолетов «Ил-2» на воронежской земле. Летающий танк - так говорили о нем тогда. Каждый самолет распределялся лично Иосифом Сталиным. И отзывы приходили такие: «Уж очень хорош Ильюшин. Просим дать побольше машин», - при этих словах завороженные слушатели еще сильнее сплотились вокруг Светланы Гавриловой, директора музея боевой и трудовой славы ПАО «ВАСО».
.
27 апреля Светлана Владиславовна выступила экскурсоводом в стенах Воронежского краеведческого музея. В этот день состоялось торжественное открытие выставки «Самолет идет на взлет!». К 85-летию Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО) было решено открыть необычную экспозицию, чтобы каждый воронежец мог познакомиться со славной историей нашего авиазавода.
.
О покорении новых высот
Первыми гостями эксклюзивной выставки стали студенты воронежских вузов. Отворяя дверь музея, они что-то весело обсуждали друг с другом. В тот момент, если что-то и витало в их мыслях, то это явно были не самолеты. Однако стоило лишь парням и девушкам увидеть детальные модели крылатых машин и экипировку летчиков, как они тут же погрузились в эту удивительную атмосферу.
.
- Когда Воронежский авиационный завод только строился, в обществе царил энтузиазм. Все думали о покорении новых высот и дальности полета. Самолетостроители набирались знаний и опыта. Если первые военные самолеты могли разгоняться максим до 205 километров в час, то сейчас мы можем видеть реактивные самолеты, которые разгоняются уже до 2050 километров. Хотелось бы, чтобы такой энтузиазм возник в обществе и сейчас, чтобы молодежь стремилась в цеха и осваивала технику, - подчеркнула Раиса Новичихина, старший научный сотрудник краеведческого музея.
На большом производстве нет мелочей - важен каждый шуруп и болтик. Организаторам выставки удалось компактно показать выдающие этапы самолетостроения в нашем крае с 1930-х годов по современный период. За блестящими витринами уместилась практически вековая история: вот сверхзвуковой перехватчик «Ту-128» с заостренным ястребиным «клювом», а рядом пассажирский авиалайнер «Ан-10».
.
- Я с 74-го года работаю на ВАСО. У меня были в учениках и ребята, и девчата. Они всегда трудились с любовью. Ничего сложного тут нет. Но чтобы прийти на производство, нужно иметь светлую голову, - отметил Александр Злобин, проработавший не одно десятилетие на ВАСО фрезеровщиком. Именно про таких людей как Александр Павлович говорят - мастер с золотыми руками. Он знает самолет от носа до хвоста. В этот день он сам рассказал всем студентам о том, как много лет трудился в воронежских цехах.
.
Нам нужны новые силы
- А кто знает, какие самолеты сегодня выпускаются на нашем предприятии? - обратился к студентам Игорь Стрюк, начальник центра информации и печати ВАСО.
Откуда-то из толпы долетела робкая реплика: «Ил-96». Действительно, воронежский авиазавод постоянно занимается выпуском данной модели. Это самолет президентов: на нем летали и Борис Ельцин и Владимир Путин. Стоит ли в данном случае говорить о качестве изготовления? Сами летчики говорят: «Эти самолеты надежны как скала». С 2012 года ВАСО выпустил 23 таких самолета, и ни одной серьезной аварии с ними не было.
- Если вам интересно, вы потом сможете придти с экскурсией на ВАСО. Посмотрите цех, где собираются и «Ил-112», и «Ан-148». - пригласил студентов на предприятие Игорь Стрюк.
.
Важно, что выставка не только напоминает о прежних победах российского и воронежского авиастроения, но и показывает, что ВАСО не стоит на месте. Молодежь видит на конкретных примерах, что можно получить рабочую специальность и быть успешным в российской промышленности. Заказы на ВАСО расписаны до 2025 года - так что работа будет всегда. Сейчас студенты идут на завод, получают достойную профессию и привлекательную зарплату.
- Нам нужны новые силы, - обратилась в конце встречи ко всем присутствующим Светлана Владиславовна. - Нам нужны новые умы. Так что приглашаем вас всех на ВАСО!